Урок русского языка «Глагол. Морфологические признаки и синтаксическая роль»

0
0
Материал опубликован 12 April 2018

Тема: Глагол. Морфологические признаки и синтаксическая роль.

Цель: повторение, обобщение, систематизация изученного материала по теме «Глагол»

Задачи:

Обучающая : Систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи

Развивающая : Уметь находить изученную часть речи в тексте

Воспитательная: Воспитание бережного отношения к слову.

Ценность: праведное поведение

Качества: гармония, терпимость, уважение

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: таблицы, плакаты, карточки.


 

Ход работы

I. Организационный момент

- Здравствуйте , ребята! Внимание на экран.

Презентация « Притча Все оставляет свой след »

Какие ценности мы с вами рассмотрели ? Какие качества есть у ценности праведное поведение? (гармония, терпимость, уважение )

Словарная работа.

Что такое Гармония? Гармония , -и, ж. 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г.

Найдем однокоренные слова к слову «Гармония». Гармоника, гармонный, гармонировать, гармонизация, гармонический, гармонист.

Синтаксический разбор предложения.

В душе доброго и спокойного человека всегда царит необыкновенной красоты гармония.

Мы разделимся на команды. Возьмите листочки и разделитесь на команды по рисункам.

1 группа – Самолет 2 группа – Машина 3 группа – Корабль

Какая часть речи отвечает на вопрос что делает? (глагол)

Теоретическая разминка (актуализация знаний)

1. Что называется глаголом?

2. Какой грамматический признак мы определяем у глагола первым?

3. Какие времена глагола ты знаешь?

4. Какие грамматические признаки у глаголов Настоящего и Будущего времени?

5. Какие грамматические признаки у глаголов Прошедшего времени?

6. Какая форма глагола называется Неопределенной?

7. Как определить спряжение глагола?

8. Каким членом предложения может быть глагол?

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие. Что обычно берем в путешествие? (багаж, чемодан). Правильно. мы возьмем багаж знаний.

Глоссарий нашего урока

Глаго́л- етістік - verb

Действие-әрекет - action

Сказуемое- баяндауыш- predicate

Наклонение- рай - inclination

Время- шақ time

Вид- нысаны – view

Число- сан- number

Залог- кепіл – pledge

На интерактивной доске эпиграф к нашему уроку: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». Это высказывание А.Н. Толстого.


 

1 задание . Самостоятельная работа


 

1 группа – кластер «Глагол»

2 группа – диаграмма Венна (русский язык и казахский язык)

3 группа – диаграмма Венна (русский язык и английский)


 

2 задание . Работа с текстом


 

У одного мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает 3 и переживает его друг Мальчик.

Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный Человечек уже не совсем прозрачный, а чуть – чуть помутневший, говорит мальчику:

- Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай 3 дело, а потом иди, гуляй.

Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл 3 во дворе. Прошёл один день, второй день, а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

- Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик.

- Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и пошёл к больному другу. Принёс ему цветы и большое- большое яблоко, которое дала мама. Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

1. Озаглавьте текст

2. Понравилась ли вам притча? Чему она учит?

3. Чему учил Стеклянный человечек нашего героя?

4. Морфологический разбор выделенных слов (3 студента )

5. Работа по группам . 1группа - Определить наклонения глаголов

2 группа - Определить время глаголов.

3 группа - Определить вид глаголов.

Критерий оценивания (по тексту)

Критерий

1 балл

1

Заглавие текста

 

2

Главная тема притчи?

 

3

Чему учить притча?

 

Шкала переводов баллов в оценку

«5»

«4»

«3»

3 б

2 б

1 б

3. задание – Гласные в личных окончаниях глагола
Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем — II.

Сосны вершинами маш…т приветно.

Сумрак ночи к западу уход…т.

Роня…т лес багряный свой убор.

Разве…т ветер грозовые тучи.

Лес дыш…т прохладой.

А во ржи дорога стел…тся.

Не пен…тся море, не плещ…т волна.

Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.

Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.

Гасн..т вечер, даль сине…т.

Ключ

I спр.

II спр.

машут

уходит

роняет

дышит

развеет

пенится

стелется

проходят

плещет

сушит

веет

видишь

гаснет

гонит

синеет

клонит

 

тревожит

 

Критерий

1 балл

2 балла

3 балла

1

Правописание личных окончании

8-11

12-14

15-16

Шкала переводов баллов в оценку

«5»

«4»

«3»

3 б

2 б

1 б

Рефлексия «Лестница успеха» - учение помещает смайлик на соответствующую ступеньку – уверен в своих знаниях; в основном уверен; нужно еще повторить

Домашнее задание : Составить синквейн «Глагол» § 25 упр 4 стр 50

Оценивание :

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации