Урок русского языка в 6 классе «Гласные в приставках пре- и при-»
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе
Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»
Дата проведения: 14.11.2021 г.
Учитель: Балоева Альбина Валериевна
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока.
Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
Развить умение формулировать определение понятий.
Обогащать словарный запас учащихся.
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
Осуществление системно-деятельностного подхода.
Развитие внимания.
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
Уважительное отношение к родному языку.
Стремление к речевому самосовершенствованию.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности.
2.Владение разными видами речевой деятельности.
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Оборудование: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
- компьютер,
- проектор,
- раздаточный материал,
- словари русского языка (орфографический, толковый);
План урока.
Оргмомент (2 мин.)
Словарная работа (5 мин)
Актуализация знаний (7 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Физминутка (1-2 мин.)
Закрепление изученного материала (10 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Рефлексия. (1-3 мин.)
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивационно-ориентированный Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Организует класс на работу. -Добрый день, ребята! Рада вас всех приветствовать! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются | Принцип психологической комфортности. Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Словарная работа. Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности. | - Запишите словарные слова столбиком (Слайд №3) Диктует словарные слова: Поддаваться Репертуар Изображение Соломенный Телефон Акварель Великолепие Карикатура Интересный Проверьте диктант друг у друга, оцените. (Слайд№4) - Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока. | Записывают словарные слова столбиком. Взаимопроверка Определяют и записывают тему урока: «Приставки…» | Принцип деятельности. Познавательные: общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы; логические: - анализ объектов с целью определения темы урока; Коммуникативные: -умение строить связное высказывание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. | Организует повторение: Но прежде чем мы запишем тему полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке? - Правописание каких приставок мы уже изучили? - Расскажите об условиях их выбора. Готовит к восприятию нового материала. -Весь день шел Иванушка,ипр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился.Какпр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок !Пр…бегай ко мне,дружок» Секретарь, печатая, пропустила буквы. Вам предлагается отредактировать текст. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать? (В какой части слова они пропущены и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? - Допишем тему урока. Как она будет звучать? - А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? (Слайд№6) | Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок. Формулируют тему и цель урока. Нет Приставки пре- и при.- | Познавательные: -общеучебные: - структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить высказывание -логические: -анализ объектов с целью выделения признаков; -умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез); -обобщение наблюдений; Регулятивные: -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению -целеполагание Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -умение полно и точно выражать свои мысли; -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала. Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-. | Организует самостоятельную работу обучающихся в группах. Поработаем в группах, (разработать ОК правила и записать в рабочей папке) - У вас на столах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Обратимся к учебнику(стр. 128-129) и выполним задание (слайд № 7) 1,4 группы: найдите значения приставки при-, приведите примеры 2 группа: значение приставки пре- примеры. 3 группа: Возьмите на заметку! (Стр. 129, 131), примеры Что нового узнали из учебного материала? (Слайд№8) некоторые значения приставок - приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение . А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? Обобщение и выводы. 1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему по презентации, а пока мы посмотрим сценку и попробуем ответить на вопрос: «О каком значении приставки не шла речь в этой сценке?» ( неполнота действия). ДЕЛАЕМ вывод | Работают самостоятельно в группах по маршрутным листам Разрабатывают ОК правила, заполняют таблицу. Работают с информацией, представленной в форме текста. Передают знания друг другу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. Оцените работу друг друга (на полях карандашом). Составление рассказа на лингвистическую тему. | Принципы деятельности , вариативности и творчества. Познавательные: -общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; -умение применять информацию для решения практических задач. -структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: -планирование своей деятельности; -волеваясаморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; -коррекция; -контроль. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | После физкультминутки настраивает на следующий этап урока. Учитель называет слова с приставками пре- или при-. А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь: присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!» Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. - Перед следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!» | Физкультминутка «Приставочки». Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова. | Регулятивные: -саморегуляция; Коммуникативные: - управление поведением партнёра Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Применения знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения. | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-. 2) -Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу? (1 – на интерактивной доске) Оцените свою работу 3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС. Вставьте пропущенные буквы, объясните. 4) Работа в группах. 1 группа: «Лингвистическое лото»
2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте 3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок Вдруг о полночь конь заржал... Караульщик наш __________, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. -Здравствуй, князь ты мой _____________ Что ты тих, как день ненастный? Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног, Хлопал с радости ушами Да _______________ногами. Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной. ________________к заставе гости; Князь Гвидон зовет их в гости, Только поп один Балду не любит, Пирожок лишь разломила 4 группа: «Заблудившиеся слова». Задание: исправьте ошибки
Оценка 5) «Собери текст» У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них собрать текст. 1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. 2.Музыка в траве пр…тихла. 3.Вы любите осеннюю пр…роду? 4.Я всегда радуюсь пр…ближению осени, поэтому меня не пугают пр…огромные тучи, дождь и грязь. 5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть. 6.Он словно пр…задумался. 7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу! 8.На ветке березы пр…таился дятел. (Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5) (Слайд№9) 6) Собрали? А теперь запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска. (Ответ: И И Е Е И И И И Е) (Слайд№9) | Строят монологическое высказывание по теме. С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-. Работают группой (задание 4) Работают группой и индивидуально (задание5) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Выполняют задание по карточке. | Принципы деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи Познавательные: общеучебные: - умение применять информацию для решения практических задач; - умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; - умение строить доказательства; - рефлексия способов и условий действия логические: - анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона - коррекция; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: - сотрудничество в поиске информации; - умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - самоопределение; - развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха; - развитие творческого мышления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. | Даёт комментарий к выполнению задания. (Слайд№10) Для всех: § 31; На выбор: 1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные. 3.Упр. в рабочей тетради | Записывают домашнее задание: Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | Принцип психологической комфортности. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: - прогнозирование; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самооценка на основе успешности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексивно-оценочный. Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Осталось поставить оценки. Сложите оценки, полученные за урок, и поделите сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Уходя с урока, обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению. | Принцип обратной связи. Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Используемая литература:
Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. Москва. Просвещение 2016
Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Н.Н. Соловьёва. Москва. Просвещение 2016
Русский язык. Карточки – задания. 6 класс. Москва. Просвещение 2016
«Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.«Лингвистическое лото»
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить
2 . «Редакторы»
Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок
Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.
3. Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок
Вдруг о полночь конь заржал...
Караульщик наш __________,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
-Здравствуй, князь ты мой _____________
Что ты тих, как день ненастный?
Лишь игрушка-горбунок
У его вертелся ног,
Хлопал с радости ушами
Да _______________ногами.
Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.
________________к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не _______________
Пирожок лишь разломила
Да кусочек ____________________.
4. «Заблудившиеся слова»
Задание: исправьте ошибки
Приставка при- | Приставка пре- | Другие орфограммы |
Пр..забавныйПр..школьныйПр..ломлениеПр..нестиПр..стижПр..близитьсяПр..з | Пр..великийПр..колотьПр..вычкаПр..градитьПр..задуматьсяПр..милыйПр..успеть | Пр..столПр..остановитьПр..родаПр..зидентПр..интересныйПр..тупилсяПр..ключение |
5) «Собери текст»
У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них собрать текст.
1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.
2.Музыка в траве пр…тихла.
3.Вы любите осеннюю пр…роду?
4.Я всегда радуюсь пр…ближению осени, поэтому меня не пугают
пр…огромные тучи, дождь и грязь.
5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.
6.Он словно пр…задумался.
7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!
8.На ветке березы пр…таился дятел.