Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках -пре, -при»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель: Абих Татьяна Ивановна
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-«
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных Е,И в приставках
Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)
Личностные:
Уважительное отношение к родному языку.
Стремление к речевому самосовершенствованию.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности.
2.Владение разными видами речевой деятельности.
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
Развить умение формулировать определение понятий.
Обогащать словарный запас учащихся.
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
Осуществление системно-деятельностного подхода.
Развитие внимания.
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Тип урока: «открытие» нового знания
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательская деятельность, индивидуальная и коллективная деятельность обучающихся.
Основные понятия:
Межпредметные связи:
Оборудование: учебник.
- компьютер,
- проектор,
- раздаточный материал,
- словари русского языка (орфографический, толковый);
Схема конспекта урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивационно-ориентированный Цель этапа: проверить готов-ность к уроку, создать положи-тельный эмоцио-нальный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. |
- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!» -Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), всегда (безымянный), во всем (мизинец), здравствуй (всей ладонью), … (имя (Слайд№2) Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам Глазами к ним тянитесь, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье! - Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы из рабочих папок, оценивать работу друг друга по критериям. |
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают,здороваются ладошками |
Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Словарная работа. Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности. |
- Запишите словарные слова столбиком Диктует словарные слова: Поддаваться Репертуар Изображение Соломенный Телефон Акварель Великолепие Карикатура Интересный Проверьте диктант друг у друга, оцените. (Слайд№3) - Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока. |
Записывают словарные слова столбиком. Взаимопроверка Определяют и записывают тему урока: «Приставки…» |
Познавательные: общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы; логические: - анализ объектов с целью определения темы урока; Коммуникативные: -умение строить связное высказывание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. |
Организует повторение: Но прежде чем мы запишем тему полнос-тью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке? - Правописание каких приставок мы уже изучили? - Расскажите об условиях их выбора. Готовит к восприятию нового материала: - Мне только что пришло СМС (Слайд№4) Пр…бываем в Третьяково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, в 10.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе. С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При- - Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать? (В какой части слова они пропущены и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? - Допишем тему урока. Как она будет звучать? - А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? (Слайд№5) |
Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок. Формулируют тему и цель урока. Приставки пре- и при.- |
Познавательные: -общеучебные: - структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить высказывание -логические: -анализ объектов с целью выделения признаков; -умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез); -обобщение наблюдений; Регулятивные: -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению -целеполагание Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -умение полно и точно выражать свои мысли; -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала. Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-. |
Организует самостоятельную работу обучающихся в группах. Поработаем в группах, (разработать ОК правила и записать в рабочей папке) - У вас на столах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Обратимся к учебнику(стр. 128-129) и выполним задание (слайд № 6) 1,4 группы: найдите значения приставки при-, приведите примеры 2 группа: значение приставки пре- примеры. 3 группа: Возьмите на заметку! (Стр. 129, 131), примеры Что нового узнали из учебного материала? (Слайд№7-12). - приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение . А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? Обобщение и выводы. 1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему по презентации. А мы составим опорный конспект о значении приставок пре- и при- (заполним таблицу) |
Работают самостоятельно в группах по маршрутным листам Разрабатывают ОК правила, заполняют таблицу. Работают с информацией, представленной в форме текста. Передают знания друг другу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. Оцените работу друг друга (на полях карандашом). Составление рассказа на лингвистическую тему. |
Познавательные: -общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; -умение применять информацию для решения практических задач. -структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: -планирование своей деятельности; -волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; -коррекция; -контроль. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. |
Учитель называет слова с приставками пре- или при-. А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь: присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!» Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.
После физкультминутки настраивает на следующий этап урока. - Перед следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!» |
Физкультминутка «Приставочки». Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова. |
Регулятивные: -саморегуляция; Коммуникативные: - управление поведением партнёра Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Применения знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения. |
Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-. 2) -Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу? (1 – на интерактивной доске) Оцените свою работу 3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС. Вставьте пропущенные буквы, объясните. 4) Работа в группах. 1 группа: «Лингвистическое лото»
2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте 3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок Вдруг о полночь конь заржал... Караульщик наш __________, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. -Здравствуй, князь ты мой _____________ Что ты тих, как день ненастный? Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног, Хлопал с радости ушами Да _______________ногами. Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной. ________________к заставе гости; Князь Гвидон зовет их в гости, 4 группа: «Заблудившиеся слова». Задание: исправьте ошибки
Оценка 5) «Собери текст» У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них собрать текст. 1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. 2.Музыка в траве пр…тихла. 3.Вы любите осеннюю пр…роду? 4.Я всегда радуюсь пр…ближению осени, поэтому меня не пугают пр…огромные тучи, дождь и грязь. 5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть. 6.Он словно пр…задумался. 7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу! 8.На ветке березы пр…таился дятел. (Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5) (Слайд№13) 6) Собрали? А теперь запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска. (Ответ: И И Е Е И И И И Е) (Слайд№14) |
Строят монологическое высказывание по теме. С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-. Работают группой (задание 4) Работают группой и индивидуально (задание5) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Выполняют задание по карточке. |
Познавательные: общеучебные: - умение применять информацию для решения практических задач; - умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; - умение строить доказательства; - рефлексия способов и условий действия логические: - анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона - коррекция; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: - сотрудничество в поиске информации; - умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - самоопределение; - развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха; - развитие творческого мышления. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. |
Даёт комментарий к выполнению задания. (Слайд№14) Для всех: § 31; На выбор: 1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные. |
Записывают домашнее задание: Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: - прогнозирование; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самооценка на основе успешности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексивно-оценочный. Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Осталось поставить оценки. Сложите оценки, полученные за урок, и поделите сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь. -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? Оцените результаты своей деятельности на уроке( сигнальные карточки: красный – я внимателен на уроке, зеленый – не хватает усидчивости, желтый – следует быть организованнее) и заполним индивидуальные карты |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Уходя с урока, обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению. |
Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.«Лингвистическое лото»
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить
2 . «Редакторы»
Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок
Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.
3. Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок
Вдруг о полночь конь заржал...
Караульщик наш __________,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
-Здравствуй, князь ты мой _____________
Что ты тих, как день ненастный?
Лишь игрушка-горбунок
У его вертелся ног,
Хлопал с радости ушами
Да _______________ногами.
Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.
________________к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости.
4. «Заблудившиеся слова»
Задание: исправьте ошибки
Приставка при- |
Приставка пре- |
Другие орфограммы |
Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з |
Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть |
Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение |
5) «Собери текст»
У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них собрать текст.
1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.
2.Музыка в траве пр…тихла.
3.Вы любите осеннюю пр…роду?
4.Я всегда радуюсь пр…ближению осени, поэтому меня не пугают
пр…огромные тучи, дождь и грязь.
5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.
6.Он словно пр…задумался.
7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!
8.На ветке березы пр…таился дятел.