12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдуллаева Э.Ш.913
Россия, Орловская обл., село Старогольское
3

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках ПРЕ- и При-.

1.Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

2.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Воспитание культуры самосознания. Формирование у учащихся интереса к предмету.

Ресурсы урока

Проектор,экран, учебник Рууский язык, 6 класс под ред.М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская и др.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Настраивает детей на рабочий лад.

-Добрый день, ребята! Давайте настроимся на урок.

Наши ушки будут слушать

Наши глазки будут внимательно смотреть

Наши пальчики будут красиво писать

Наши головки будут хорошо думать

-Закройте глазки, опустите голову. Настройтесь на работу. У вас все получится, ваша работа должна радовать вас. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Садитесь. Постараемся в течение урока сохранить хорошее настроение. У вас на партах лежат смайлики. В конце урока вы продемонстрируете ими свое настроение.

Проверяют свою готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу в классе

2. Мотивация

-Начнем урок с проверки домашнего задания. Поднимите руку, у кого возникли вопросы?

Выполним задание "Ищу ошибки"

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте выполнение домашней работы, оцените ее и поставьте карандашом оценку. Спасибо. Отложим тетради в сторону. В других тетрадях запишите число, классная работа.

Слушают, выполняют команды учителя, осуществляют взаимопроверку

3.Актуализация знаний

Беседа учителя с обучающимися сопровождается просмотром презентации.

(Слайд 1)

-А сейчас я вам предлагаю вспомнить, что такое приставка? (Значимая часть слова, стоящая перед корнем, служит для образования новых слов)

- Какие приставки вы знаете? (Неизменяемые, приставки на з и с)

- Давайте вспомним неизменяемые приставки (Слайд 2 )

(о- у- с- (со-) в-(во-) за- по- вы- до- на- от- про- пере- через- (чрез-) об-(обо-) под- (подо-) над- (надо-) пред- (предо-)).

-А теперь выполните упражнения по слайдам:

(Слайд 3)

1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА?

А) заросший, залежь, законный.

Б) загородный, запить, закатиться.

В) заземлённый, замшевый, заикаться.

Г) закрасить, занозить, задумчивый.

(Слайд 4)

2.В каком ряду во всех словах выделяется приставка О-?

А) огрубелый, осмотреться, оглобля.

Б) огарок, огневой, озадаченный.

В) оглушить, оглавление, оголодать.

Г) оглашать, огуречный, осыпаться.

(Слайд 5)

3.В каком ряду во всех словах выделяется приставка ДО-?

А) документ, дошкольный, доработать.

Б) догоняющий, дотация, донельзя.

В) доисторический, должностной, добросердечный.

Г) достроенный, доверху, доломанный.

-Следующая группа приставок – это приставки на З и С. Давайте вспомним от чего зависит написание этих приставок?( От последующего согласного: глухая согласная – с, звонкая – значит з) ( Слайд 6).

- Какая приставка является исключением из правила?

(Приставка -с) (Слайд 7)

- А теперь давайте выполним задание(Слайд 8)

Вставьте пропущенные буквы:

Исписать, распрямиться, излечиться, взмахнуть, избегать, раздаваться, исчерпать, беззаботный, сделать, сжать, здравствуйте, исследовать, извержение, расположиться.

- Ребята, в русском языке есть еще одна особая группа приставок, а каких именно вы узнаете, прослушав небольшую сказку.

Взаимодействуют с учителем.

Вспоминают, что такое приставка. Называют неизменяемые приставки, смотрят на презентацию, сравнивая свой ответ и правильный, выполняют совместно с учителем задание.

Вспоминают приставки на з и с, проговаривают изученную орфограмму.

Выполняют задание совместно с учителем.

4.Целеполагание и планирование

(Слайд 9) Учитель рассказывает грамматическую сказку:

В стране Лингвинии жили – были сестры – приставки ПРЕ и ПРИ. Приставка ПРИ была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Ее сестренка приставка ПРЕ была совсем другого характера: она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда собрались все – все приставки на совет и осудили поведение приставки ПРЕ.

Задумалась приставка, приуныла. А через некоторое время произошло чудо. Стала эта приставка образовывать красивые слова: прекрасный, прелестный, преумный.

Перевоспиталась приставка, теперь она образует много слов с различным значением.

А приставка ПРИ- не растеряла своей доброты, и ей очень нравится находиться где-то рядом с нами: приехать, приклеить, присесть в пришкольном саду.

- О каких приставках говориться в этой сказке? (Приставки пре и при)

- Знаете вы что - нибудь об этих приставках?

-Как вы думаете, какие цели нашего урока?

(Познакомиться с приставками пре и при, изучить правило написания этих приставок)

- Запишите тему урока(Правописание приставок пре и при)

Взаимодействуют с учителем, выдвигают предположения о теме урока, пытаются сформулировать цели урока.

Записывают тему урока.

5.ткрытие нового знания

Учитель предлагает лингвистический материал (в слайдах на интерактивной доске), на основе которого обучающиеся самостоятельно делают вывод о том или ином случае написания приставок пре-, при.

(Слайды 11- 17 )

-Давайте подведем итог, отчего зависит написание приставок?

(От значения)

-Когда же пишем приставку при, а когда пре?

(Слайды 18)

Знакомятся с материалом на слайдах, отвечают на вопросы, записывают примеры, делают вывод о написании приставок.

6.Включение нового знания в систему знаний

Выполнение упражнения.

(Слайд 19)

-Перед вами слова с пропущенной орфограммой и таблица. Как вы думаете, что вам необходимо будет сделать сейчас?

- (Определять, в каких словах в приставке надо писать гласную и, в каких-е и записывать в необходимую колонку)

В значении «приближение»

В значении «присоединение»

В значении «неполнота действия»

Значение близко к приставке пере-

Значение близко к слову очень

Слова с неясным значением

           

Превесёлый, превращать, прибрежный, привести, приоткрыть, пребывать, презирать, пренебрегать, президент (приставки не выделяются, прибить, прижать, прикаспийский, прикупить, пришить, пришкольный, принарядиться, пребольшой, пребыть, прибыть(на работу),прикрасить, прекрасный.

Можно вызвать одного ученика, при этом учитель диктует слова из упражнения, а учащийся выбирает, к какой группе относится слово и записывает его в нужный столбик. Затем определяется значение слов, не вошедших ни в один столбик, они записываются в последний столбик.

А какой вывод мы сделаем по этой группе слов, которые остались в стороне? Как быть с ними? (Есть много слов, в которых значение приставок пре- и при- определить трудно. Правописание таких слов надо узнавать по словарю или запомнить).

-Давайте обратимся к учебнику, стр.115,стр.116, ознакомимся с представленным материалом в учебнике.

Формируют задание. Дают значение слова, записывают в нужную колонку.

Делают вывод, что из правила написания приставок есть исключения. Знакомятся с материалом по учебнику.

7.Промежуточная рефлексия.

Работа в парах. (Слайд 20)

"Проверь знания у соседа":

Приморский парк, пришить пуговицу, преудивительная история, преследовать врага, преградить путь, принести тетрадь, прирасти к дереву.

Осуществляют проверку, оценивают работы.

8.Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку.

-Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Влево, вправо поворот.

Разминаясь, вспомним склонение имен существительных. Если назову сущ 1скл -вы приседаете; если 2 скл -руки в стороны; 3 скл-круговые вращения головой.

Ветер, вишня, клен, лестница, полет, пластилин, ночь, красота, дичь, море.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Спасибо! Садитесь, продолжаем работать.

Выполняют команды учителя, настраиваются на следующий этап работы

9. Закрепление по теме.

Задание "Третий лишний"(Слайд 21)

В каждом ряду найди лишнее слово, написание которого проверяется по словарю. Докажи выбор.

1.Пр...клонить, пр...бежать, пр...готовить, пр...встать;

2.Пр...украсить , пр...сесть, пр...клоняться (перед талантом), пр...задуматься;

3. Пр...зирать (тунеядцев), пр...красный, пр...сильный, пр...ломить;

4. Пр...бавить звук, пр...дать (товарища), пр...старелый, пр...градить.)

Записывают слова, находят лишнее слово, объясняя причину выбора.

9.Рефлексия

Учитель организует рефлексию.

Предлагаю ответить на вопросы:

- на какие группы делятся все приставки в русском языке?

(Слайд 22)

- какова тема урока?

- какую цель ставили?

- достигли ли цели?

- какое правило использовали?

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

-Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Оцените работу своей пары.

Просит поднять смайлики, соответствующие настроению ребёнка в конце урока.

Подводят итог урока, подводят итог своей деятельности на уроке,называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось),формулируют конечный результат своей деятельности на уроке

Демонстрируют свое настроение при помощи смайликов.

10. Домашнее задание

(Слайд 23)

Информация о домашнем задании: записать в дневник

стр.112,115,116 №204(выучить правила); на «5», №203 на «4», № 205 на «3»

Задание учитель объясняет.

Записывают домашнее задание.

3


Презентация к уроку
PPTX / 2.91 Мб

Презентация к уроку
PPTX / 2.91 Мб
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.