12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина11162
Гришина Валентина Иосифовна. Педагогический стаж - 34 года. Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Россия, Мурманская обл., Апатиты

Годовая контрольная работа по русскому языку.  5 класс

 

Инструкция по выполнению работы

 

На  выполнение  проверочной  работы  по  русскому  языку  даётся 60 минут.  Работа Состоит из двух частей.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. 

При  выполнении  работы  не  разрешается  пользоваться  учебником,  рабочими тетрадями,  справочниками  по  грамматике,  орфографическими  словарями,  иными справочными материалами.

Советуем  выполнять  задания  в  том  порядке,  в  котором  они  даны.  Для  экономии времени  пропускайте  задание,  которое  не  удаётся  выполнить  сразу,  и  переходите к следующему.  Если  после  выполнения  всей  работы  у  Вас  останется  время,  Вы  сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

 ЧАСТЬ I

Диктант с грамматическим заданием.

 

(1)Самые крупные птицы в мире – страусы. (2)Их высота – два с половиной метра, а вес – пятьдесят килограммов.

(3)Живут страусы в Африке и в Австралии.

(4)У страусов длинная шея, покрытая пухом, красивое чёрное и серое оперенье. (5)Они не умеют летать, и крылья их служат для украшения. (6)У страусов очень сильные ноги, отличное зрение. (7)Благодаря огромному росту, они издалека замечают опасность, видят приближающегося хищника, объявляют тревогу, и животные убегают.

(8)Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. (9)Эти птицы легко приручаются, и люди обучают их пасти стада овец и возить повозки.

                                                        Т.А. Нуждина. Энциклопедия для малышей

 Грамматическое задание:

1. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает действие предмета.

Ответ: ____________________________________________________________

2. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает признак предмета.

Ответ: ____________________________________________________________

3. Сколько слов в предложении 8 обозначают предмет?

Ответ: ____________________________________________________________

4. Выпишите из предложения 7 по одному существительному разных склонений.

Ответ:

1 склонение - ______________________________________________________

2 склонение - ______________________________________________________

3 склонение - ______________________________________________________

5. В предложении 9 найдите глаголы в неопределенной форме, выпишите их, определите спряжение.

Ответ: _________________________________________________________

 

ЧАСТЬ II

 Прочитайте текст и выполните задания

 

(1)Человечество давно уже умеет измерять все: длину, температуру, скорость,  пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измере­ниям — так это боль,  которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории чело­вечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли,  заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

 

1. Установите границы композиционных частей текста. Внесите в таблицу цифры (номера предложений).

Ответ:

Часть

Вступление

Основная часть

Заключение

Номера предложений

 

 

 

 

2. Найдите в тексте информацию о предназначении нового медицинского аппарата?  Выпишите эту информацию.

 Ответ:____________________________________________________________

 

3. Из предложений (3) выпишите имя (имена) существительное(-ые) в винительном падеже единственного числа.

Ответ:____________________________________________________________

 

4. Из предложений (3) и (6) выпишите однокоренные слова с чередованием согласных в корне. Укажите чередующиеся согласные.

Ответ:____________________________________________________________

 

5. Из предложения (3) выпишите слово, которое является проверочным для однокоренного слова из предложения (1)

 Ответ:____________________________________________________________

 

6. Какие из перечисленных морфологических признаков (характеристик) являются общими для имён существительных «Тулузы» и «Лиона» из предложения (3):

1) неодушевлённое или одушевлённое,

2) имя собственное или нарицательное

3) склонение

4) род

5) падеж

6) число

Ответ:____________________________________________________________

 

7. В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Примеры из предложения (5)

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

является

 

поверхностью

 

заставляющей

 

Ответ:____________________________________________________________

 

8. Найдите в тексте слова с удвоенной согласной в корне слова. Запишите название правила (орфограммы), которому подчиняется написание этих слов.

 Ответ:____________________________________________________________

 

9. Запишите название фонетического явления, которое наблюдается в корнях слов ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕК

 Ответ:____________________________________________________________

 

10. Перестройте сложное предложение (6) в предложение с прямой речью. Расставьте соответствующие знаки препинания.

 Ответ:____________________________________________________________

 

11. Из предложений (5) и (6) выпишите слово(а) с двумя приставками.

 Ответ:____________________________________________________________

 

12. Из предложения (4) выпишите слово, в котором все согласные мягкие

Ответ:____________________________________________________________

13. Вспомните, чем отличаются формы слова и однокоренные слова. Распределите номера приведённых ниже записей в соответствующие колонки таблицы.

 1) измерять, измерениям

2) боль, боли

3) боли, заболеваниях

4) давно, недавно

5) человечество, человечества

6) человечество, человек

7) человек, человека

8) аглометр, аглометре

9) медиков, медицинской

10) изобретённый, изобретение

Ответ:

Формы слова

Однокоренные слова

 

 

 

 

 ОТВЕТЫ:

ЧАСТЬ I

Диктант

Критерии оценки грамотности учащегося

Баллы

Г1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет, или допущена одна негрубая ошибка

2

 

Допущено не более трёх ошибок

1

 

Допущено более трёх ошибок

0

Г2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

 

Допущено не более четырёх ошибок

1

 

Допущено более четырёх ошибок

0

Г3

Соблюдение грамматических норм

 

 

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

 

Допущено не более двух ошибок

1

 

Допущено более двух ошибок

0

 

Максимальное количество баллов

6

 

Грамматическое задание:

1. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает действие предмета.

Ответ: едят

 

2. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает признак предмета.

Ответ: мелких

 

3. Сколько слов в предложении 8 обозначают предмет? Ответ запишите цифрой.

Ответ: 5

 

4. Выпишите из предложения 7 по одному существительному разных склонений.

Ответ:

1 склонение – тревога

2 склонение – рост

3 склонение – опасность

 

5. В предложении 9 найдите глаголы в неопределённой форме, выпишите их, определите спряжение.

Ответ: пасти – I спряжение, возить – II спряжение

 

По 1 баллу за каждое верно выполненное задание № 1–4; 4 балла – задание 5 (за каждый глагол + спряжение).

Максимальный балл за грамматическое задание – 8

 

ЧАСТЬ II

1. Ответ:

Композиционная часть

Вступление

Основная часть

Заключение

Номера предложений

1

2-5

6

За верный ответ – 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов

2. Ответ: …может измерять степень боли, испытываемой пациентом, 
в частности при тяжёлых хронических заболеваниях

За верный ответ  1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие  0 баллов.

 

3. Ответ: суд, прибор, аглометр

 За верный ответ – 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

 

4. Ответ: медиков, медицинской; к//ц (К и Ц)

 За верный ответ – 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

 

5. Ответ: недавно

 За верный ответ – 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

 

6. Ответ: 1, 2, 5, 6

1 балл – записан верный ответ.

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.

 

7. Ответ:

Примеры из предложения 5

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

является

в начале слова

поверхностью

после разделительных знаков

заставляющей

после гласной

За верный ответ – 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

 

8. Ответ: правописание непроверяемой согласной в корне слова (возможны иные варианты ответа)

За верный ответ  1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие  0 баллов.

 

 9. Ответ: чередование (чередование звуков, чередование согласных звуков ч//к)

 За верный ответ  1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие  0 баллов.

 

10. Ответ: Учёные считают (утверждают): «В медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь».                                                                      За верный ответ – 1 балл.                                                                                                                          За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

 

11. Ответ: соприкосновении, неоценимую

За верный ответ  1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие  0 баллов.

12. Ответ: степень

 За верный ответ  1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие  0 баллов.

 

13. Ответ:

Формы слова

Однокоренные слова

2, 5, 7, 8

1, 3, 4, 6, 9, 10

 

 За верный ответ  1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие  0 баллов.

 

Максимальный балл за Часть II – 13

Максимальный балл за выполнение работы – 27

 

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

1-8

9-18

19-23

24-27

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Максакова Наталья Михайловна, 02.04.20 в 19:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, беру в копилку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.