Методические рекомендации «Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников»
Павликова Е. А.
музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 5
ГО Верхняя Пышма
Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников.
Одно из приоритетных направлений ФГОС развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность. Игровая деятельность широко используется в практике современного музыкального руководителя, даже в решении его узкой специализированной задачи – развитие вокального слуха и голоса.
Голос человека — сложный инструмент. Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: гнев, удивление, восторг, обида и т. п
Первые вокальные проявления начинаются уже у новорожденных - по крику и плачу ребенка можно определить, какой голос будет ребенка - низкий или высокий.
Голосовой аппарат постепенно развивается через звуковые сигналы (писк, плач, гудение). Приходит время, когда развитие речи помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает выразить свое эмоциональное состояние. К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых связок. Так, постепенно ребенок проходит все уровни голосовой активности - доречевой, речевой и певческий.
Особенности певческой деятельности детей определяются спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Голосовые связки очень тонкие (в 4 раза тоньше, чем у взрослого, и в 2,5 раза короче), богато снабжены сосудами, они легко ранимы и быстро перенапрягаются. Сила звука достигается не дыханием, а перенапряжением голосовых связок.
Как специалист, я давно стала задумываться о более эффективных методах развития речевого и певческого голоса. С чего начать, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?
На сегодняшний день педагоги практически не занимаются постановкой детских певческих голосов. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной методики постановки певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьёзный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но даже их здоровью. Возникает проблема собрать и адаптировать доступный для дошкольников материал, используя его в певческой практике ребенка. В своей работе я стала использовать методики В. Емельянова, М. Картушиной, как наиболее удачные для детского восприятия и разработала картотеку голосовых игр.
Отраженный в них разговорно-игровой метод помогает детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть с ним, снять эмоциональное напряжение. Работа над развитием вокального слуха и голоса должна быть эмоционально разнообразной и основываться на непроизвольном внимании детей. Развитие навыков вокального интонирования – «святая святых» певческой деятельности. Именно игровые упражнения для дошкольников являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, формирующим вокально-интонационную координацию. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Дети могут петь неверно по разным причинам: слабое слуховое представление высоты звука, недостаточный объём голоса, отсутствие координации в работе слухового и голосового аппаратов, неумение слушать себя при одновременном пении с другими детьми. На чистоту интонирования влияет также общее состояние здоровья ребёнка, его настроение, степень внимания и заинтересованности. Но при правильно продуманной методике занятий с детьми умение петь развивается. Из практического опыта Г.П. Стуловой замечено, что работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет, чем моложе ребенок, тем легче он перестраивается.
Во многих упражнениях применяется прием «глиссандирования» – это простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. Целесообразно все игры-упражнения подкреплять ручными жестами, это помогает детям понять направление движения звуковой волны. Приведу примеры наиболее интересных игровых интонационных упражнений.
Червяк.
Отправляется в полет
В яблоке червяк
И …. шмяк! (с понижением интонации)
В лесу.
З аблудились мы в лесу,
И кричим: «А -у, а -у» ( с повышением интонации)
Ослик.
Видел ослика вчера,
О н кричал: «И -а, и -а» (с понижением интонации)
Три синички.
Три синички танцевали
На лугу траву помяли (высокий регистр)
А корова: «Му-му-му,
Эту травку ни возьму!» (низкий регистр)
Ленивый жук.
Я немного пожужжу-жжж…========== (жужжим на одном звуке)
Н а ромашке полежу- жжж… (глиссандируем вверх-вниз)
Муха в воздухе летает – вз… (в высоком регистре)
Я на муху погляжу – вз… (в высоком регистре)
П оглядел и есть пора –жж.. жж..
ням ням.
На обед у нас кора – ням, ням.( «ползем» голосом по дереву вверх и вниз)
Пожую, спою жужжалку – жу, жу, жу…(поем от ноты «до» первой октавы, до ноты «соль» первой октавы)
И улягусь до утра (зеваем хорошо открывая зев)
Потому, что спать пора (кладем ладошки под щечку).
Санки.
Мы на горку поднимались
По ступенькам ледяным.
(Руки одна за другой на каждые два слога поднимаются вверх, интонация тоже поднимается).
-В санки сели?
- Сели, сели.
У х.. , летим! (руки быстро опускаются вниз, интонация понижается).
На коньках
Переход из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных
Мчусь, как ветер на коньках,
Ж -ж-жих! Ж-ж-жих!
В доль лесной опушки…
Ф-ф-фых! Ф-ф-фых!
Р укавицы на руках,
Ш-ш-ших! Ш-ш-ших!
Шапка на макушке…
Ракета
Переход от штро-баса к грудному регистру на разных последовательностях гласных. Соединение в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного
Сел вчера я на ракету
И на ней летал по свету.
А-а-а-а!
А-а-э-э!
А-а-у-у!
А-а-э-э-у-у!
А-а-э-э-у-у-ы-ы!
Вверх-вниз
Вверх, (фальцет)
Вниз, (грудной регистр)
Вверх, (фальцет)
Вниз, (грудной регистр)
Вверх и вниз лечу я быстро.
Т олько б не упа-а-а-сть! Бух!
Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой массаж связок самый простой способ оздоровления голоса ребенка. К тому же открытие способности правильно исполнять мелодию (а развить ее можно практически у каждого за один год) полностью меняет отношение ребенка к занятию.
Этот метод делает развитие голоса и решение певческих задач веселым и интересным для детей занятием. Голосовые развивающие игры могут использовать на своих занятиях не только музыкальные педагоги, но воспитатели и логопеды.