Урок чтения и развития речи в 8 классе Г.К. Паустовский «Телеграмма»
Урок чтения и развития речи
8 класс.
(адаптированная программа,VIII вид)
учитель Аксёнова Т.Г.
Урок составлен по адаптированной программе В.В. Воронковой к учебнику автора-составителя З.Ф.Малышевой «Чтение», 8 класс.
В ходе работы над произведением учащиеся учатся умению составлять характеристики героев, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывают своё отношение к действующим лицам, отрабатывают навыки беглого выразительного чтения с соблюдением русской орфоэпии. Урок помогает формированию нравственных качеств учащихся.
Тема: Г.К. Паустовский « Телеграмма».
Составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Цель:
развитие навыков беглого выразительного чтения целыми словами; познакомить учащихся с содержанием рассказа.
Задачи:
учить составлять характеристики героев на основе анализа текста с помощью учителя;
корректировать словесно – логическое мышление, зрительное восприятие, связную устную речь в процессе работы над темой урока;
воспитание милосердия, отзывчивости, любви к близким на примере художественной литературы через анализ поведения, поступков главных героев.
Оборудование: учебник, ксерокопии отрывков из рассказа Г. Паустовского
« Телеграмма».
На доске запись « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле.»
Заповедь пятая.
Конспект урока..
Оргмомент.
Основная часть.
Сообщение темы урока: сегодня мы продолжим работу над рассказом Г.К.Паустовского «Телеграмма». В учебнике рассказ дан в сокращении, поэтому для более полной характеристики героев мы будем использовать дополнительные отрывки из рассказа.
Текст лежит у вас на партах.
(проверка д/з проходит при составления характеристики героев)
У. - Продолжаем работать над рассказом Г.К. Паустовского «Телеграмма». Мы попробуем охарактеризовать героев этого рассказа.
У - Назовите героев рассказа «Телеграмма».
У. - Что вы можете сказать о Катерине Петровне?
( слабая, больная, старая, кроткая женщина, уставшая жить)
У. - А какова ее дочь Настя? Какое у вас сложилось о ней мнение?
(очень занятая на работе, к матери не приезжает)
У. - Давайте попробуем разобраться в этом человеке.
- Прочитайте письмо Катерины Петровны к Насте. (полный вариант)
- Почему она решается написать дочери письмо? Чем оно вас поразило?
(Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, не упоминает никого из знакомых, как это обычно делают в письмах, а пишет о саде, об осени. Она пишет о родной земле, в которую ей вскоре суждено лечь навсегда. Она пишет о самом главном - о своей любви к дочери, хотя прямо не говорит об этом ни слова. И только желание увидеть дочь, удерживает ее на этом свете.)
Физминутка.
Давайте подумаем об этом и подышим. Встали. (Во время физминутки проводится дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой – 3 упражнения)
У. – Как отнеслась Настя к письму матери? (зачитать стр. 197, 2ч.) Почему сразу не прочитала? (понимала, что раз мать написала письмо, значит случилось что-то. По пустякам К.П. старалась дочь не тревожить)
У. – Когда она прочитала письмо? (стр.196, прочитать этот эпизод)
У. – Почему она не поехала к матери? (была занята устройством выставки скульптора Трофимова)
У. – А можно было эту выставку устроить позже? (да) Устройство выставки могло подождать. Ее можно было провести и через месяц, и через полгода.
А какое дело не могло ждать? (…поездка к матери)
У. – Значит, Настя черствый, эгоистичный человек?
Но как же ее работа в союзе художников? Какой она работник? (очень хороший, бескорыстно помогает незнакомым людям)
У. – почему на чаше весов работа перевешивает заботу о матери? Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (варианты ответов детей)
У. – Забота о матери требует большого терпения, и никто этого не видит, никто этого не публично не оценит, не похвалит.
Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от души, отдавать ей все силы. О другое – помнить о своих близких. О матери. Не ограничиваться денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.
У. – как оценили деятельность Насти по устройству выставки в Союзе художников? (зачитать стр.198)
У. – почему телеграмма от Тихона приходит именно в тот момент, когда Першин говорит о заботе о человеке? (потому что забота должна быть настоящей, а не показной. Этот момент показывает противоречивость в характере Насти, которая заботится о чужих, забывая о своей матери.)
У. – как выглядит Настя? Попробуйте найти описание ее внешности.(ничего нет)
У. – совершенно верно. В полном тексте о внешности героини говорит только одна строчка: « у нее были русые волосы и большие холодные глаза». Все! А глаза – зеркало души. Какая же душа у Насти? (холодная)
У. – почему она не признается в том, что телеграмма о матери? (стыдно)
Значит, совесть не совсем умерла. (чтение стр.199 до « лишь бы простила»)
Искренна Настя в своих чувствах? ( да). Но меня насторожила одна фраза « брошенная всеми»! Действительно брошенная всеми или только Настей?
У. – с кем провела эту последнюю осень Катерина Петровна? (с Тихоном и Манюшкой, соседской девчонкой).
А что это были за люди? Кратко охарактеризуйте их. Ищем в дополнительных материалах (Манюшка – стр.197, Тихон – стр.195)
У. Обобщение ответов детей. Эти люди, старик и девчонка, не рассуждали о заботе о человеке, они просто помогали и жалели Катерину Петровну. И никто их за это не благодарил, никто им не хлопал. Они оставались с Катериной Петровной до самого последнего дня. (прочитать по времени)
Как провожали Катерину Петровну в последний путь? (читает учитель)
Почему Настя уехала из Заборья крадучись? Почему чувствовала «невыносимую тяжесть»?
Хочется надеяться, что Настя изменится. Ведь у нее вся жизнь впереди.
Чтение текста заповеди на доске. Как вы ее понимаете?
Настя нарушила эту заповедь: она оставила мать без помощи душевной, моральной в тяжелое для нее время, не заботилась о ней в старости.
Митрополит Алексий Сурожский сказал: «Пока мы нуждаемся в родителях, мы остаемся рядом с ними. Взяв же с них все, что можно взять, поворачиваемся к ним спиной, снимаем с себя всякие обязательства по отношению к нашим близким.
Исключаем себя из тайны любви, потому что больше ничего не можем получить, не способны давать сами.
Это и есть грех: исключить любовь, потребовать от любящего и дающего, чтобы он ушел из нашей жизни и согласился с тем, что его забыли».
Помните своих родителей, не оставляйте их одних!
III. Подведение итогов урока,
Домашнее задание