Урок развития речи в 8 классе
Презентация к уроку "Наши славные земляки"
PPT / 369 Кб
Проект
интегрированного урока
русского языка и краеведения
8 класс
Подготовил: учитель русского языка и литературы Н.Н.Герасименко МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Тема урока: Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (9.3) с использованием фактов из биографии прославленных земляков.
Цели:
образовательная: обучение сочинению-рассуждению, подготовка к написанию сочинения 9.3 на ОГЭ;
развивающая: развитие мыслительно-речевой деятельности у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, создание условий для развития коммуникативных навыков;
воспитательная: развитие системы ценностных отношений к землякам, воспитание
чувства патриотизма, прививать любовь к слову в тесной взаимосвязи с художественным словом.
Задачи:
обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления.
развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков.
воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, прививать любовь к слову в тесной взаимосвязи с художественной литературой.
Планируемые результаты:
предметные: сформированность умения образного восприятия текста, умение находить в художественном тексте подтверждение своей позиции, своего понимания текста.
метапредметные:
регулятивные: умение работать по плану;
коммуникативные: умение строить монологическую речь, владеть способами учебного сотрудничества;
познавательные: умение выдвигать гипотезу, формулировать проблему, выстраивать логическую цепочку доказательств;
личностные: умение выражать свое отношение к поставленной проблеме, понимать нравственные идеи текста и выражать свое к ним отношение.
Ход урока
-Доброе утро! Я рада вас видеть. Присаживайтесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, ведь только радушное отношение помогает человеку чувствовать себя комфортно, уверенно, а это настраивает на плодотворную работу. Цель у нас непростая. Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по подготовке к сочинению-рассуждению 9.3 из материалов ОГЭ. Только я предлагаю несколько иную форму работы: мы отступим от традиционного объяснения уже данного понятия, вы сами в какой-то степени станете разработчиками задания 9.3, а именно, попытаетесь в предлагаемых текстах выделить основное морально-нравственное понятие и прокомментировать его.
- Прежде чем приступить к работе, давайте обратимся к словам певца Курского края знаменитого поэта Николая Николаевича Асеева. Слайд 1
- Как вы думаете, о ком будут нести информацию предложенные мной тексты?
( о великих людях Курской области)
- Да, о великих людях Курской области, а именно, о наших земляках- суджанах. Наш край и наш район- это, конечно же, провинция, но провинция особенная, богатая известными, знаменитыми людьми. А через искусство слова мы постараемся открыть дверь в мир прекрасных людей нашего края. Слайд 2
- Итак, цели поставлены, работать мы будем не в тетрадях, а на рабочих листах. Они у вас лежат на столах. Оформите свои рабочие листы. ( запишите число и ФИО)
- Так как наш урок тесно связан с материалами краеведения, знатокам этого предмета «Краеведам» было предложено домашнее задание: кратко рассказать об известном земляке, факты из жизни которого мы возьмем в качестве тестов для работы.
Слайд 3 ( М.И.Гуревич- сообщение ученика)
( После выступления ученика учитель раздает распечатанные тексты- по 1 на парту)
- Обратимся к тексту Слайд 4-5 -Текст читает….
- Работаем в парах
- Какую важную морально-этическую особенность характера Михаила Иосифовича Гуревича мы можем выделить в данном тексте? А какие ключевые слова и словосочетания помогают нам в этом? Найдите в данном тексте эти слова и впишите их в рабочие листы.
( Задание 1)
Дети читают ответы
- Вот и подошли мы к основной цели урока: Сформулируйте задание 9.3.
( дети могут назвать Скромность и бескорыстие)
- Что значит быть скромным? В чем заключается скромность Гуревича?
-Давайте отметим, актуально ли это качество?
- Выразите собственное мнение, сформулировав тезис, и прокомментируйте его.
(Задание 2)
- Гордостью переполняются наши сердца, когда мы произносим имя великого земляка, актера, реформатора русского театра Михаила Семеновича Щепкина!
- Пожалуйста Слайд 6
Слайд 7 Текст
- Какую тему поднимает автор данного текста?
-Прочитайте слова и словосочетания, которые вы выбрали. Задание1
- А к какому аспекту жизни человека отнесем это понятие (этическому, философскому или духовно-нравственному)?
- Хорошо. Грамотно оформите формулировку тезиса текста в своих листах ( Задание 2 )
- Молодцы! Давайте сделаем вывод: бескорыстие, скромность, любовь-эти качества можно обьединить в одну очень важную характеристику духовного мира человека. Какую?
- Чтобы ответить на мой вопрос, обратитесь к словарику терминов.
- Да, действительно, эти понятия обозначают общечеловеческие нравственные ценности. Это и есть духовный мир человека О его внутреннем мире мы судим по поступкам.
- Вы молодцы! Коль неплохо справились с ролью разработчиков КИМов, то уж выполнить реальные задания вам не составит никакой трудности.
- Подведем итог Внимание на слайд 8
- Чтобы понять, какие человеческие качества вы возьмете на вооружение, я предлагаю закончить начатые мною строки
Надо знать…….
Надо чувствовать…..
Надо верить……
Надо быть настоящим…….
Чтобы творить добро на земле своей!
- Послушайте домашнее задание.
- Трудно найти человека, который не слышал бы романс « Утро туманное» на стихи И.С.Тургенева. Но, тем не менее, с этим романсом связано немало загадок. Романсы на стихотворение « В дороге» создали Георгий Львович Катуар, Яков Федорович Пригожий. Но наибольшее распространение получил он с музыкой, сочиненной Абаза.
Не сомневаясь в фамилии композитора, до сих пор не закончены споры о том, кем кем же именно написан романс.
Одна из версий гласит о том, что композитором является наш земляк Аркадий Абаза -Слайд 9
один из выдающихся деятелей и педагогов Курского края. Я предлагаю вам поискать информацию о данном факте и письменно поделиться своей точкой зрения.
--А этот замечательный романс оставляет вас наедине со своими мыслями, и пусть он послужит напутственным словом каждому вашему доброму делу!
- Спасибо за урок!