Занятие по математике во 2 классе «Головоломки»

0
0
Материал опубликован 21 March 2022

Тема занятия: Головоломки

Цель урока: Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с различными видами головоломок.

Задачи урока

1. Образовательные: расширить знания учащихся о видах головоломок и способах их решения.

2. Развивающие: способствовать развитию пространственного воображения, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности, мелкой моторики, устной речи; создать условия для развития коммуникативных навыков и развития навыков компьютерной грамотности.

3. Воспитательные: способствовать развитию умения работать в паре, группе; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к логическим играм.

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы — компьютер, интерактивная доска;

цветные карандаши, фломастеры, различные головоломки: кубик Рубика, змейка Рубика, металлические головоломки, пятнашки, пазлы, счётные палочки

Планируемые результаты:

Познавательные:

умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

различать способ и результат действия;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Коммуникативные:

принятие различных точек зрения;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ

Этап

Границы времени

Деятельность обучающегося

Технология, приёмы работы, формы работы с учащимися

Оборудование и учебно-методические материалы

Продукт

1.Мотивационный этап

1 минута

включение учащихся в деятельность


словесный: беседа

тетрадь, учебная презентация


2. Повторение ранее изученного (актуализация знаний)

Кто знает, что такое «головоломка»? Задача? Загадка? Задачная загадка? Или загадочная задача, которая ломает голову? Чем же головоломка отличается от обычной математической задачи? — В общем-то, вы все правы! Головоломка означает сложную, трудноразрешимую задачу, загадку или механическую игрушку. А выражение «ломать голову» обозначает «думать, находить решение».

Тот, кто придумывает головоломки, хочет запутать человека и отправить по ложному пути. Чтобы решить головоломку, нужно немало подумать, применить сообразительность, внимание и терпение. Решать головоломки очень полезно, и необходимо всем ребятам, кто хочет быть самым умным, внимательным и находчивым человеком.

К сожалению, одного общего правила для решения головоломок не существует, но играть без правил намного интереснее, поэтому будем учиться думать не так как все.

Существует множество самых разных головоломок, некоторые из них вы даже успешно умеете решать! Например,:

- То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка, можешь и нарисовать,

Называюсь я... (Тетрадь).

Как вы поняли, что я загадала тетрадь? Хорошо, молодцы, справились…

А вот такую головоломку разгадаете?

- Я состою из двух слогов.

Ты отгадать меня готов?

С начала нота прозвучала,

Потом важнейшая приправа

А вместе овощ я в саду.

В стручке на грядке я расту. (Фасоль).

Такая загадка называется ШАРАДА. Шарада — это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное.

5 минут

Загадочная задача, голову не ломают, а думают













































отгадывают загадки













решают шараду

Технология деятельностного метода; форма работы - фронтальная, словесный метод: диалог учителя с детьми.































индивидуальная (ответ)

презентация, тетрадь, карточка с шарадой































































запись слова - фасоль

3.Информационный блок (изучение нового)

А теперь АНАГРАММА. Она вам тоже хорошо знакома. Давайте откроем наши тетради. — Разгадаем анаграммы, найдём лишнее слово. И напишем его в ответ.

Азяц — заяц.

Блкае — белка.

Ораз — роза (лишнее слово). Едвемдь — медведь.

Курегун — кенгуру.

Бюлдерв — верблюд.

Ребята, почему слово «роза» — лишнее?


Ох! Уже справились? Какие вы молодцы! А я приготовила вам следующую головоломку! Давайте разделимся на команды. Возьмём счётные палочки и выложим из них вот такую фигуру. А теперь уберите две палочки, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата.


Ох, какие молодцы! Давайте что-нибудь посложнее, например, так: сложите вот такую фигуру, а теперь переложите 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных квадрата.


Это головоломки с предметами — логические задачки, в которых можно использовать различные предметы.

10 минут

Работа в тетрадях



















Потому что это цветок






Технология деятельностного метода; форма работы - индивидуальная работа с фронтальным обсуждением















работа в группах (групповая с фронтальным обсуждением)


презентация, рабочая тетрадь, счётные палочки

Записи в тетради (решение анаграмм, нахождение лишнего слова)

















выложенные фигуры из счётных палочек

4. Физминутка

Устали? Давайте разомнёмся!

Вдох — с улыбкой день встречаем, Выдох — всё мы замечаем.

Вдох — мы руки развели,

И плывём как корабли.

Выдох — вместе с капитаном, Странствуем по разным странам. Вдох — спешим за облаками, Машем крыльями-руками.

Выдох — вот уже летим,

Руки в крылья обратим. Успокоились немножко.

Вдох — закончилась дорожка, Выдох — встанем у порожка

И опять начнём играть,

День улыбкою встречать.

2 минуты

повторяют движения


презентация


3.Информационный блок (изучение нового) продолжение

Что же, нас ждут новые головоломки. На этот раз головоломки ПЕЧАТНЫЕ. И я уверена, вы тоже умеете их решать, и они вам хорошо знакомы. Давайте посмотрим?

Что это такое?

Правильно — кроссворд, игра со словами. Как разгадывают кроссворд? Верно! Чтобы его разгадать, нужно отгадать все пересечённые слова.

А это судоку. Числовой кроссворд. Это уже сложнее обычного кроссворда — нужно отгадать число и место, где оно должно стоять.

Это головоломка называется «Мосты». На рисунке числа в кружочках, их нужно соединить линиями-мостиками, по особым правилам.

А это «Паутинка». Среди всей этой неразберихи спряталась числовая цепочка.

Какие ещё вы знаете механические головоломки?

Кто не знает кубик Рубика? Это, пожалуй, самая популярная головоломка. По сборке кубика Рубика проводят мировые чемпионаты и ставят рекорды на скорость.

Змейка Рубика. Тоже очень популярная головоломка. Из неё можно сложить более ста различных фигур.

Проволочные головоломки. Запутанные и сложные, но если один раз решил, то последующие уже не кажутся такими запутанными и сложными.

А это что такое? Правильно, пазлы! Из отдельных кусочков собираем целую картинку. Чем мельче пазл, тем сложнее его собрать. А самый большой в мире пазл в собранном состоянии имеет размер 20 на 15 метров! И его собрали в России в 2012 году.

А это игра «Пятнашки». Как в неё играть? Правильно, нужно поставить все числа по порядку от 1 до 15.

11 минут

Работа на индивидуальных карточках

Технология деятельностного метода; форма работы - фронтальная


презентация,

индивидуальные карточки,

кроссворд:t1647861163aa.png

судоку – числовой кроссворд:

t1647861163ab.png

головоломка «мосты»:

t1647861163ac.png

«паутинка»; кубик Рубика, змейка Рубика, металлические головоломки, пятнашки, пазлы

подписи под картинками название головоломок (кроссворд, судоку, мосты, паутинка)

5. Блок самопроверки и самоанализа

Давайте откроем наши тетради и найдём «Паутинку». Среди всей этой неразберихи спряталась числовая цепочка от 1 до 9.


Какие вы молодцы! Как быстро справились! А у нас новая головоломка… — Что же это такое? Это РЕБУС. В ребусе разгадываемые слова зашифрованы в виде рисунков, иногда с буквами или цифрами. — Что же зашифровано тут? Давайте разгадаем!

6 минут

выполнение задания № 2 в тетради









решение ребуса

форма работы: индивидуальная с фронтальным обсуждением.





t1647861163ad.png

презентация, тетрадь









индивидуальная карточка




работа в тетради нахождение числовой цепочки от 1 до 9.


запись отгадки - корень


6. Домашнее задание

Ребята, на сегодня наше совместное путешествие заканчивается. Я приготовила для вас увлекательные задания, чтобы показать вам, что быть исследователем это круто!

2 минуты

знакомятся с заданиями

Фронтальная


индивидуальные карточки с головоломками

запись в дневниках

7. Рефлексивный блок

К сожалению, нам пора заканчивать занятие.

Что нового вы узнали сегодня? — Для чего нужны головоломки? — Сегодня мы узнали, что такое головоломка и познакомились с некоторыми из них, это только небольшая часть всех головоломок, которые существуют на свете. Мы узнали, что, решая головоломки, можно стать умнее, сообразительнее и терпеливее. А еще головоломки это весело и увлекательно!

3 минуты

отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, словесный метод: участвуют в беседе, отвечают на вопросы.


лист самооценки

заполняют лист самооценки​​​​​​​

По итогам изучения темы можно:

1. Организовать выпуск классного журнала «Ребусы».

2. Разработать руководство по составлению и разгадыванию ребусов (ребусы имён ребят класса).

3. Придумать свои фигуры для игры «Танграм». 4. Сделать выставку творческих работ (композиции из компьютерной игры, рисунки мебели, украшений из «Танграма» и т.д.).

5. Изучить другие головоломки. Приготовить доклады.

Примечание: Само слово «ребус» (rebus) имеет латинское происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Non verbis sed rebus» («Не словами, а при помощи вещей») и оставили из нее только последнее слово — rebus.



Глоссарий

1. Танграм («семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой. Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

2. Да-нетки (ситуации). О сути игры говорит само название: при угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения», «некорректно»). В наиболее распространённом варианте водящий описывает странную «ситуацию», а угадывающие должны, задавая уточняющие вопросы, выяснить подоплёку ситуации. Именно этот вариант называется «игрой в ситуации». Но есть и менее специализированный вариант игры, который часто используется для игр в начальной школе, когда один игрок загадывает предмет (например, животное), а другой должен угадать, о чём конкретно идёт речь. Исторически эта игра начала свой путь в США, с издания книги Пола Слоана, название которой можно перевести как «Загадки для нестандартно думающих».

3. Ребус — «Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков» С.И. Ожегов. В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного.

4. Пятнáшки — популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными числами, заключённых в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остаётся незаполненным одно квадратное поле. Цель игры — перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.

5. Мосты — головоломка, в которой необходимо соединить кружки с цифрами («острова») прямыми линиями («мостами»). Цифра на острове показывает, сколько мостов должно быть к нему проложено. Изолированных островов быть не должно; линии должны быть проведены таким образом, чтобы с любого острова по построенным мостам можно было попасть на другой остров. Между двумя островами разрешается строить не больше двух мостов. Линии могут проходить по горизонтали и вертикали, но не по диагонали. Они не должны преломляться, пересекаться или проходить сквозь острова.

ЛГруппа 73 ист самооценки:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.