Занятие по математике во 2 классе «Головоломки»
Тема занятия: Головоломки
Цель урока: Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с различными видами головоломок.
Задачи урока
1. Образовательные: расширить знания учащихся о видах головоломок и способах их решения.
2. Развивающие: способствовать развитию пространственного воображения, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности, мелкой моторики, устной речи; создать условия для развития коммуникативных навыков и развития навыков компьютерной грамотности.
3. Воспитательные: способствовать развитию умения работать в паре, группе; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к логическим играм.
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы — компьютер, интерактивная доска;
— цветные карандаши, фломастеры, различные головоломки: кубик Рубика, змейка Рубика, металлические головоломки, пятнашки, пазлы, счётные палочки
Планируемые результаты:
Познавательные:
– умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– различать способ и результат действия;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Коммуникативные:
– принятие различных точек зрения;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ
Этап | Границы времени | Деятельность обучающегося | Технология, приёмы работы, формы работы с учащимися | Оборудование и учебно-методические материалы | Продукт |
1.Мотивационный этап | 1 минута | включение учащихся в деятельность | словесный: беседа | тетрадь, учебная презентация | |
2. Повторение ранее изученного (актуализация знаний) — Кто знает, что такое «головоломка»? Задача? Загадка? Задачная загадка? Или загадочная задача, которая ломает голову? Чем же головоломка отличается от обычной математической задачи? — В общем-то, вы все правы! Головоломка означает сложную, трудноразрешимую задачу, загадку или механическую игрушку. А выражение «ломать голову» обозначает «думать, находить решение». Тот, кто придумывает головоломки, хочет запутать человека и отправить по ложному пути. Чтобы решить головоломку, нужно немало подумать, применить сообразительность, внимание и терпение. Решать головоломки очень полезно, и необходимо всем ребятам, кто хочет быть самым умным, внимательным и находчивым человеком. — К сожалению, одного общего правила для решения головоломок не существует, но играть без правил намного интереснее, поэтому будем учиться думать не так как все. — Существует множество самых разных головоломок, некоторые из них вы даже успешно умеете решать! Например,: - То я в клетку, то в линейку, — Написать по ним сумей-ка, можешь и нарисовать, Называюсь я... (Тетрадь). — Как вы поняли, что я загадала тетрадь? Хорошо, молодцы, справились… — А вот такую головоломку разгадаете? - Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? С начала нота прозвучала, Потом важнейшая приправа А вместе овощ я в саду. В стручке на грядке я расту. (Фасоль). — Такая загадка называется ШАРАДА. Шарада — это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. | 5 минут | — Загадочная задача, голову не ломают, а думают отгадывают загадки решают шараду | Технология деятельностного метода; форма работы - фронтальная, словесный метод: диалог учителя с детьми. индивидуальная (ответ) | презентация, тетрадь, карточка с шарадой | запись слова - фасоль |
3.Информационный блок (изучение нового) — А теперь АНАГРАММА. Она вам тоже хорошо знакома. Давайте откроем наши тетради. — Разгадаем анаграммы, найдём лишнее слово. И напишем его в ответ. Азяц — заяц. Блкае — белка. Ораз — роза (лишнее слово). Едвемдь — медведь. Курегун — кенгуру. Бюлдерв — верблюд. — Ребята, почему слово «роза» — лишнее? — Ох! Уже справились? Какие вы молодцы! А я приготовила вам следующую головоломку! Давайте разделимся на команды. Возьмём счётные палочки и выложим из них вот такую фигуру. А теперь уберите две палочки, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата. — Ох, какие молодцы! Давайте что-нибудь посложнее, например, так: сложите вот такую фигуру, а теперь переложите 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных квадрата. — Это головоломки с предметами — логические задачки, в которых можно использовать различные предметы. | 10 минут | Работа в тетрадях — Потому что это цветок | Технология деятельностного метода; форма работы - индивидуальная работа с фронтальным обсуждением работа в группах (групповая с фронтальным обсуждением) | презентация, рабочая тетрадь, счётные палочки | Записи в тетради (решение анаграмм, нахождение лишнего слова) выложенные фигуры из счётных палочек |
4. Физминутка — Устали? Давайте разомнёмся! Вдох — с улыбкой день встречаем, Выдох — всё мы замечаем. Вдох — мы руки развели, И плывём как корабли. Выдох — вместе с капитаном, Странствуем по разным странам. Вдох — спешим за облаками, Машем крыльями-руками. Выдох — вот уже летим, Руки в крылья обратим. Успокоились немножко. Вдох — закончилась дорожка, Выдох — встанем у порожка И опять начнём играть, День улыбкою встречать. | 2 минуты | повторяют движения | | презентация | |
3.Информационный блок (изучение нового) продолжение — Что же, нас ждут новые головоломки. На этот раз головоломки ПЕЧАТНЫЕ. И я уверена, вы тоже умеете их решать, и они вам хорошо знакомы. Давайте посмотрим? — Что это такое? Правильно — кроссворд, игра со словами. Как разгадывают кроссворд? Верно! Чтобы его разгадать, нужно отгадать все пересечённые слова. — А это судоку. Числовой кроссворд. Это уже сложнее обычного кроссворда — нужно отгадать число и место, где оно должно стоять. — Это головоломка называется «Мосты». На рисунке числа в кружочках, их нужно соединить линиями-мостиками, по особым правилам. — А это «Паутинка». Среди всей этой неразберихи спряталась числовая цепочка. — Какие ещё вы знаете механические головоломки? — Кто не знает кубик Рубика? Это, пожалуй, самая популярная головоломка. По сборке кубика Рубика проводят мировые чемпионаты и ставят рекорды на скорость. — Змейка Рубика. Тоже очень популярная головоломка. Из неё можно сложить более ста различных фигур. — Проволочные головоломки. Запутанные и сложные, но если один раз решил, то последующие уже не кажутся такими запутанными и сложными. — А это что такое? Правильно, пазлы! Из отдельных кусочков собираем целую картинку. Чем мельче пазл, тем сложнее его собрать. А самый большой в мире пазл в собранном состоянии имеет размер 20 на 15 метров! И его собрали в России в 2012 году. — А это игра «Пятнашки». Как в неё играть? Правильно, нужно поставить все числа по порядку от 1 до 15. | 11 минут | Работа на индивидуальных карточках | Технология деятельностного метода; форма работы - фронтальная | презентация, индивидуальные карточки, кроссворд: судоку – числовой кроссворд: головоломка «мосты»: «паутинка»; кубик Рубика, змейка Рубика, металлические головоломки, пятнашки, пазлы | подписи под картинками название головоломок (кроссворд, судоку, мосты, паутинка) |
5. Блок самопроверки и самоанализа — Давайте откроем наши тетради и найдём «Паутинку». Среди всей этой неразберихи спряталась числовая цепочка от 1 до 9. — Какие вы молодцы! Как быстро справились! А у нас новая головоломка… — Что же это такое? Это РЕБУС. В ребусе разгадываемые слова зашифрованы в виде рисунков, иногда с буквами или цифрами. — Что же зашифровано тут? Давайте разгадаем! | 6 минут | выполнение задания № 2 в тетради решение ребуса | форма работы: индивидуальная с фронтальным обсуждением. | презентация, тетрадь индивидуальная карточка | работа в тетради нахождение числовой цепочки от 1 до 9. запись отгадки - корень |
6. Домашнее задание — Ребята, на сегодня наше совместное путешествие заканчивается. Я приготовила для вас увлекательные задания, чтобы показать вам, что быть исследователем это круто! | 2 минуты | знакомятся с заданиями | Фронтальная | индивидуальные карточки с головоломками | запись в дневниках |
7. Рефлексивный блок — К сожалению, нам пора заканчивать занятие. — Что нового вы узнали сегодня? — Для чего нужны головоломки? — Сегодня мы узнали, что такое головоломка и познакомились с некоторыми из них, это только небольшая часть всех головоломок, которые существуют на свете. Мы узнали, что, решая головоломки, можно стать умнее, сообразительнее и терпеливее. А еще головоломки это весело и увлекательно! | 3 минуты | отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, словесный метод: участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | лист самооценки | заполняют лист самооценки |
По итогам изучения темы можно:
1. Организовать выпуск классного журнала «Ребусы».
2. Разработать руководство по составлению и разгадыванию ребусов (ребусы имён ребят класса).
3. Придумать свои фигуры для игры «Танграм». 4. Сделать выставку творческих работ (композиции из компьютерной игры, рисунки мебели, украшений из «Танграма» и т.д.).
5. Изучить другие головоломки. Приготовить доклады.
Примечание: Само слово «ребус» (rebus) имеет латинское происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Non verbis sed rebus» («Не словами, а при помощи вещей») и оставили из нее только последнее слово — rebus.
Глоссарий
1. Танграм («семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой. Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
2. Да-нетки (ситуации). О сути игры говорит само название: при угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения», «некорректно»). В наиболее распространённом варианте водящий описывает странную «ситуацию», а угадывающие должны, задавая уточняющие вопросы, выяснить подоплёку ситуации. Именно этот вариант называется «игрой в ситуации». Но есть и менее специализированный вариант игры, который часто используется для игр в начальной школе, когда один игрок загадывает предмет (например, животное), а другой должен угадать, о чём конкретно идёт речь. Исторически эта игра начала свой путь в США, с издания книги Пола Слоана, название которой можно перевести как «Загадки для нестандартно думающих».
3. Ребус — «Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков» С.И. Ожегов. В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного.
4. Пятнáшки — популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными числами, заключённых в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остаётся незаполненным одно квадратное поле. Цель игры — перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.
5. Мосты — головоломка, в которой необходимо соединить кружки с цифрами («острова») прямыми линиями («мостами»). Цифра на острове показывает, сколько мостов должно быть к нему проложено. Изолированных островов быть не должно; линии должны быть проведены таким образом, чтобы с любого острова по построенным мостам можно было попасть на другой остров. Между двумя островами разрешается строить не больше двух мостов. Линии могут проходить по горизонтали и вертикали, но не по диагонали. Они не должны преломляться, пересекаться или проходить сквозь острова.
Л ист самооценки: