Город и станицы в городе.

0
0
Материал опубликован 16 November в группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа №23»

________________________________________________________________________________________________________


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа № »

Приказ № ______от___.08.202г.

Подпись руководителя

______________ ф.и.о

Печать


КОНСПЕКТ

занятия по внеурочной деятельности

курса: «Познавая малую Родину»

в 4б классе МБОУ «Школа №23»

учителя начальных классов Бойченко Наталии Алексеевны

первой категории







Программа внеурочной деятельности: «Познавая малую Родину»


Направление: историческое просвещение младших школьников


Вид деятельности: познавательная / проблемно-ценностное общение, социальное творчество, краеведческая деятельность


Класс: 4 б


Тема: «Город и станицы в городе».


Форма проведения занятия: экскурсия-квест



Цель: продолжение знакомства учащихся с историей г.Рocтoвa-на-Дону; познакомить с городом в городе-Нахичеванью.



Задачи:


образовательная: 


развивающая: развивать способность осознанно определять связь между временем и рассматриваемыми событиями; активизировать познавательную активность и развивать интерес при изучении истории родного города.


воспитывающая: содействовать воспитанию чувства гордости через восприятие и осознание своей принадлежности к истории своего края, патриотизм.




Метапредметные результаты (УУД):


Личностные УУД:

расширение кругозора, повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.



Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.



Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему занятия с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.



Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.


Уровень образовательных результатов:

1-й уровень – Школьники приобретают знания об основных этапах истории родного края; об особенностях исторического развития родного края; о культурных и национальных традициях родного края, основных теоретических понятиях и терминах, необходимых для понимания истории родного края; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.


Место проведения: учебный кабинет.


Оборудование и оформление:



Демонстрационный материал (на доску)

Презентация.



ТСО

Компьютер, проекционная аппаратура.



Ход занятия


Этап занятия

Планируемый результат

Содержание

Наглядно – иллюстративный материал

Вступительная часть














































II.Основная часть.





Личностные УУД:

самоопределение (мотивация к деятельности)

Познавательные УУД:

- формирование представлений у детей по теме: «История родного города»

- ознакомление с событиями в истории города.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других


Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией

- настраивать себя на продуктивную работу

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



Познавательные УУД:

- устанавливать закономерности, строить рассуждения

- анализировать, сравнивать,

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

- слушать и понимать речь других

- формулировать свое мнение в устной форме

- высказывать свое предположение

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение, прогнозировать предстоящую работу

Личностные УУД:

- смыслообразование






Приветствие. Орг. момент(15сек)

Учитель:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с историей нашего любимого города и проведём внеурочное занятие «Познавая малую Родину». Тема занятия –«Город и станицы в городе».


Слайд 1

Город и станицы в городе



Звучит куплет песни «Город, которого нет».

Учитель:

- С легкой руки певца Игоря Корнелюка город Санкт-Петербург порой так и называют «Город, которого нет».

Но мы будем говорить сегодня об историческом месте, о городе, находящемся в нашем городе, Ростове-на-Дону и он чем-то похож на Санкт-Петербург.

-Кто догадался, о каком месте идёт речь? (О городе Нахичевани).

-А кто знает старое название Нахичевани? (Нор-Нахичеван).




























Слайд 2

Изображение г.Нахичевань.


Учитель:

-Да, ребята,верно. Мы с вами отправимся сегодня на необычную экскурсию-квест, чтобы найти город, которого нет. Для этого нам не придется куда-то ехать и лететь, а нужно лишь попытаться отгадать несколько ключей, которые приведут нас к сердцу утраченного города.


Ученик 1:

-А знаете ли вы, что Нахичевань по праву может называться младшим братом Васильевского острова в Петербурге, потому что оба эти места были основаны армянами в 1779 году, которые переселись из Крыма по указу Екатерины II . У них очень схожая, строгая линейная планировка. Через весь Васильевский остров проходит центральная ось — Средний проспект, а через Нахичевань — улица Мясникова, переходящая в улицу Сарьяна (бывшие 1-ая и 2-ая Федоровские).


Ученик 2:

-Крестными родителями Нахичевани можно смело считать Екатерину 2 и командующего Крымской арми­ей Александра Васильевича Суворова. Великий полководец не только отстаивал интересы армянской стороны во время переговоров об условиях переселения и содействовал то­му, чтобы переселенцы получили компенсацию от Российского правитель­ства за утраченное имущество, но и израсходовал огромную сумму денег из собственных средств для того, чтобы обеспечить их транспортом.


Ученик 3:

-Свой город поселенцы стали называть Нор-Нахичеван в честь старинного армянского города Нахичевань-на-Араксе. По преданию последний был основан библейским Ноем. После вклю­чения Нахичевань-на-Араксе 10 февраля 1828 года в состав Российской Империи из названия города донских армян убирается слово «Нор» и добавляется «на Дону».

В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону.


Учитель:

-Много песен и стихотворений в свое время было спето и написано о Нахичевани и нахичеванцах. И в наши дни многие с гордостью, радостью и грустью пишут о своем любимом городе, а также о своих селах — малой родине.

Так, знаменитый поэт Ашот Гарнакерьян оставил о Нахичевани несколько незабываемых строк:


Ученик 4:
Тот отчий край, где в детстве раннем
Цвела за окнами герань,
Хочу старинным звать названьем-
Нахичевань, Нахичевань.


Ученик 5:
Те переулки, где в гайданы
Играл с ватагою ребят,
Чуть вспомню — и как будто раны
Поры мальчишеской болят .





Ученик 6:
Там материнский добрый голос
Я слышал в утреннюю рань ,
Впервые шел учиться в школу ,
Нахичевань, Нахичевань!


Ученик 7:

Когда ж над верхнею губою
Усы пробились , был влюблен.
Девчонка с золотой косою
Со мною шла гулять за Дон .


Ученик 8:
Отрадно было запах лета
Вдыхать на травах луговых .
Моя девчонка , где ты, где ты,
Твой след искать в краях каких?


Ученик 9:
С той женщиной, что заслонила
Твой светлый образ, рядом стань!
Все это не вчера ли было,
Нахичевань, Нахичевань .


Ученик 10:
И пусть теперь земные дали
Распахнуты передо мной ,
Другие радости, печали
Своею я зову судьбой.




Ученик 11:
Но и в Москве , где яркой новью
Встает высотных зданий грань ,
Я вспомню о тебе с любовью,
Нахичевань, Нахичевань!



Учитель:

-Наш первый ключ - подсказка, куда нам следует двигаться.



Слайд 3

Этот дом - не просто дом,

Он высокий и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

И люди со всех сторон

Идут молиться в этот дом.




Учитель:

-Ребята, о чём идет речь? (О церкви.)

-Именно церковь была сердцем любого города. Если посмотреть на план Нахичевани, то вы увидите, что церкви планомерно распределены по всей территории города. А этот храм был главным.







В центре города древнего стоял,

Всех страждущих объединял

Крупнейший храм в Нахичивани.

24 года его создавали.

Носил он имя святого учителя,

Священномученика Григория ... ( Просветителя)




Слайд 4

Изображение собора Григория Просветителя


Ученик 12:

-Другое имя Григория Просветителя - Сурб Григор Лусаворич. Храм, носящий его имя, действительно крупнейший армянский храм города Нахичевани-на-Дону (1783—1966). В основание собора были положены и освящены четыре камня в честь четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна.



Ученик 13:

-Его освятили только в 1807 году — через 24 года после начала строительства. Трёхпрестольный храм построен в традициях русского классицизма и в плане архитектуры перекликается с ростовской церковью Сурб Хач. Над главным (западным) входом возвышалась трёхъярусная колокольня с часами.


Ученик 14:

-Барабан собора и ярусы колокольни были оформлены дорическими колоннами. Карниз собора был отделан декоративными сухариками. Интерьер храма украшали хачкары (вертикальные каменные плиты с изображением армянского креста) XIV-XVI веков, которые были привезены армянскими переселенцами из Крыма. Собор Григория Просветителя стал главной архитектурной достопримечательностью площади. От него велась нумерация домов города. Площадь, на которой стоял храм, получила название Соборной.


Ученик 15:

- Обычно армянские церкви скромны в своем убранстве, потому что армяне в Закавказье и в Крыму не могли себе позволить хранить в храмах золотые украшения. Они боялись постоянных набегов чужеземных завоевателей. Но храм Святого Георгия в Нахичевани был особым.


Ученик 16:

-Георгиевская церковь вообще занимала особое место. Она располагалась в Ростово-Нахичеванской меже, как бы была «выдвинута» в сторону, почти на крепости Димитрия Ростовского. Храм имел великолепное убранство. Как пишет ростовский краевед, профессор ЮФУ В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», можно предположить, что такое великолепное внутреннее убранство храма было не случайно. Ведь еще в этой церкви хранились и уникальные культовые святыни армянских переселенцев.



Ученик 17:

-Это было сделано специально, чтобы продемонстрировать жителям соседней крепости образцы своей духовной культуры и искусства. Ведь многие обитатели крепости Димитрия Ростовского с интересом заходили в храм Святого Георгия, чтобы познакомиться с образом жизни донских армян.


Учитель:

    - Вспомните, кто был крестной матерью Нахичевани? (Екатерина II).


Слайд 5

Изображение памятника Екатерине II


Ученик 18:


-Именно поэтому в 1893 году 18 сентября, к столетию со дня основания города Нахичевани, перед храмом Сурб Григор Лусаворич был установлен памятник императрице Екатерине II - в центре Нахичевани по дороге в храм. Постамент был изготовлен из полированного светло-серого кварца, в одной стороне которого рельефно выделялась голова архиепископа Иосифа Аргутинского в клобуке , в другой стороне- герб города и год основания , а в третьей и четвертой сторонах находились надписи золотыми буквами на русском языке: «Императрице Екатерине II благодарные армяне. В царствование Александра III в 1893 году».

В 1917 году памятник Екатерине II сняли, но в 1918 восстановили. А в 1920 памятник убрали и переплавили, а в 1925 на постамент водрузили скульптуру Карла Маркса. Последний вариант памятника Марксу был установлен в 1959 году. Он и сейчас стоит на площади,которая называется площадью Карла Маркса.



Слайд 6

Изображение памятника Карлу Марксу


Ученик 19:

-В начале 1930-х годов храм был закрыт для богослужений. Колокольня и купол были демонтированы, а в здании разместилась детская техническая станция. Храм был вновь открыт в 1942 году во время нацистской оккупации города. Храм оставался действующим до конца 1950-х годов. В середине 1960-х годов храм был снесён. А в 1970 году на его месте построили Дворец культуры завода Красный Аксай.



Учитель:

- Вспомните, как назывался древний крест-камень? (хачкар). После закрытия церкви он был перенесен в церковь Святого Карапета.

Мемориальный знак в память о Кафедральном соборе Армянской Апостольской Церкви находится на территории Парка культуры и отдыха имени Фрунзе города Ростова-на-Дону. Он был установлен в 2001 году, на средства, предоставленные общественной организацией Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общиной.





Слайд 7

Изображение мемориального знака






Учитель:

- Пришло время получить второй ключ, чтобы понять, куда двигаться дальше.



Слайд 8


Каждый год в свой срок придет

праздник самый лучший,

Самый яркий и веселый,

Радостно-певучий.

Любят все без исключенья

День Святого ... (Воскресенья)





Слайд 9

Изображение церкви Святого Воскресения

 

Учитель:  

-Церковь Святого Воскресения ( по-армянски  Сурб Арутюн) - наша следующая остановка.
Освящена она 29.05.2011 года Католикосом Гарегином Вторым.
Церковь построена на площади Толстого, на месте, где ранее располагался храм, носивший имя Сурб Григор Лусаворич (Григория Просветителя). Строительство новой церкви началось в октябре 2005 года. Здание построено в традиционном для армянских культовых сооружений стиле. 40-метровое (вместе с куполом) здание сможет одновременно вместить около 300 прихожан. Снаружи храм отделан розовым туфом, который специально доставляли из Армении.


Ученик 20:

 -Знаменательно, что к открытию церкви «Сурб Арутюн» мастера успели также отреставрировать памятник выдающему армянскому религиозному и политическому деятелю, князю, архиепископу Иосифа Аргутинскому ( Овсепу Аргутяну), который принимал непосредственное участие в переселении армян из Крыма и образовании на Дону Новой Нахичевани. Памятник находится рядом с церковью, на той же площади. (Площади Свободы в Пролетарском районе Ростова-на-Дону).



Слайд 10

Изображение памятника архиепископу Иосифу Аргутинскому


Ученик 21:

-В 1999 году памятник Иосифу Аргутинскому был установлен возле ТЮЗа на площади Свободы.
Автор монумента – Давид Рубенович Бегалов. Интересно, что памятник Иосифу Аргутинскому как бы смотрит на здание бывшего магистрата Нахичевани.
Иосиф Аргутинский сыграл в истории донских армян огромную роль. Он был не только отцом-основателем города, но и духовным лидером. Отрадно, что в историческом месте нашего города, в Нахичевани стоит памятник этому великому человеку.


Учитель:

-Территория вокруг Храма, стала символом возрожденной Нахичевани-на-Дону - тут рядом находятся: Генеральное Консульство Республики Армения в ЮФО России, старинная и единственная сохранившаяся в Нахичевани-на-Дону Армянская церковь «Святой Карапет» («Иоанна Предтечи»), которая основана по проекту архитектора В. В. Сазонова в 1875г. - освящена 11 июля 1881г., музыкальный театр, библиотека, другие очаги культуры и архитектуры - многие из  которые построены еще первыми армянскими переселенцами в ХVШ веке.

 Вот оно - сердце утерянного города, города, которого нет, и который есть. Сегодня мы открыли маленькую часть его, прикоснулись к его истории. А знаете, что делают армяне, когда завершают важное дело? То же, что и все люди на земле. Они танцуют, как танцевали после удачной охоты или после возвращения из похода в старину, как танцевали у стен Рейхстага в победном 45-ом. И этот танец - кочари, танец мужества, мира и дружбы.



Слайд 11

Танец Кочари

Ученик 22:

-Танец "Кочари" является массовым танцем, количество участников может быть не ограничено.Сейчас его танцуют на праздник и для развлечения,но изначально он не был таким уж развлекательным,он исполнялся только мужчинами,в основном перед битвой,для поднятия боевого духа.

Со временем его стали исполнять и женщины,вместе с мужчинами,что придавало танцу легкости и плавности.

Настоящий танец,классический,сложно исполнить без физической подготовки,ведь он наполнен резкими выпадами и прыжками.








Презентация







III.Заключительная часть

Познавательные

УУД:

-систематизировать, обобщить изученное

Коммуникативные УУД:

-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме

Регулятивные УУД:

-контролировать время и управлять им

-организовать выполнение заданий учителя

-анализировать и оценивать результаты своей деятельности

Личностные УУД:

-самоопределение

-нравственно-этические


1.Заключительная беседа.


-Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия.

Мы с вами сегодня узнали о городе, находящемся в городе.

И хотя города Нахичевани больше нет, но жизнь здесь продолжается. Продолжается и история армян Нахичевани, которые сейчас являются вторым по численности после русских народом Ростова-на-Дону.


2.Рефлексия


-Ребята, какие вы испытали эмоции, чувства, пребывая на экскурсии?

-Что интересного вы запомнили о городе Нахичевань?


Ответы детей


3.Подведение итогов.

На следующем занятии нам предстоит узнать о том, какие станицы есть в г. Ростове-на-Дону.









































































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.