12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суворова Светлана Ивановна373 Россия, Кировская обл., Унинский район с.Порез Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока географии в 8 классе по теме «Моря России»
Суворова Светлана Ивановна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с.Порез
Технологическая карта урока географии в 8 классе по теме «Моря России»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой учебной информации средствами самостоятельной практико-исследовательской работы.
Цели по содержанию:
Образовательные:
Сформировать представление учащихся об особенностях морей, омывающих территорию России;
Сформировать представление о природных ресурсах морей России;
Сделать практическую работу не только необходимой, сколько неотъемлемой частью учебного процесса, способствующей развитию учебной и исследовательской компетентности школьников.
Развивающие:
Развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;
Развивать умение сравнивать, делать вывод, свертывать информацию в таблицу;
продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации;
Развивать практическое освоение проектно - исследовательскими и коммуникативными методами;
Формировать учебную и исследовательскую компетенции - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач .
Использовать личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;
Воспитательные:
Способствовать пониманию востребованности результатов обучения;
Развивать любознательность; воспитывать патриотизм; потребность в здоровом образе жизни;
Продолжить экологическое воспитание на примере Черного моря.
Ожидаемый результат: формирование умения характеризовать, описывать объекты природы по плану.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки морей России.
2.Применять различные источники информации для составления сравнительной характеристики морей России.
Метапредметные:
1. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Планировать пути достижения целей под руководством учителя
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами,
4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. Определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы;
6. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
2. Формирование целостного мировоззрения.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Общеклассная, индивидуальная.
Средства обучения:
- физическая карта России,
- презентация «Моря, омывающие берега России»,
- учебники, тетради;
- атлас;
- справочные материалы и план описания моря
- тест (в конце урока)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |||
№п\п | познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||
Организационный момент | Приветствие, создание доброжелательной ситуации, проверка готовности к уроку Вы уже знаете, что мы живем в самой большой по площади стране. Мы познакомились с ГП, рельефом, климатическими условиями России. Впереди нас ждет еще много открытий об уникальности нашей страны. | Приветствие, настрой на урок | Контроль своих действий | Умение устанавливать контакт с окружающими | ||
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Слайд 1 (Тема урока) | 1.Читает стихотворение на фоне музыкального сопровождения (приложение 2) эпиграф к уроку: Россия- морская держава Она в штормовые ветра Свой парус холщевый держала Еще до деяний Петра. П.С.Комаров | Определяют тему урока «Моря России» |
анализ объектов с целью выделения признаков | Контроль своих действий | формулирование и аргументация своего мнения и позиции; | |
этап актуализации и пробного учебного действия;
Слайд 2 (Учитель подводит итог ) Слайд 3 | Давайте вспомним. Что нам известно о морях из курсов 6,7 классов? Проверка понятий и терминов по теме урока. 1.Что такое море, залив, пролив, соленость? 2. К бассейну каких океанов относятся моря, омывающие берега России? Проверка номенклатуры «Моря России» 3. Как определить расстояние до ближайшего моря? ( задание ОГЭ)
4. Типы морей 5. Что является границей между морями?
| 1. Отвечают на вопросы 2. У карты или см. диск к уроку 3.Определяют расстояние с помощью масштаба 4. Отвечают на вопрос 5. Отвечают на вопрос | Формирование терминов и понятий | взаимоконтроль | формулирование и аргументация своего мнения и позиции; | |
этап выявления места и причины затруднения; | Северные территории России омывают 6 морей и все они принадлежат бассейну Северного Ледовитого океана, почему бы их не объединить в одно море? Предлагает поставить цель (прикрепить на доску цели) определить показатели характеристики морей | выявляют причину (разнообразие природных факторов) Ставят цель (выявить различия в природных факторах) Выявляют показатели Работа с тетрадью, картами атласа, учебником | Выявлять причины и следствия простых явлений | Высказывать свое мнение | ||
этап построения проекта выхода из затруднения; | Предлагает план описания моря Но! Ваша задача выполнить работу в табличном варианте заготовки таблицы или чертят сами в тетради | Предлагают план проведения работы | умение вести записи, краткая характеристика, работа с таблицей | Выявлять причины и следствия простых явлений | Высказывать свое мнение | |
этап реализации построенного проекта; | Предлагает выполнить работу Руководит ходом работы (раздаточный материал, текст учебника) | Выполняют работу | применять источники информации для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы | умения организовывать свою деятельность, | управлять своим поведением | |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; Слайд 4-9 Моря Северного Ледовитого океана Слайд 10-14 Моря Тихого океана Слайд 15-17 | 1. Предлагает зачитать описание морей бассейнов трех океанов (приложение, презентация)
| Читают, слушают просматривают презентацию, | умение выделять, описывать и объяснять | Высказывать свое мнение | ||
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; | 1.Проверочная работа (см. приложение) 2.Предлагает проблемную ситуацию Каким вы представляете море? А Максим Горький -русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей описывал море так…(песня о буревеснике, фонограмма) Он птицами обозначил слои общества.
2.Задает загадки «Обитатели морей» | Выполняют работу, сравнивают с эталоном Выявляют проблему и решают ее (Гагара-северная птица, Буревесник-птица юга, редко встречается в северных морях, Пингвин- это Антарктика) Г. был человеком образованным. Он мог изобразить шторм в Нормандии (это Франция). Писатель там бывал. Пингвинами во Франции называли бескрылый гагарок. Они и были первыми пингвинами. В дальнейшем птицы южного полушария получили это имя, т.к. были похожи. | умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений | умения организовывать свою деятельность, самоконтроль | ||
этап включения в систему знаний и повторения; | 1.Предлагает выступить с сообщениями по теме «Что дают моря и люди друг другу?» Моря людям. А люди морям ? 2.Ресурсы морей 3. Творческая работа «Коллаж» 4.предлагает приготовить салат из морской капусты(ламинарии) | Выступления с сообщениями «Транспортные пути» «Биологические ресурсы» «Кислогубская ПЭС»
Рабора со схемой Готовят салат и определяют его ценность | Формирование терминов и понятий Социализация учащихся | Умение слушать и слышать Метапредметные умения | Умение выступать с сообщением | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | "А напоследок я скажу"… Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса: 1.Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)? 2.Что не оправдалось и почему? 3.Мои и наши перспективы? | самооценка | самоконтроль | |||
Домашнее задание | Предлагает домашнее задание на выбор: § Дополнительные творческие задания Творческое задание для домашнего выполнения 1.Почему лет 10 назад прибрежные буны и волнорезы на побережье города Сочи были усеяны мидиями, сегодня их количество резко сократилось и на тех же волнорезах мидии практически отсутствуют.
2.Как вы думаете, можно ли в городе Сочи отдыхающим предложить экскурсии по морским глубинам Черного моря на батискафе, как это делают для туристов в Красном море.
| Выбирают д\з, записывают в дневник | умения организовывать свою деятельность |
7