Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Занятие 6
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Готовимся к ОГЭ. Занятие 6. |
Целевая аудитория | Учащиеся девятого класса. |
Система работы | Дополнительные занятия, внеурочная работа, самостоятельная работа, домашняя работа. |
Цель | Подготовка к итоговому собеседованию и письменному экзамену в 9 классе. |
Задачи | 1) совершенствовать умение структурировать информацию текста, выделять микротемы, определять основную информацию микротем, сопоставлять содержание дополнительной информации с содержанием каждой микротемы и включать эту информацию в сжатое изложение в соответствии с содержанием конкретного абзаца, 2) совершенствовать умение создавать рассуждение на основе личных впечатлений, 3) повторить изученные орфограммы. |
Время | 60 минут |
Основные лингвистические понятия | Смысловое прогнозирование, микротема, абзац, рассуждение, монологическое высказывание, орфограмма. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | 1. Способы сжатия текста. Памятки. Справочник по русскому языку 5-9 класс. https://budu5.com/manual/chapter/3409 2. 5 великих путешественников, которые изменили мир https://www.volgograd.kp.ru/daily/26107/3003350/ 3. Какие речевые обороты помогут вам построить монолог – рассуждение? https://dzen.ru/a/Y7ppuooLDjrNyGB7 |
Ход занятия
1. Вспомните основные приемы сжатия текста, изученные в 7-8 классах (см. приложение 1)
2. Прочитайте текст с карандашом, подчеркните то, что оставите в сжатом изложении. Какие виды сжатия вы использовали?
Васка да Гама продолжил дело отца-путешественника. Он первым прошел путь через океан из Португалии на Восток.
Вырос будущий первооткрыватель в благородной семье в Португалии. В экспедицию на Восток он попал вместо отца–путешественника, который скоропостижно умер. В 1497 году его суда вышли из порта. Мало кто верил в успех португальца. Но у него получилось. Да Гама обогнул мыс Доброй Надежды и взял курс на Индию. Матросы умирали от цинги и в стычках с мусульманскими торговцами, наводнившими Африку. Они видели в путешественнике конкурента. И не зря. Через два года португалец привез обратно корабли специй – один из самых дорогих товаров в то время.
Вторая экспедиция была тоже удачной. В распоряжении Да Гама были уже военные корабли, чтобы защититься от недоброжелателей. Третья экспедиция стала последней для Васко да Гама. Его назначили представителем королевской семьи в Индии. Но пробыл он в этой должности не так уж и долго. В 1954 году он умер от тяжелой болезни.
Путешествия португальца спонсировала Испания.
3. Рассуждение по поставленному вопросу.
Вспомните речевые обороты, которые помогут вам построить монолог – рассуждение. (см. таблицу).
Что значит быть интеллигентным человеком?
Задание: дайте развёрнутый ответ на вопрос. Не забудьте дать ответы на вопросы:
-что значит быть интеллигентным человеком?
- как интеллигентность проявляется в поведении человека?
- как интеллигентность проявляется в речи человека?
- чего никогда не допустит в своей жизни интеллигентный человек?
- как к интеллигентному человеку относятся другие люди?
4. Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1.
1) ПРОМОКАШКА - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
2) ПРИЛЕЧЬ - приставка ПРИ- пишется в значении «неполнота действия».
3) речь ВЗВОЛНОВАННА - в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано.
4) РАЗЫГРАТЬ - после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
5) СВЕЖО (на улице) - в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.
2.
1) МОРЕХОДНЫЙ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.
2) ЛУКОВИЧКА- суффикс -ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц (луковица).
3) НЕФТЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
4) НИ С ЧЕМ – НИ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.
5) НЕСГОРАЕМЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
3.
1) ПРОТИРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) ЗАТЕЮТ (забаву) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ.
3) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.
4) ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
5) ВЫМЕТИТЕ (мусор) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.
5. Подведение итогов занятия
Приложение 1.DOCX / 13.51 Кб
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна