12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44839
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.

Название

Готовимся к ОГЭ. Занятие 6.

Целевая аудитория

Учащиеся девятого класса.

Система работы

Дополнительные занятия, внеурочная работа, самостоятельная работа, домашняя работа.

Цель

Подготовка к итоговому собеседованию и письменному экзамену в 9 классе.

Задачи

1) совершенствовать умение структурировать информацию текста, выделять микротемы, определять основную информацию микротем, сопоставлять содержание дополнительной информации с содержанием каждой микротемы и включать эту информацию в сжатое изложение в соответствии с содержанием конкретного абзаца,

2) совершенствовать умение создавать рассуждение на основе личных впечатлений,

3) повторить изученные орфограммы.

Время

60 минут

Основные лингвистические понятия

Смысловое прогнозирование, микротема, абзац, рассуждение, монологическое высказывание, орфограмма.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

1. Способы сжатия текста. Памятки. Справочник по русскому языку 5-9 класс.

https://budu5.com/manual/chapter/3409

2. 5 великих путешественников, которые изменили мир

https://www.volgograd.kp.ru/daily/26107/3003350/

3. Какие речевые обороты помогут вам построить монолог – рассуждение?

https://dzen.ru/a/Y7ppuooLDjrNyGB7



Ход занятия

1. Вспомните основные приемы сжатия текста, изученные в 7-8 классах (см. приложение 1)


2. Прочитайте текст с карандашом, подчеркните то, что оставите в сжатом изложении. Какие виды сжатия вы использовали?


Васка да Гама продолжил дело отца-путешественника. Он первым прошел путь через океан из Португалии на Восток.

Вырос будущий первооткрыватель в благородной семье в Португалии. В экспедицию на Восток он попал вместо отца–путешественника, который скоропостижно умер. В 1497 году его суда вышли из порта. Мало кто верил в успех португальца. Но у него получилось. Да Гама обогнул мыс Доброй Надежды и взял курс на Индию. Матросы умирали от цинги и в стычках с мусульманскими торговцами, наводнившими Африку. Они видели в путешественнике конкурента. И не зря. Через два года португалец привез обратно корабли специй – один из самых дорогих товаров в то время.

Вторая экспедиция была тоже удачной. В распоряжении Да Гама были уже военные корабли, чтобы защититься от недоброжелателей. Третья экспедиция стала последней для Васко да Гама. Его назначили представителем королевской семьи в Индии. Но пробыл он в этой должности не так уж и долго. В 1954 году он умер от тяжелой болезни.

Путешествия португальца спонсировала Испания.


3. Рассуждение по поставленному вопросу.


Вспомните речевые обороты, которые помогут вам построить монолог – рассуждение. (см. таблицу).

t1689010392aa.png


Что значит быть интеллигентным человеком?

Задание: дайте развёрнутый ответ на вопрос. Не забудьте дать ответы на вопросы:

-что значит быть интеллигентным человеком?

- как интеллигентность проявляется в поведении человека?

- как интеллигентность проявляется в речи человека?

- чего никогда не допустит в своей жизни интеллигентный человек?

- как к интеллигентному человеку относятся другие люди?


4. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1.

1) ПРОМОКАШКА - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

2) ПРИЛЕЧЬ - приставка ПРИ- пишется в значении «неполнота действия».

3) речь ВЗВОЛНОВАННА - в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано.

4) РАЗЫГРАТЬ - после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

5) СВЕЖО (на улице) - в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.

2.

1) МОРЕХОДНЫЙ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.

2) ЛУКОВИЧКА- суффикс -ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц (луковица).

3) НЕФТЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

4) НИ С ЧЕМ – НИ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.

5) НЕСГОРАЕМЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

3.

1) ПРОТИРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

2) ЗАТЕЮТ (забаву) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ.

3) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.

4) ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

5) ВЫМЕТИТЕ (мусор) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.


5. Подведение итогов занятия

​​​​​​​


Приложение 1.DOCX / 13.51 Кб
Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Юлия Васильевна Воробьева, 11.07.23 в 09:24 2Ответить Пожаловаться
При подготовке к урокам буду обращаться к Вашим публикациям. Спасибо большое, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 11.07.23 в 10:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, буду рада быть полезной. Я так готовлюсь к репетиторству.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.