Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Занятие 5
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Готовимся к ОГЭ. Занятие 5. |
Целевая аудитория | Учащиеся девятого класса. |
Система работы | Дополнительные занятия, внеурочная работа, самостоятельная работа, домашняя работа. |
Цель | Подготовка к итоговому собеседованию и письменному экзамену в 9 классе. |
Задачи | 1)совершенствовать умение структурировать информацию текста, выделять микротемы, определять основную информацию микротем, сопоставлять содержание дополнительной информации с содержанием каждой микротемы и включать эту информацию в сжатое изложение в соответствии с содержанием конкретного абзаца, 2) совершенствовать умение создавать повествование на основе личных впечатлений, 3) повторить изученные орфограммы. |
Время | 60 минут |
Основные лингвистические понятия | Смысловое прогнозирование, микротема, абзац, повествование по личным впечатлениям, монологическое высказывание, орфограмма. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | 1. Способы сжатия текста. Памятки. Справочник по русскому языку 5-9 класс. https://budu5.com/manual/chapter/3409 2. 5 великих путешественников, которые изменили мир |
Ход занятия
1. Вспомните основные приемы сжатия текста, изученные в 7-8 классах (см. приложение 1)
2. Прочитайте текст с карандашом, подчеркните то, что оставите в сжатом изложении. Какие виды сжатия вы использовали?
Христофор Колумб стал настоящим мореплавателем благодаря тестю – владельцу одного из островов в Португалии. Изучая географию, Колумб решил, что до заветной Индии можно добраться через Атлантический океан. Ведь в те времена сильная Турция перекрыла пути на Восток, и Европе необходима была новая дорога в этот край специй. Только испанская корона согласилась спонсировать Колумба, и в 1492 году три каравеллы «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта» вышли на открытую воду. Сначала корабли взяли курс на Канарские острова, потом на запад. Несколько раз экипаж требовал возвращения, но Колумб настаивал на своем. В итоге они причалили к острову Сан-Сальвадор (Гуанахани). Затем открыли еще острова Хуана (нынешняя Куба) и Эспаньола (Гаити). Правда, путешественник был уверен – они находятся на побережье, омываемом Индийским океаном. В Испанию он вернулся с триумфом, и в новое путешествие отправилась эскадра уже в составе 14 каравелл и трех торговых судов.
Но Колумб не был ученым, а преследовал совершенно корыстные цели: обеспечить семью и себя. И это сказалось на его дальнейшей судьбе: коренное население бунтовало. В колониях, где главным принципом были стяжательство и жадность, писали в Испанию жалобы на Колумба и его брата даже сами колонизаторы. Но свое дело он сделал - открыл для Европы архипелаг Больших Антильских островов, устье реки Ориноко, Центральную Америку. Правда, до конца жизни был уверен, что все это соседствует с Индией.
У мер Колумб в болезни и нищете и даже после смерти не нашел покоя. Его останки переносили из города в город несколько раз.
3. Повествование на основе личных впечатлений.
Тема «Профессия будущего»
Задание: расскажите о профессии, которая, по-вашему, будет востребована в будущем. Не забудьте включить следующую информацию:
- назовите профессию и область ее функционирования,
- почему эта профессия нужна в будущем,
- где эта профессия может быть применима,
- какими качествами нужно обладать, чтобы освоить эту профессию,
- какие знания нужны, чтобы стать профессионалом в этой области,
-где уже сейчас нужно учиться, чтобы освоить профессию.
4. Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1.
1) НЕУКОСНИТЕЛЬНЫЙ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
2) ПРИДЕЛ (к храму) – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия».
3) девочка РАССЕЯННА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано.
4) около ДАЧ – в форме множественного числа родительного падежа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется.
5) РАСФАСОВАННЫЙ - на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, пишется буква С.
2.
1) ТРАВЯНОЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов.
2) НЯНЕЧКА- суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на –иц.
3) МОГУЧ (богатырь) – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил.
4) РОСТОВЩИК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
5) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё.
3.
1) ЗАМИРАТЬ (от страха) — безударную гласную в корне можно проверить словом мир.
2) СДЕЛАЛИ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ТКАЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ч пишется суффикс К.
4) (начертил) ПО-ДРУГОМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
5) ИЗМУЧЕННЫЙ (боец) – в причастиях пишется НН, если есть приставка.
5. Орфографический анализ
Подведение итогов занятия
Приложение 1DOCX / 13.51 Кб
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна