Методическая разработка «Готовимся к олимпиаде»
Тема: «Готовимся к олимпиаде»
Программное содержание:
Цель: Формировать элементарные математические представления.
Образовательные задачи:
Продолжать учить устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, располагая их в возрастающем порядке по величине. Закреплять отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1),умение увеличить и уменьшить каждое число на 1 (в пределах 10).
Уточнить знание известных геометрических фигур.
Продолжать учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги); отражать в речи пространственное расположение фигур (вверху, внизу, слева, справа, в левом в верхнем (в правом нижнем) углу, между и др.).
Развивающие задачи:
Развивать глазомер, цветовое восприятие, восприятие слуха, внимание, память, логическое мышление, способность анализировать.
Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение выслушивать ответы других, не перебивать, дополнять ответы.
Материал:
Демонстрационный: колокольчик, конверты под №1,2,3,4,5 разного цвета, бубен, образец задания «Разложи как я скажу»,схема-образец «Снежинка».
Раздаточный: цветные счётные палочки Кюизенера, карточки с цифрами, лист бумаги формата А4, наборы геометрических фигур (красный квадрат, зелёный треугольник, синий круг, жёлтый квадрат, зелёный круг), снежинки (смайлики).
Методические приёмы:
1.Организационный момент «Скоро Олимпиада».
2.Игровое упражнение «Построить поезд»
3.Игровое упражнение «Сколько раз ударю в музыкальный инструмент»
4.Игровое упражнение «Разложи, как я скажу»
5.Игровое упражнение «На 1 больше, на 1 меньше »
6.Игровое упражнение «Выложи снежинку по образцу»
7.Рефлексия
Ход занятия:
Воспитатель звонит в колокольчик и приглашает всех встать в круг.
Воспитатель:
Колокольчик вас зовёт
Поиграть со мной ведёт.
Дай мне руку, ты – мой друг
Встанем вместе в дружный круг.
Дети берутся за руки, встают в круг.
Воспитатель: ребята, я рада, что вы услышали колокольчик! Ведь он не простой, а волшебный. Он собирает в круг только хороших, добрых детей.
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся.
Воспитатель: (собирает вокруг себя детей и рассказывает, что на электронную почту поступило предложение принять участие в олимпиаде по математике). Ребята, вчера, когда проверяла свою электронную почту, я увидела письмо, где написано, что в феврале будет проходить олимпиаде по математике. И я подумала, почему бы нашим деткам не поучаствовать в олимпиаде. Вы хотите принять участие в олимпиаде? Ответы детей.
Воспитатель: На олимпиаде задания бывают разные: легкие и сложные. И чтобы выполнить все задания на олимпиаде нужна тренировка. Давайте мы сегодня попробуем выполнить задания, и подготовится к олимпиаде. Задания для вас я разложила в конвертики. Ребята, помогите мне сосчитать их и узнаем, сколько заданий я подготовила.
Дети: считают и называют количество конвертов.
Воспитатель: Молодцы, верно сосчитали, были внимательны. Как вы думаете, с какого конверта начнем выполнять задания?
Ответ детей. (с конверта №1)
Воспитатель:
- Готовы выполнить задания?
Игровое упражнение «Построить поезд»
Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: белый.
Воспитатель читает: «Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками.
Предлагаю построить вагончики поезда из палочек Кюизенера, расположив палочки «вагоны» от самого короткого к самому длинному.
- Разложите под каждой палочкой соответствующую цифру.
- Какое число обозначает оранжевый вагон? (10).
-Назови, какого цвета вагон, обозначающий число на 1 больше чем 8. (синий). Это будет число (9)
- Назови, какого цвета вагончик, стоящий между 8 и 6 (Чёрный)
-Назови, число, обозначающее жёлтый вагон. (Пять)
- Какого цвета вагон слева от розового? (Белый).
- Найди вагон, который стоит рядом с красным, но не желтый (Голубой).Молодцы с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Молодцы, справились. Готовы к следующему заданию? Тогда открываем конверт (розовый).
Игровое упражнение « Сколько раз ударю в музыкальной инструмент…»
(Показать палочку, соответствующую количеству ударов.)
Воспитатель: Ребята, вам нужно будет посчитать услышанные звуки и поднять соответствующую цветную палочку, обозначающую нужное число.
Игровое упражнение «Разложи, как я скажу»
Воспитатель: Давайте откроем третий конверт. Какого он цвета? (голубой)
Игровое упражнение «Разложи, как я скажу» Приложение №1
На тарелочках у вас лежат карточки с цифрами и лист бумаги. В нижний левый угол положите карточку с цифрой 5, в правый нижний угол – карточку с цифрой 9, в левый верхний угол – 10, в правый верхний угол – 7, посередине листа положите карточку с цифрой -6.
- Разложите на карточки цветные палочки в соответствии с числовым обозначение. (Детям даются карточки с цифрами).
Воспитатель предлагает разложить на карточки цветные палочки в соответствии с числовым обозначением, а затем дает задания)
Готовы выполнить задания.?
Будьте очень внимательны.
- справа от палочки, которая обозначает число 5 положить красный квадрат;
- слева от палочки, которая обозначает число 9 положить зеленый треугольник;
- над палочкой, которая обозначает число 6 положить синий круг;
- под палочкой, которая обозначает число 7 положить желтый квадрат;
- между палочками, которые обозначают числа 10 и 5 положите зеленый круг.
(Воспитатель предлагает детям проверить выполненное задание, образец которого вывешивается на доске. Если дети ошиблись, то они исправляют ошибки, проговаривая свои действия).
Игровое упражнение «На 1 больше, на 1 меньше». Чтобы выполнить это задание я вас приглашаю в круг. Ребята, правила игры такие, показываю палочку и выполняем движения на 1 больше ( на 1 меньше)
Воспитатель: Открываем следующий конверт (красный) и следующее задание.
(Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей выполнить на 1 движение больше или меньше:
- присесть;
- хлопнуть в ладоши;
- прыгнуть;
- моргнуть глазами;
- поднять руку вверх и т.д.)
Игровое упражнение «Выложи снежинку по образцу». Приложение№2
Воспитатель: Ребята, посмотрите, остался последний конверт. Какого он цвета? (жёлтый)
(Детям показать образец , по которым нужно выложить на столе точно такую же)
Воспитатель: У меня на доске схема снежинки. Постарайтесь её запомнить, и после того как я ее закрою, самостоятельно выложите точно такую же снежинку.
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями.
6) Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, какие были задания?
Скажите, какое из заданий было для вас наиболее трудным?
А с чем вам было легче всего справиться? (ответы детей)
Ребята, вы молодцы! Справились с заданиями, тренировку прошли успешно. С такими знаниями можно поучаствовать в олимпиаде и показать хороший результат. Если вам понравилось наша подготовка к олимпиаде поднимите весёлый смайлик, если не понравилось – грустный.
Теперь вы можете поиграть сами.
Дети продолжают игру.
Использованные источники
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Л.Д. Комарова Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упраженеия по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М. :Издательство ГНОМ, 2013. – 64 с.
- Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.:ММОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/09/13/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-matematike-s-ispolzovaniem-igr-i
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-s-primeneniem-palochek-kyuizenera-v-podgotovitelnoi-grupe.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/03/11/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-elementarnykh-matematicheskikh