Готовимся к олимпиаде по географии «Решение заданий по топографической карте»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ЛУЧШИЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ».
Готовимся к олимпиаде по географии
"Решение заданий по топографической карте"
Разработала: Ванина Ольга Константиновна, учитель биологии и географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1 - гуманитарно-математический лицей имени Героя России Горшкова Д.Е.»
2021 г.
Тема занятия: "Решение заданий по топографической карте"
Цель занятия: Систематизация, обобщение и коррекция знаний и умений по теме «Географическая карта и план».
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о топографических планах и картах; корректировать, обобщить и систематизировать знания для работы с топографическими планами и картами;
научить применять полученные знания в практической деятельности; проверить и оценить качество усвоения учебного материала для успешного выступления на олимпиаде различного уровня.
Развивающие:
развитие самостоятельности, интереса к географии;
развитие логического мышления, наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся факты;
формирование навыков самоконтроля.
Воспитательные:
формирование внимательности и аккуратности при работе с топографической картой и вычислениях;
воспитывать экологическую культуру, любовь и бережное отношения к ко всему живому, расширить и углубить знания о правилах поведения в природе.
Вид занятия: практическое занятие
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Средства обучения, оборудование:
дидактические средства обучения: физическая карта полушарий (6 класс, план местности), раздаточный материал с заданиями.
технические средства обучения: Интерактивная доска SMART Board.
Методы и приемы обучения, применяемые технологии:
словесные (беседа, инструктаж по выполнению заданий);
наглядные (тематическая презентация);
диагностический (тестирование);
репродуктивно-практический (решение заданий с использованием формул).
Применяемые технологии: интерактивные; информационно-коммуникационные (презентация), технологии обучения в сотрудничестве.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие дисциплины: геометрия, тригонометрия, физика, математика, география.
Обеспечиваемые дисциплины: топография, картография.
Планируемые результаты:
Предметные: знать теоретический и картографический материал, владеть навыками работы по карте:
решать задачи по переводу масштаба из численного в именованный, и обратно;
измерять расстояния на плане местности разными способами: с помощью линейки; циркуля-измерителя;
решать задачи на определение направлений и азимутов по плану при помощи транспортира.
Метапредметные: уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей по предложенному плану; уметь выражать свои мысли, применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Личностные: проявлять познавательный интерес, сотрудничать с учителем и одноклассниками во время занятия, работать индивидуально и в группе; обсуждать свой результат. [3]
Приветствие учащихся. Проверка готовности к занятию. Эмоциональный настрой ребят на продуктивную работу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. А начать мне хотелось со слов Джорджа Байрона «Есть карты мира, звезд, планет, познание идет путем побед!»
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы проводим занятие по теме …, хотя, я предлагаю вам самим определить тему занятия. Для этого возьмите конверт и отгадайте загадку:
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(команды вскрывают конверт, читаю загадку, и дают ответ – географическая карта). .[1]
3. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Думаю, никто не сомневается, что географические карты появились очень давно. Но едва ли кто-то с ходу сможет сказать, когда же именно была нарисована первая карта, по которой можно ориентироваться в пространстве. И этому есть вполне простое объяснение – даже ученые не могут сойтись в едином мнении насчет даты появления. Известно, что и древние египтяне и ассирийцы уже довольно плотно использовали карты окрестностей. Для их изготовления использовались костяные пластины и береста. Путешествуя в неизведанные земли, первооткрыватели непременно наносили новые территории на карты. В наше время представить жизнь без подробных карт уже невозможно. К примеру, на картинке представлена карта Тульской области, где представлен большой объем информации. Пользоваться ими очень удобно, ведь там видны не только планы и улицы городов, но снимки со спутников, информация об общественном транспорте, пробках, погодных явлениях и т.д.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Фронтальный опрос:
Что называется топографическим планом?
Ответ: Топографический план – чертеж, на котором в уменьшенном и подобном виде изображается горизонтальная проекция небольшого участка местности.
Что называется топографической картой?
Ответ: Топографическая карта – уменьшенное и искаженное, вследствие влияния кривизны Земли, изображение горизонтальной проекции значительной части или всей земной поверхности, построенное по определенным математическим законам.
В чем отличие между планом и картой?
Ответ: Различие между ними состоит в том, что при составлении карты проектирование производят с искажениями поверхности за счет влияния кривизны Земли, на плане изображение получают практически без искажений.
Какие сведения содержит карта и план?
Ответ: Карты и планы содержат информацию об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.
Где и кем используются карты?
Ответ: Карты необходимы морякам, летчикам, космонавтам, метеорологам и многим другим специалистам. [2]
5. От теории к практике.
1 | Что такое план? | План местности- уменьшенный чертёж небольшого участка местности с помощью условных знаков. |
2 |
| Условные знаки. Условные знаки графические символы, с помощью которых на картах показывают объекты, их местоположение, формы, размеры, качественные и количественные характеристики. Различают: внемасштабные (или точечные), линейные и площадные знаки. Таблица используемых на карте условных знаков вместе с текстовыми пояснениями к ним называется легендой карты. |
Задание: Замените топографические знаки словами. Ответ: Лето. Мы приехали отдыхать к родителям в город Алексин, через который протекает река Ока. В солнечный день мы решили прогуляться по сосновому бору. Наш путь шел от дома, по проселочной дороге до озера. На берегу, мы решили сделать привал, дабы насладиться всеми красотами природы. Отдохнув, мы отправились дальше. Повернув на запад, мы пошли по лугу, на котором кое-где стояли одинокие дубы. Идя вдоль линии электропередач, путь нам перегородил ручей. Пройдя по нему вверх по течению, мы увидели родник. Напившись холодной родниковой воды, мы отправились дальше. Обойдя овраг и болото, мы подошли к хвойному лесу. Гуляя по нему, мы собрали много ягод и грибов. Вечерело. Нужно держать путь домой. По лесной дороге мы вышли к железнодорожной станции. И на электричке отправились домой. Задание с варианта ОГЭ. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Участок 1. 1. Есть склон холма, что необходимо для катания на санках. 2. Нет растительности на склоне. Источник: ГИА по географии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1306. | ||
Интересный факт: Для чего предназначался первый в мире пазл? Первый в мире пазл был изобретён английским картографом Джоном Спилсбури около 1760 года. Но предназначался он не для развлечения, а для образовательных целей, так как представлял собой нарезанную на государства карту Европы. Такой метод обучения был весьма наглядным и очень понравился детям, и только спустя много лет другие люди придумали выпускать игровые пазлы. (материал взят с https://yarodom.livejournal.com/1371380.html) | ||
3 | Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Есть три вида масштаба: численный, именованный, линейный. Численный масштаб записан дробью Именованный масштаб записывается выражением в 1 см 100 м | |
| Задание: перевести а) численный масштаб в именованный: 1:100 1: 50000 1: 5000 б) именованный масштаб в численный: в 1 см 2 м в 1 см 800 м в 1 см 20 | |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-plan-masshtab-klass-716739.html | Линейный масштаб предназначен для упрощения расчетов, связанных с применением численного масштаба. Линейный масштаб – шкала, разделенная на равные отрезки. Для определения расстояния по плану или топографической карте с помощью линейного масштаба необходим циркуль-измеритель. |
4 | | Определение расстояний Алгоритм решения: измерить расстояние между двумя точками; определить по масштабу, сколько на местности составляет полученное количество сантиметров. |
| Задание: Определите по карте расстояние на местности по прямой от дома лесника до точки В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. 3,9 см 3,9 см х 100 м = 390 м Ответ: 390м | |
5 | | Определение направления Алгоритм решения: Определяем, где на плане север: стрелка в левом верхнем углу рисунка показывает, что север сверху. Определив направление на заданный объект, в ответе записываем сторону горизонта – север или её буквенное обозначение – С |
| Решить задачу: Определите по плану, в каком направлении от дома лесника находится точка В. Ответ: В, Восток | |
6 | | Азимут Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет |
| Решить задачу: Определите при помощи транспортира азимут от точки А до точки В Ответ: 650 | |
7 | Интересный факт: В Бразилии построили футбольный стадион на том самом месте, на котором проходит экватор. Он называется «Эстадио Милтон Корреа», но его также именуют «Зеран» («Большой ноль»). Потому что экватор является нулевой параллелью и считается, что он проходит прямо через центр стадиона, откуда вбрасывается мяч в начале игры. И в результате играющие футбольные команды защищают ворота, находящиеся в двух разных полушариях. Одна команда защищает ворота в Северном полушарии, а другая – в Южном. |
7. РЕФЛЕКСИЯ
Достигли мы цели урока?
Какие задания были наиболее сложными?
Почему карту называют языком географии?
(Дети отвечают на вопросы).
Оцените своё душевное, эмоционально-чувствительное состояние в конце занятия. Прикрепите стикер на соответствующий остров.
Рисунок взят с https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-kopilochka-primerov-po-refleksii-na-uroke-774884.html
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
Комментарий к ответам.
Закрепить знания по теме.
Выполните письменно задания.
Задание № 1.
Начертите план комнаты, дома, квартиры, дачи, измерив его длину и ширину. Используйте масштаб 1 х 100.
Задание № 2.
Нарисуйте план-схему своей комнаты (зала, воной комнаты, кухни и т.д), изображая все объекты в нем (шкафы, столы и стулья).
Задание № 3.
Нарисуйте план-схему участка, прилегающего к вашему дому.
Задание № 4.
Напишите письмо другу с использованием условных знаков.
Задание №5
Посмотри на план-схему похода ребят.
Ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника.
Используемый материал:
АВТОР загадки Настя Коновалова
Источник: https://zagadki-dlya-detej.ru/zagadki-pro-geograficheskuyu-kartu