Статья «Информационно-коммуникативные технологии в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ»
Тяпкина Т.А.
Информационно-коммуникативные технологии
в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ
ГКОУ СКОШИ №73 (г. Москва)
Чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, а чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина - это главный парадокс современного гражданского воспитания.
Процесс гражданско-патриотического воспитания в коррекционной школе VII вида осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей детей с отклонениями в развитии: внушаемость, безынициативность, слабость внутренних побуждений, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.
В основном учащиеся нашей школы - это проблемные дети из неблагополучных семей, которые с большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.
А ведь наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку.
К 70-летию Великой Победы 1945 года для учащихся среднего звена нашей школы мною была разработана программа патриотического видео- клуба «Память огненных лет».
Учитывая то, что у нашего контингента очень ограничены представления об окружающем мире и мире дедов и прадедов содержание программы было направлено на изучение истории защиты нашего Отечества в годы Великой Отечественной войны; изучение литературного наследия, посвящённого
подвигам москвичей; проведение виртуальных экскурсий по местам боевой славы, музеям г. Москвы.
Для изучения истории Великой отечественной войны учащимися с ОВЗ были использованы такие традиционные формы воспитательной работы как беседы, дискуссии, викторины, встречи с ветеранами великой отечественной войны, которые проходили с опорой на информационно-коммуникативные технологии: виртуальные экскурсии, работу с видеоматериалом и аудио-текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию. Задания творческого и поискового характера в форме презентаций, компьютерных рисунков обеспечивали практическую деятельность обучающихся.
Результаты входной и итоговой диагностики показали, что учащиеся коррекционной школы, воспитанники гражданско-патриотического видео- клуба, достигли общекультурного уровня образования по истории Великой отечественной войны, овладели основами исследовательской деятельности, культурой мышлении.
Предложенная мной комплексная коррекционно-развивающая программа «Память огненных лет», интересная и доступная для наших воспитанников именно своим «компьютерным» оформлением, позволяет «добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей»(2). А ведь от того, чему они научатся в стенах нашей школы, что приобретут, будет зависеть их дальнейшая жизнь, социальная значимость в гражданском обществе.
Список использованной литературы.
«Информационные технологии в начальном образовании»// Школьные технологии.-2000.-№6
Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./