Методическая разработка сценария классного часа «Суд над похитителями Дюймовочки»

6
0
Материал опубликован 31 October 2021 в группе


Гражданско-правовое воспитание

Методическая разработка сценария классного часа «Суд над похитителями Дюймовочки»

















Огурцова Надежда Сергеевна,

учитель начальных классов, высшая категория, Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза

Пименова Ивана Ивановича"

г. Вологда, с. Молочное, ул. Емельянова, д.7

Вологда



Воспитание свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которой присущи устойчивые нравственные качества и умение жить в мире и согласии в многонациональной, поликультурной среде невозможно без изучения в школе прав человека. Учиться правам и обязанностям - значит учиться жизни. 10 декабря – международный и национальный праздник – День прав человека, который отмечается по предложению Генеральной Ассамблеи ООН в день принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно, начиная с 1950 года. В этот день ученики 2 б класса провели для первоклассников интересный урок, в игровой форме показали, что нужно защищать права детей, за их нарушение последует наказание. Второклассники устроили «показательный суд» над злой Жабой и её сыном, которые посягнули на свободу Дюймовочки. Мероприятие понравилось и зрителям, и самим выступающим. Предварительно я провела два классных часа по правам детей. Мы обсуждали и права, и обязанности. Детям было предложено провести мероприятие для первоклассников «Суд над Жабой и её сыном» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Необычная форма проведения мероприятия увлекла детей. Ребята выбрали Судью, Прокурора, Адвоката, Секретаря суда, распределили остальные роли. За счет введения присяжных заседателей и увеличения количества свидетелей, в этом маленьком спектакле участвовал весь класс. Непосредственно перед выступлением в доступной форме первоклассники были познакомлены с основными документами по защите прав детей через просмотр презентации «Единый урок прав человека». Первоклассники смотрели и слушали очень внимательно, с большим интересом наблюдали за развитием событий в ходе судебного разбирательства. В таком формате правовая информация легче воспринимается детьми.


Цель занятия: формирование правовой культуры обучающихся.

Задачи:

- рассмотрение основных положений Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, закрепляющих права и свободы человека;

- содействие формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, убеждения в необходимости их соблюдения, понимания ценности человеческой жизни, а также необходимости регулирования отношений между людьми правовыми средствами;

-содействие формированию у учащихся демократических правовых ценностей.





Ход судебного разбирательства

(Класс оформлен в виде зала судебного заседания. Входит секретарь).

Секретарь -Встать! Суд идет! (Входят судья, прокурор, адвокат и занимают свои места. Свидетели не находятся в зале суда до момента дачи свидетельских показаний).

Судья -Судебное заседание считается открытым. В наш суд поступило заявление от Приёмной матушки Дюймовочки. Судом было рассмотрено обращение и принято решение о судебной перспективе разбирательства и установлению истинного положения вещей. Прошу зачитать обвинение.

-Секретарь (зачитывает судебное обвинение) - Следствием было установлено, что однажды ночью Жаба залезла в окно комнаты, в которой спала маленькая Дюймовочка, и насильно похитила ее, чтобы утащить девочку в свое болото, заросшее камышами и затянутое тиной. Хитрая Жаба задумала выдать Дюймовочку замуж за своего сына, мокрого и безобразного, жестокого и глупого, как она сама. Но, к счастью, от такой страшной участи Дюймовочку спасли сёстры Рыбки, которым стало жаль бедную девочку. Все лето Дюймовочка жила в лесу, а её несчастная матушка безуспешно искала свою дочку. С приходом осени жизнь девочки резко ухудшилась, она страдала от холода и голода. На помощь девочке поспешила Старая Мышь, которая казалась доброй старушкой. Она взяла Дюймовочку в свою подземную норку. Все было бы хорошо, если бы у Старой Мыши не появилась идея выдать Дюймовочку замуж за своего богатого соседа - Крота. Только благодаря стараниям друзей, Дюймовочке чудом удалось избежать свадьбы. Вот сколько страданий вынуждена была перенести маленькая девочка из-за Жабы и её сына, из-за того, что ее насильно лишили родного дома, где ей жилось счастливо и спокойно. Суд должен разобраться в этом деле и вынести справедливое решение.
Судья - Уважаемые господа! Сегодня мы слушаем дело о похищении Дюймовочки и попытке насильственно выдать её замуж. Это преступление, как вы знаете, совершила Жаба. Какое бы решение ни принял суд, её поступок считается бесчеловечным. Именно об этом написано во Всеобщей декларации прав человека. Приступаем к обсуждению.

Судья- Пригласите истца, приёмную маму Дюймовочки.

Секретарь - Приглашается приёмная мама Дюймовочки!

Судья - Приёмная мама Дюймовочки, вы предупреждаетесь о том, что в суде нужно говорить правду, и только правду!

Приёмная мама Дюймовочки - Я буду говорить только правду, и никто не обвинит меня во лжи. Все знают, как тяжело мне жилось. Очень одиноко, пока в моём доме не появилась чудесная крошечная девочка. Из-за маленького роста я назвала её Дюймовочкой. Она была моей единственной радостью, украшением моей жизни. Мы с ней полюбили друг друга. И вот в одну из ночей безобразная злая жаба похитила мою дочку.

Жаба - Попрошу без оскорблений!

Судья - Соблюдайте тишину в зале суда, иначе Вас придётся удалить. Свидетель, продолжайте!

Приёмная мама Дюймовочки - Хорошо, что я нашла свою доченьку. А ведь она могла и погибнуть! Поэтому, я требую наказать виновных!

Судья - Меру наказания будет определять суд. Вы можете сесть. Сначала заслушаем свидетелей. Пригласите первую Рыбку.

Секретарь - Вызывается первая Рыбка.

Судья - Обещайте, молчаливая свидетельница, быть разговорчивой и говорить правду. Как давно Вы знаете обвиняемую и её сына?
Первая Рыбка - Я клянусь говорить только правду. Жабу и ее сына бездельника знаю давно. Они отличаются жестоким нравом. Ради своего сыночка Жаба совершала всякие неблаговидные поступки и вот дошла до преступления - похитила бедную Дюймовочку.

Сын Жабы -Я не согласен!
Судья - Соблюдайте тишину в зале суда! Адвокат может задать вопросы свидетелю.
Адвокат Жабы - Вот вы говорите, что госпожа Жаба похитила девочку из дома ее матери. Но ведь это не так. Во-первых, эта женщина только считалась приемной матерью Дюймовочки, причем, это всем известно, даже опекунство над девочкой не было оформлено со стороны истицы. Во-вторых, я рассматриваю этот эпизод не как похищение, а как освобождение. Дюймовочка жила в комнате, и никуда ее оттуда не выпускали. Жаба же девочку освободила. Поэтому у меня такой вопрос к Рыбе: «Вы согласились бы поменять свою быструю речку, к которой примыкает болото, заросшее тиной, где всегда можно спрятаться от солнца, на аквариум, помещенный в маленькую комнату»?
Первая Рыбка - Нет, ни за что.
Адвокат Жабы - Вот, видите, свобода для любого живого существа превыше всего.
Судья - Уважаемый адвокат! Вы занимаетесь демагогией, а также подменой понятий. У меня вопрос к свидетелю: «Вы лично видели, как Жаба похитила Дюймовочку»?
Рыбка - Да, я вместе со своими сёстрами видела, как Жаба в течение нескольких дней заглядывала в окно, где жила эта женщина со своей Дюймовочкой. Потом мы видели, как она принесла девочку в ее колыбельке - ореховой скорлупе в болото и положила на лист кувшинки.
Судья - Итак, первый свидетель утверждает, что видел своими глазами, как было совершено преступление. Вызываю следующего свидетеля – вторую Рыбку.

Секретарь – Вызывается вторая Рыбка.

Судья - вторая Рыбка, клянётесь ли вы говорить только правду?

Вторая Рыбка - Клянусь говорить только правду!

Судья - Что Вы можете сказать по существу дела?

Вторая Рыбка - Мы живём в той же большой реке, что и эта Жаба со своим мерзким сыночком.

Сын Жабы - Я не согласен!

Судья - Соблюдайте тишину в зале суда, иначе Вас придётся удалить. Свидетель, продолжайте!

Вторая Рыбка - Их никто не любит. Когда сын Жабы проплывает мимо, то обязательно кого-нибудь больно ударит своей лапой. Мы хоть и боимся его, но решили помочь Дюймовочке.

Судья - Спасибо, вторая Рыбка! Садитесь! Судебное заседание продолжается. Пригласите третью Рыбку!

Секретарь – Вызывается третья Рыбка.

Судья - Что Вы можете сказать по существу дела, третья Рыбка?

Третья Рыбка - Я согласна со своими сёстрами. Нам всем захотелось помочь Дюймовочке. Если бы Жаба узнала об этом, она бы нам отомстила, разрушила все наши жилища. Но мы не испугались и спасли девочку.

Судья - Спасибо, третья Рыбка! Садитесь! Судебное заседание продолжается. Пригласите свидетельницу Ласточку.

Секретарь - Вызывается Ласточка.

Судья - Уважаемая Ласточка, готовы ли вы говорить только правду? Что Вы можете сказать по этому делу?

Ласточка - Я скажу правду, ведь я видела всё, и как под утро Жаба принесла Дюймовочку и положила ее на лист кувшинки, и как рыбы спасли ее от Жабы, как она жила потом в лесу, а мы, птицы, пели ей песни. Потом, живя уже в мышиной норе, Дюймовочка спасла мне жизнь, а затем я ей.

Судья - Спасибо, Ласточка. Вы можете сесть. Пригласите Старую мышь.

Секретарь - Приглашается Старая мышь

Судья - Свидетель, что Вы можете сказать по существу дела?

Старая мышь - Уважаемый суд! Никто в нашем подземном городке не назовёт меня злой или жадной. Дюймовочка погибла бы, если бы судьба не привела её к моему дому. Ей было у меня хорошо. Она жила со мной всю зиму. И всё это время я наслаждалась великолепными сказками, которые Дюймовочка мне рассказывала. Я полюбила её. Для её же блага я и решила познакомить свою юную квартирантку с богатым и учёным Кротом. У него дорогая шуба, которой и королева могла бы позавидовать. Правда, он немного жадноват, не любит света и цветов, но … не чужд и благородных поступков. Я уверена, что Дюймовочке счастливо жилось бы в доме Крота, не то, что у Жабы.

Жаба - Я протестую, Ваша Светлость!

Судья - Соблюдайте тишину в зале суда. Пригласите в зал заседаний Крота.

Секретарь - Приглашается Крот.

Судья - Свидетель, готовы ли Вы рассказать нам правду?

Крот -Уважаемый суд и Вы госпожа Судья! Если бы Ласточка не унесла Дюймовочку в тёплые края, она бы привыкла ко мне. Я был уверен, что я ей нравлюсь. Но я не сержусь ни на Дюймовочку, ни на Ласточку. Я ведь не послал за ними стаю преданных мне Летучих мышей. Значит, я ещё и справедлив, о чём почему-то забыла сказать Старая Мышь!

Судья - Садитесь, Крот! Пригласите свидетеля со стороны Жабы - Рака-молчуна.

Секретарь - Приглашается Рак-молчун

Судья - Рак-молчун, Вы предупреждаетесь, что нельзя давать ложные показания.
Рак-молчун - Ваша Светлость, я буду говорить правду. Хотя я и веду уединенную жизнь, однако все, что происходит с обитателями реки и болота, мне известно. Я знаю Жабу, как прекрасную мать. Она на все готова для своего сына. Она хотела добра и своему Брекке-кексу, и Дюймовочке. Я уверен, что Жаба все делала из добрых побуждений, а поэтому преступницей ее назвать никак нельзя.
Адвокат истца - Госпожа Судья, я прошу слово! Уважаемый Рак, а если кому-то покажется, что у Брекке-кекса тоже жизнь не такая счастливая, и захочется его похитить у Жабы, как вы говорите, из добрых побуждений, это нормально?
Рак-молчун - Но ведь сын Жабы на свою жизнь не жаловался, он был ею доволен.
Судья - Дюймовочка тоже не жаловалась. По вашей логике, кто угодно и у кого угодно может похищать детей под благовидным предлогом? Считаю свидетельство Рака-молчуна несостоятельным. Слово предоставляется обвиняемой Жабе.

Жаба (начинает говорить ласковым голосом) - Уважаемый суд! Когда я увидела спящую Дюймовочку, то сказала себе: «Вот, кто станет женой моего замечательного сына! Я хотела добра этой девочке-малютке, ведь по сути у неё не было ни дома, ни семьи. Уважаемый суд! Вы, конечно, знаете, что значит дом для любого человека и зверя? Вот Вы тут толковали о какой-то статье из Всеобщей Декларации прав человека, но (меняет интонацию голоса) Вы почему-то не сказали, что уже при рождении Дюймовочки была нарушена 25 статья, где говорится, что «…каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его…» (снова меняет интонацию на ласковую), а у неё было всего одно-единственное платье. Только мы с сыном могли бы окружить Дюймовочку теплом и заботой.

Сын Жабы -Я согласен!

Судья - Соблюдайте тишину в зале суда! Слово предоставляется Дюймовочке

Дюймовочка - Госпожа Судья и господа присяжные! Я жила очень счастливо у моей приёмной матушки. Но это продолжалось так недолго. Скоро меня похитила злая Жаба, и начались мои печальные приключения. А теперь я снова счастлива, потому что победило добро. Спасибо рыбкам и Ласточке, без них я бы не выжила, они спасли меня от Жабы и Крота.

Судья - Слово предоставляется Адвокату Жабы

Адвокат Жабы - Уважаемый суд! Дюймовочка такая юная, у неё так мало жизненного опыта, что ей самой трудно понять, что для неё хорошо, а что плохо. Господа! Жаба из самых лучших побуждений взяла на себя роль её опекунши. Можно сказать, что она действительно поступила очень благородно, приютив у себя сироту. Я прошу суд проявить снисходительность к этой пожилой даме (при последних словах Жаба меняется в лице и грозит Адвокату кулаком, она считает себя молодой красавицей).

Судья - Слово предоставляется Государственному обвинителю
Прокурор - Все речи свидетелей со стороны обвиняемой были неубедительными. Похищение людей, а тем более детей (Дюймовочка во время похищения была несовершеннолетней) карается законом. Об этом сказано и в Уголовном кодексе, и в Декларации о правах человека, поэтому предлагаю суду приговорить Жабу к трём годам жизни в пустыне, где нет воды.

Судья - Выслушаем мнение присяжных

Присяжные - Мы посовещались и решили, что Жаба виновна.

Судья - Уважаемые господа! Суд признал Жабу и её сына виновными. Они нарушили 26 статью Всеобщей Декларации прав человека. Эта статья гласит: «Брак может быть заключён только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон». Суд определил меру наказания-переселить Жабу и её сына в пустыню на один год. Госпожа Жаба, Вы можете обжаловать решение в течение 10 дней. Судебное заседание окончено.

Далее можно провести рефлексию.





Литература

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

«Знакомство с правами человека» Государственное учреждение культуры «Вологодская областная библиотека» Вологда, 2006 г

«Ребёнок не котёнок, или у него, оказывается, есть права» Вологодская областная библиотека, Вологда, 2001г

Уголовный кодекс в картинках Вологда 2010 Управление внутренних дел по Вологодской области

http://www.ug.ru/old/02.35/pg.htm



Приложение

Действующие лица:

Судья

Прокурор

Секретарь суда

Присяжные заседатели

Приемная мать Дюймовочки – истец

Первая рыбка

Вторая рыбка

Третья рыбка

Жаба - ответчица

Старая Мышь - свидетель

Крот - свидетель

Ласточка - свидетель

Адвокат Жабы

Адвокат Приёмной матушки Дюймовочки

Рак-молчун







Фото публикуются с согласия родителей учащихся.

t1635710225aa.png

Слово предоставляется Дюймовочке





t1635710225ab.png

Секретарь и Прокурор

t1635710225ac.png

Жаба, её сын и их адвокат.

t1635710225ad.png

Слово предоставлено Старой мыши.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.