План-конспект урока русского языка в 10 классе «Группы корней с чередованием»
ОМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ТЕМА «ГРУППЫ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»
ВЫПОЛНИЛА: преподаватель русского языка и литературы ЧИЗГАНОВА С. Н.
ОМСК – 2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПМК РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ Е.А. МАРКОВА
« 29 » февраля 2016 г.
Занятие № 2
ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.
ТЕМА: Группы корней с чередованием.
ЦЕЛИ:
1. Систематизировать и углубить материал по теме «Правописание корней с чередованием е-и, о-а».
2. Совершенствовать умение применять на практике правила написания чередующихся гласных в корне слова.
3. Развивать умение видеть, находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык комплексного анализа текста.
4. Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники под редакцией В.Ф. Грекова, Д.Э. Розенталя; А.И. Кайдалова, И.К. Калинина «Современная русская орфография», таблица «Корни с чередующимися гласными», рассказ А.П. Чехова «Степь» (отрывок), интерактивная доска.
Методические приёмы: словесный, наглядный, практический.
ХОД ЗАНЯТИЯ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1. Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)
2. МОУ: определение цели занятия. (1 мин.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (40 мин)
1. Повторение пройденного. (10 мин.)
а) работа с эпиграфом
«С русским языком можно творить чудеса»
(К.Г. Паустовский)
Как вы поняли слова Паустовского о языке?
В качестве ответа зачитываются слова самого Паустовского: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».
Есть ли в эпиграфе слова с чередующейся гласной в корне слова? (творить)
б) фронтальный опрос
Что мы называем чередованием звуков? (При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование, т.е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные.)
Кто же из учёных-лингвистов занимался изучением данной проблемы?
в) сообщение учащегося
Д.Н. Ушаков (1873-1942), большой учёный, который посвятил всю свою жизнь русскому языку, прекрасно знал его и бесконечно любил. Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов. Д.Н. Ушаков – автор многих учебников, один из составителей «Орфографического словаря», который выдержал более 40 изданий. Он является автором и главным редактором 4-х томного «Толкового словаря русского языка».
Работы, посвящённые чередованию звуков, есть и у ученика Ушакова Рубена Аванесова.
Объектом сегодняшнего повторения являются гласные а-о, е-и в корнях с чередованием. Как возникли чередования в гласных в корне?
г) сообщение учащегося о происхождении чередования гласных в корне слова
См. стр. 30 А.И. Кайдалова, И.К. Калинина «Современная русская орфография».
Итак, для написания гласного в корнях с чередованием нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук. Есть особые условия написания гласного в корнях с чередованием.
2) Объяснение нового материала. (10 мин.)
а) Работа с таблицей «Чередующиеся гласные в корне слова»
Написание гласных в таких корнях зависит от следующих условий:
от суффикса -а-, следующего за корнем;
от ударения в слове;
от последующего согласного;
от смысла, значения.
б) реализация домашнего задания: учащиеся зачитывают примеры на каждый случай чередования из составленной самостоятельной диктовки
в) сообщение учащегося: «Правописание корней –равн- - -ровн-»
Итак, теперь вы имеете полное представление об исторических чередованиях в корнях слов.
3) Закрепление нового материала. (22 мин.)
а) Вставить пропущенные буквы:
работа по цепочке - (см. папку);
сильные учащиеся – упр. 92. (Греков) – самостоятельно.
б) комплексный анализ текста
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Степь».
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая вдали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. <…>
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…
Вопросы и задания к тексту:
Выразительно прочитайте текст.
Какова тема и основная мысль отрывка?
К какому типу текста можно отнести этот текст?
Как вы определите его стиль? Почему?
О чём вы подумали, что представили себе, прочитав этот текст? Что почувствовали?
Обратите внимание на изобразительно-выразительные средства, использованные в этом отрывке. Какие части речи преобладают в описании?
Какими изобразительно-выразительными средствами языка передаёт автор зрительные впечатления?
Огромную роль в описании играют и синтаксические конструкции. Какие? Какова их роль?
Найдите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне», выпишите их, графически обозначьте условия написания.
в) подготовка к ЕГЭ
Распределите слова по группам:
а) безударные гласные, проверяемые ударением;
б) безударные гласные, не проверяемые ударением;
в) чередующиеся гласные в корне слова.
Разж_гать костёр, высказать предпол_жение, ум_лять достоинство, скл_ниться над ручьём, прим_рять противников, посв_тить жизнь работе, научная конф_ренция, проб_раться сквозь чащу, сист_матизация знаний, бл_стеть на солнце, вы_вление недостатков, ж_леть сироту, к_мментарий журналиста, р_вняться на лучших, зар_стать травой, медленно сг_рать, осл_жнённый вариант, безобл_чное небо, провести к_сательную, научная эксп_диция, пойти на к_мпромисс.
III. Итог урока. Выставление оценок. (1 мин.)
Преподаватель С.Н. Чизганова
Субботина Светлана Львовна