12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чизганова Светлана Николаевна40
Россия, Омская обл., Омск

ОМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ТЕМА «ГРУППЫ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

ВЫПОЛНИЛА: преподаватель русского языка и литературы ЧИЗГАНОВА С. Н.

ОМСК – 2016 г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПМК РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ Е.А. МАРКОВА

« 29 » февраля 2016 г.

 

Занятие № 2

ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.

ТЕМА: Группы корней с чередованием.

ЦЕЛИ:

1. Систематизировать и углубить материал по теме «Правописание корней с чередованием е-и, о-а».

2. Совершенствовать умение применять на практике правила написания чередующихся гласных в корне слова.

3. Развивать умение видеть, находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык комплексного анализа текста.

4. Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники под редакцией В.Ф. Грекова, Д.Э. Розенталя; А.И. Кайдалова, И.К. Калинина «Современная русская орфография», таблица «Корни с чередующимися гласными», рассказ А.П. Чехова «Степь» (отрывок), интерактивная доска.

Методические приёмы: словесный, наглядный, практический.

ХОД ЗАНЯТИЯ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1. Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)

2. МОУ: определение цели занятия. (1 мин.)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (40 мин)

1. Повторение пройденного. (10 мин.)

а) работа с эпиграфом

«С русским языком можно творить чудеса»

(К.Г. Паустовский)

Как вы поняли слова Паустовского о языке?

В качестве ответа зачитываются слова самого Паустовского: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».

Есть ли в эпиграфе слова с чередующейся гласной в корне слова? (творить)

б) фронтальный опрос

Что мы называем чередованием звуков? (При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование, т.е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные.)

Кто же из учёных-лингвистов занимался изучением данной проблемы?

в) сообщение учащегося

Д.Н. Ушаков (1873-1942), большой учёный, который посвятил всю свою жизнь русскому языку, прекрасно знал его и бесконечно любил. Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов. Д.Н. Ушаков – автор многих учебников, один из составителей «Орфографического словаря», который выдержал более 40 изданий. Он является автором и главным редактором 4-х томного «Толкового словаря русского языка».

Работы, посвящённые чередованию звуков, есть и у ученика Ушакова Рубена Аванесова.

Объектом сегодняшнего повторения являются гласные а-о, е-и в корнях с чередованием. Как возникли чередования в гласных в корне?

г) сообщение учащегося о происхождении чередования гласных в корне слова

См. стр. 30 А.И. Кайдалова, И.К. Калинина «Современная русская орфография».

Итак, для написания гласного в корнях с чередованием нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук. Есть особые условия написания гласного в корнях с чередованием.

2) Объяснение нового материала. (10 мин.)

а) Работа с таблицей «Чередующиеся гласные в корне слова»

Написание гласных в таких корнях зависит от следующих условий:

от суффикса -а-, следующего за корнем;

от ударения в слове;

от последующего согласного;

от смысла, значения.

б) реализация домашнего задания: учащиеся зачитывают примеры на каждый случай чередования из составленной самостоятельной диктовки

в) сообщение учащегося: «Правописание корней –равн- - -ровн-»

Итак, теперь вы имеете полное представление об исторических чередованиях в корнях слов.

3) Закрепление нового материала. (22 мин.)

а) Вставить пропущенные буквы:

работа по цепочке - (см. папку);

сильные учащиеся – упр. 92. (Греков) – самостоятельно.

б) комплексный анализ текста

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Степь».

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая вдали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. <…>

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…

Вопросы и задания к тексту:

Выразительно прочитайте текст.

Какова тема и основная мысль отрывка?

К какому типу текста можно отнести этот текст?

Как вы определите его стиль? Почему?

О чём вы подумали, что представили себе, прочитав этот текст? Что почувствовали?

Обратите внимание на изобразительно-выразительные средства, использованные в этом отрывке. Какие части речи преобладают в описании?

Какими изобразительно-выразительными средствами языка передаёт автор зрительные впечатления?

Огромную роль в описании играют и синтаксические конструкции. Какие? Какова их роль?

Найдите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне», выпишите их, графически обозначьте условия написания.

в) подготовка к ЕГЭ

Распределите слова по группам:

а) безударные гласные, проверяемые ударением;

б) безударные гласные, не проверяемые ударением;

в) чередующиеся гласные в корне слова.

Разж_гать костёр, высказать предпол_жение, ум_лять достоинство, скл_ниться над ручьём, прим_рять противников, посв_тить жизнь работе, научная конф_ренция, проб_раться сквозь чащу, сист_матизация знаний, бл_стеть на солнце, вы_вление недостатков, ж_леть сироту, к_мментарий журналиста, р_вняться на лучших, зар_стать травой, медленно сг_рать, осл_жнённый вариант, безобл_чное небо, провести к_сательную, научная эксп_диция, пойти на к_мпромисс.

III. Итог урока. Выставление оценок. (1 мин.)

Преподаватель С.Н. Чизганова

Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 28.04.16 в 15:01 1Ответить Пожаловаться
Культура речи - это качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.