Группы крови. Переливание крови.
Тема: Группы крови. Переливание крови.
Цель:
Образовательная – усвоение знаний учащихся о группах крови, резус – факторе и резус – конфликте, о переливании крови и донорстве; изучение природы групп крови и правил переливания; определение причин заболеваний, связанных с переливанием крови и методов их предупреждения
Развивающая – развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать, выделять главное, раскрывать идейную структуру темы, развитие умений и навыков работы с литературой, работы в группе, развитие культуры речи;
Воспитательная – воспитание активной жизненной позиции, бережного отношения к собственному здоровью, необходимости здорового образа жизни, формирование экологической культуры, элементов научного мировоззрения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: таблица «Форменные элементы крови», «Группы крови», учебник, дополнительная литература.
Организация класса.
Обмен приветствиями, проверка присутствующих. Время – 1 мин.
Актуализация опорных знаний.
Методические приемы: тестовая проверка знаний с использованием взаимопроверки. Время - 3 мин. Работа оценивается в 4 бала.
Тесты:
Кровь относится к ткани:
А) соединительной;
Б) мышечной;
В) нервной;
Красные кровяные тельца – это:
А) эритроциты;
Б) лейкоциты;
В) тромбоциты;
В состав плазмы кроки входят:
А) неорганические вещества;
Б) эритроциты, лейкоциты, тромбоциты;
В) органические вещества;
Бесцветные клетки крови – это:
А) эритроциты;
Б) лейкоциты;
В) тромбоциты;
Клетки крови разрушаются в органах:
А) печенки, селезенке,
Б) легких;
В) почках;
Кровяные пластинки – это:
А) эритроциты;
Б) лейкоциты;
В) тромбоциты;
Гомеостаз – это постоянный состав:
А) крови и лимфы;
Б) крови, лимфы и тканевой жидкости;
В) лимфы и тканевой жидкости;
К форменным элементам крови относятся:
А) эритроциты;
Б) эритроциты, лейкоциты, тромбоциты;
В) лейкоциты, тромбоциты.
В конце работы ученики обмениваются тетрадками и проверяют работы друг друга, используя правильные ответы, написанные на доске.
Мотивация учебной деятельности.
Методические приемы: рассказ учителя, с элементами беседы. Время – 3 мин
«Кровь людская – не водица, ее проливать не годится!», в этих словах кроится глубокий смысл. Испокон веков крови приписывали огромную силу, ею скрепляли священные клятвы, брачные союзы. В древние времена люди считали, кровь «носителем жизни» и использовали ее чудодейственные свойства для спасения раненных, возвращения молодости старикам, лечения душевнобольных людей. В произведениях Гомера рассказывается о том, что Одиссей давал пить кровь теням подземного царства, чтоб вернуть им речь и сознание. Плиний и Цельс писали о том, что больные эпилепсией пили кровь мертвых гладиаторов. В Риме папа Иннокентий VIII лечился кровью десятилетних мальчиков, а римские императоры принимали ванны из крови молодых животных, с целью омолодиться. Но никаких успехов от такого лечения не было, а во многих случаях люди умирали. Как вы думаете, почему?
Ученики высказывают свою точку зрения.
IV. Формулировка темы, целей и задач урока
Учитель объявляет тему и цели урока, говорит о месте темы в курсе биологии, о значении в практической жизни. Время - 1 мин.
Задачи.
Изучить группы крови.
Ознакомиться с основными правилами переливания крови.
Изучить понятия резус – фактор, резус – конфликт, донорство.
V. Изучение нового материала.
Учащиеся объединены в 3 группы. Каждая группа готовила дополнительный материал по своей теме.
1 группа – врачи – лаборанты;
2 группа – историки;
3 группа – врачи – физиологи.
В каждой группе есть капитан (лидер), который выставляет балы за работу. На столах у каждой группы лежат папки с дополнительным материалом, заданиями для итога урока, сигнальные карточки, ведомость учета результатов.
Методические приемы: объяснение, беседа. Время – 20 мин.
Рассказ учителя: Проблема переливания крови в жизни человека стала очень актуальной. Чтоб сохранить свое здоровье, а иногда даже жизнь, необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Именно про правила переливания крови, про группы крови, резус – фактор и резус – конфликт пойдет речь сегодня на уроке. У нас сегодня не совсем обычный урок, сегодня – урок консилиум. На нем присутствуют 3 группы специалистов разных отраслей: врачи – лаборанты, врачи – физиологи, историки. Каждый из них готов поделиться своими знаниями. На доске записан план проведения консилиума, по ходу обсуждения вы можете задавать возникающие вопросы.
А сейчас я предлагаю в течении 2 минут собраться с мыслями, обсудить основные моменты и выделить главные тезисы из своего сообщения. Работа оценивается в 3 балла.
1. Донор и донорство.
Наверное, не найдется человека, который бы не слышал слова «донор», «донорство». Эти понятия тесно связаны между собой, и более подробно о них нам расскажут врачи – лаборанты.
Доклад 1 группы .Донорство – добровольный акт помощи больному, при котором он получает часть крови, тканей или органов с лечебной целью. Донор – это человек, который по собственному желанию отдает часть своей крови больным людям с целью спасения жизни. Донором может стать здоровый человек возрастом от 18 до 60 лет. Многочисленные исследования и наблюдения врачей доказали, что 400-450 мл взятой у человека крови ни как не влияет на здоровье человека и его работоспособность. Наоборот, улучшается обмен веществ, настроение, цвет кожи, организм омолаживается. Поэтому врачи считают полезным сдавать кровь пять раз в год с интервалом два месяца.
Любой ли желающий может стать донором крови?
Нет, существуют противопоказания для донорства. Донором не может быть человек, больной гепатитом, бруцеллезом, сифилисом, страдающий пороком сердца, бронхиальной астмой, а также алкоголики, наркоманы, вич – инфецированые.
Выделяют такие категории доноров;
доноры крови
доноры плазмы
доноры клеток крови
аутодоноры (сдают кровь для себя)
дежурные доноры (сдают кровь в экстремальных ситуациях, по вызову)
Рассказ учителя. По данным министерства здоровья Украины, на сегодняшний день в Украине действуют 62 станции переливания крови и 526 специализированных отделений. В 64 больницах осуществляется заготовка крови и ее компонентов. На сегодняшний день спрос на препараты крови удовлетворен только на 25 %, поэтому за помощью иногда приходится обращаться в банк данных крови за пределы Украины.
2. Исторический аспект переливания крови.
Не всегда было так, что использование крови приносило пользу и заканчивалось успешно. Идея переливания крови в кровеносные сосуды возникла только в 17 веке, после открытия Гарвеем законов кровообращения.
Историческую сторону этого вопроса нам осветят специалисты историки.
Доклад 2 группы. Первые попытки переливания крови от одной собаки другой были осуществлены в 1666 году английским анатомом Лоуэром, а в 1667 году французский ученый Дени сделал переливание крове ягненка больному лихорадкой. Больному стало легче. Но позже стали случаться смертельные случаи и во Франции было запрещено переливание крови от животных человеку. В конце 18 века было доказано, что эритроциты животных склеиваются и разрушаются в кровяном русле человека, тем самым отравляя организм и человек умирает. Тогда стало ясно, что человеку можно переливать только кровь человека. Первое в мире переливание было сделано в 1819 году в Англии. Сделать это было не просто, так как не было еще ни иголок, ни современных шприцов. Поэтому Кристофер Рен использовал вместо иглы птичье перо, а вместо шприца – плавательный пузырь рыб. А в России первое переливание крови от человека человеку было сделано в 1832 году петербургским врачем – акушером Вольфом. Не всегда перелитая кровь принималась организмом больного, некоторые люди умирали.
3. Группы крови
Учитель: Опять возникает вопрос: почему у одних людей кровь приживалась, а у других – нет. На этот вопрос дали ответ в начале 20 века ученый австриец Ландштейнер и чех Янский. Они доказали, что кровь людей по биологическим качествам делится на 4 группы. Изучение крови позволило разработать правила ее переливания. Людей, которые отдают кровь, называют донорами, а тех, кто ее получает – реципиентами. При переливании надо четко придерживаться совместимости групп крови, чтоб избежать склеивания эритроцитов. Надо помнить, что склеивание эритроцитов происходит в том случае, если в крови донора есть вещество, которое может склеиваться – аглютиногены (А,В), а в плазме реципиента есть вещество - аглютинин (а,в), способное склеивать.
Группа крови | Аглютиногены | Аглютинины |
I (0) | - | ав |
II (А) | А | в |
III (В) | В | а |
IV (АВ) | АВ | - |
( Учитель работает с таблицей у доски, ребята записывают ее в свои тетради)
После открытия групп крови переливание стало мощным способом в борьбе за спасение человеческой жизни. Но стали возникать осложнения даже при переливании совместимых групп крови. Почему? Об этом нам расскажет врач – физиолог.
Резус – фактор.
В 1940 году было установлено, что в крови имеется специфическое белковое вещество, существенно влияющее на совместимость крови различных людей. Впервые это вещество было обнаружено в крови обезьян макак – резус, в связи с чем оно и было названо резус – фактором. Теперь установлено, что выделенный фактор встречается в крови у 85% населения. Кровь таких людей называется резус – положительной (Rh+). Кровь, в которой отсутствует данный фактор, называется резус – отрицательной ( Rh - ). Чтобы избежать осложнений, необходимо определять не только группу, но и резус – фактор крови. Иначе при переливании несовместимой крови по резус – фактору возникает резус – конфликт. Опасно переливание резус – положительной крови лишь тем пациентам, у которых этого фактора в крови нет. В противоположном случае, т.е при наличии у человека в крови резус – фактора, введение ему крови, в которой этого фактора нет не может привести к негативным реакциям, а поэтому совершенно безопасно для больного.
Учитель: Итак, каждый человек должен знать свою группу крови и резус – фактор. Они определяются с первых минут рождения и сохраняются на всю жизнь. А парижский психолог Жан Батист Делякур считает, что группа крови влияет на характер, и люди с одной группой крови имеют схожий темперамент. Слово предоставляем психологу.
Психолог. Группа крови I: Эти люди энергичные, пробивные, с легкостью идут на контакт. Их энергия неисчерпаема, они неустанно работают и могут достичь значительных успехов в бизнесе.
Группа крови II: Эти люди добросовестные, очень дисциплинированные. Уверенно идут вперед в своей профессиональной деятельности. Если за что-то берутся, то всегда доводят дело до конца. Надежные и верные в дружбе.
Группа III: Эти люди влиятельные, деликатные, с большой настойчивостью. Требовательные к себе и окружающим. Они спокойные, но иногда могут проявлять себя очень решительно.
Группа IV: Эти люди с надмерной чувствительностью, нерешительные, замкнутые. Неудачи переживают, замыкаясь в себе. Но в дружбе эти люди близки к идеалу.
VI. Закрепление и обобщение материала.
Методические приемы: беседа.
1). Учитель задает каждой группе по очереди вопросы. Кто из членов группы знает ответ, поднимает сигнальную карточку. Правильный ответ – 1 бал. Время – 7 мин.
Сколько литров крови циркулирует в организме человека? ( 5 л)
Какая группа крови самая редкая? (IV группа)
Что происходит при переливании несовместимой группы? (склеивание эритроцитов)
Какая группа наиболее распространенная? (I группа)
Он передается по наследству. Его наличие указывает на явное родство человека и обезьяны. Его наличие или отсутствие следует учитывать при переливании крови. Кто он? ( резус – фактор)
В больнице была кровь I и II групп. Когда привезли больного, то выяснилось,что у него IV группа.Можно ли ему делать переливание?(да
Как называют человека, у которого берут кровь для переливания? (донор)
Как называют человека, которому переливают кровь? (реципиент)
Можно ли переливать кровь людям разных рас? ( да, если совместимы группы и резус – фактор)
2) Используя условный микрофон, рассказать, о чем вы узнали на уроке.
VII. Итог урока
1) Учитель предлагает каждой команде, используя материал учебника, заполнить таблицу на стр. 89. Время – 2 мин. Работа оценивается в 2 бала.
| I (0) | II (А) | III (В) | IV(АВ) |
I (ав) | + | - | - | - |
II (в) | + | + | - | - |
III (а) | + | - | + | - |
IV (0) | + | + | + | + |
Результаты записываются на доске, ученики делают вывод, что человек с I группой крови является универсальным донором, т.к ее можно переливать людям с любой группой крови. А человек со II группой является универсальным реципиентом, т.к ему можно переливать кровь любой группы.
Этот результат заносится в ранее записанную таблицу и она представляет собой полный конспект урока.
Группа крови | Аглютиногены | Аглютинины | Отдает | Принимает от |
I (0) | - | ав | I II III IV | I |
II (А) | А | в | II IV | II I |
III (В) | В | а | III IV | III I |
IV (АВ) | АВ | - | IV | I II III IV |
VIII. Подведение итогов работы на уроке.
В конце урока учитель проводит беседу с классом по вопросам:
Что понравилось?
Были ли достигнуты цели урока?
Что вызвало трудности?
Что бы вы еще хотели узнать о лишайниках?
Лидеры групп подсчитывают балы и объявляют результат урока.
IX. Домашнее задание
Учитель записывает на доске домашнее задание и дает рекомендации по его выполнению.