12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга40 |
Технологическая карта урока на тему «Физиологические характеристики крови»
План учебного занятия
Автор-разработчик | Логунова О.А. | __1____ квалификационная категория | |||||||||
Специальность | 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании | ||||||||||
Учебный цикл | Профессиональный | ||||||||||
Учебная дисциплина/МДК | ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена | ||||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | |||||||||
ОУД.05 Естествознание | - ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования ПМ.03 Классное руководство | ||||||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||||
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ПК 1.1
| Определять цели и задачи, планировать занятия.
| ||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||
У1 | применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; | З1 | основные положения терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
| ||||||||
У2 | оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; | З3 | норму развития и отклонения от нормы
| ||||||||
У3 | правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися | З5 | общую характеристику типовых патологических процессов; | ||||||||
У4 | проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; | З7 | физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; | ||||||||
|
| З8 | возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; | ||||||||
З12 | основы профилактики инфекционных заболеваний; | ||||||||||
Раздел | Раздел № _3_ | Строение, функции и возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков | __30_ часов | ||||||||
Тема | Тема № _3.7__ | Физиологические характеристики крови. | _2__ часа | ||||||||
Уровень освоения | 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) | ||||||||||
Тема учебного занятия | Физиологические характеристики крови. | ||||||||||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности | ||||||||||
Формы и методы обучения | Форма: беседа Методы: объяснительно – иллюстративный; беседа с элементами проблемного обучения; репродуктивный. | ||||||||||
Образовательные технологии | Личностно-ориентированные
| ||||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||||||
Повторить состав и функции крови. Углубить знания о движении крови по сосудам и механизмах свертывания, классификации групп крови. Познакомиться с механизмом иммунной и аллергической реакций. | Развивать способности формулировать цели, находить способы их достижения, составлять обобщающие таблицы, делать выводы из найденных фактов. | Воспитывать у студентов любовь к будущей профессии, умения давать самостоятельную оценку фактам и явлениям окружающего мира. |
Технологическая карта учебного занятия | |||||||||
Этапы УЗ
| Дидактические задачи
| Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| Методы, приёмы обучения
| Средства организации деятельности
| Формы Организации деятельности
| Планируемые результаты | ||
Знать | Уметь | Практический опыт | |||||||
Организационно-мотивационный этап | |||||||||
Организационный момент | Настрой студентов на занятие | Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид студентов, на готовность аудитории к занятию. | Приветствуют педагога. Озвучивают отсутствующих. | Беседа | Словесные | Фронтальная | - | Оценивать степень готовности к занятию | Уметь в краткие сроки настраиваться на рабочий лад. |
Мотивация | Формирование интереса студентов к изучаемой теме | Создает проблемную ситуацию. | Включаются в активное обсуждение проблемы | Метод: познавательный (проблемная ситуация) Прием: Мозговой штурм (предлагают идеи о том, зачем изучать данную тему в контексте предмета, профессиональной деятельности и личной практической значимости) | Печатные, наглядные, демонстрационные (плакаты, схемы по теме) | Фронтальная | - | - | Готовность студентов к усвоению знаний |
Постановка целей | Формирование умения ставить учебные цели и прогнозировать результат учебной деятельности | Суммирует предложенные студентами высказывания по проблемной ситуации | Определяют тему и цели урока | Метод: беседа Прием: дискуссия (в результате коллективного обсуждения формулируется тема и цели) | Словесные | Фронтальная | - | Ставить реальные цели. | Готовность студентов к учебно-познавательной деятельности на основе имеющихся знаний и в рамках поставленных целей |
Этап организации учебно-познавательной деятельности по получению новой информации и нового опыта (актуализация субъектного опыта обучающихся; усвоения новых знаний; первичной проверки понимания изученного; закрепления новых знаний, умений; применения знаний, умений) | |||||||||
Этапы УЗ
| Дидактические задачи
| Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| Методы, приёмы обучения
| Средства организации деятельности
| Формы Организации деятельности
| Знать | Уметь | Практический опыт |
Актуализация знаний | Вспомнить материал школьной программы по данной теме и активизировать мыслительные процессы | Предлагает студентам вспомнить все, что ранее изучалось по данной теме, и что известно из личного опыта. Кровь – это удивительная жидкость. С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Что будет с человеком, если он потеряет много крови? Он погибнет. Жизнь покинет вместе с вытекающей из организма кровью. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа. Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов. Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками. | Вспоминают всю известную информацию по теме урока и систематизируют ее. | Метод: частично-поисковый. Прием: интеллектуальная разминка (на доске написаны или прикреплены карточки с терминами, часть из них не относится к теме урока. Задача студентов – стереть или снять лишние термины). | Печатные, наглядные, демонстрационные | Фронтальная | Понятие крови, к какому типу тканей относится и почему. | Уметь аргументировать свои ответы на основе ранее полученных знаний. | Сформирована база знаний для усвоения нового материала |
Открытие новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | Предлагает студентам перечислить функции крови. (Питательная, дыхательная, транспортная, гуморальная, выделительная, теплорегуляция, гомеостатическая) Предлагает студентам предположить состав крови (плазма и ФЭК) и заполнить таблицу «Состав плазмы крови» Предлагает студентам заполнить таблицу «Характеристика ФЭК» (сравнение строения, функций, количества ФЭК), 4. Составить схему «Свертывающая система крови» (При капиллярном кровотечении и кровотечении из крупных сосудов). 5. Рассмотреть под микроскопом мазок крови человека. | Заполняют таблицы, составляют схему с помощью учебника и плакатов; зарисовывают мазок крови в тетради с обозначением ФЭК на основе лабораторного препарата.. | Метод: частично-поисковый Прием: работа с книгой, плакатами, лабораторными образцами. | Печатные, наглядные, демонстрационные | Фронтальная.
Работа в парах.
Работа в парах
Работа в парах
Индивидуальная | Знать особенности ФЭК и состав плазмы крови, механизм свертывания. | Уметь определять возможности переливания крови при указанных условиях, определять по описанию ФЭК | Ориентироваться в показателях крови, механизмах свертывания и переливания крови. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | Предлагает студентам ситуационные задачи Задача №1.Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? (Гемолитический шок из-за несовместимости крови) Задача№2 : У человека, прибывшего из равнинной области в высокогорную местность, при лабораторном исследовании крови выявлено увеличение количества эритроцитов. Почему? (В горах меньше кислорода, для профилактики гипоксии организм увеличивает число эритроцитов в крови). Задача№3 Известно, что в момент пищеварения в крови увеличивается количество лейкоцитов. Почему? (Пища – особенно мясная – это чужеродные белки. Иммунная система активизируется для возможной с ними борьбы) | На основе полученных знаний решают предложенные задачи | Метод: частично-поисковый Прием: консилиум ( в микрогруппах студенты ищут решения задач, после чего представить микрогруппы защищает общее решение перед группой). | Словесные | Групповая | Знать основные термины темы. | Уметь определять возможности переливания крови при указанных условиях, определять по описанию ФЭК | Ориентироваться в показателях крови, механизмах свертывания и переливания крови. |
Открытие новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | Предлагает студентам послушать заранее подготовленные сообщения по теме «Иммунитет – история открытия» «Механизм иммунного ответа» и «Аллергическая реакция» (на предыдущем занятии нескольким студентам были предложены данные темы для подготовки сообщений, кроме этого, каждый подготовил схему по своей теме для раздачи группе при прослушивании сообщения) | Студенты, подготовившие сообщения, выступают перед группой | Метод: исследовательский Прием: знакомство с новым материалом через прослушивание сообщения и изучении схемы теоретического материала сообщения. | Словесные | Групповая | Знать механизмы иммунного и аллергического ответов | Уметь различать аллергические реакции | Приобретение опыта подготовки сообщений и публичного выступления. |
Рефлексивный этап-: (этап контроля и самоконтроля знаний, умений; этап коррекции; информирования о домашнем задании; этап подведения итогов; этап рефлексии) | |||||||||
Демонстрация усвоения изученного материала | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Проводит проверку понимания материала урока. Задание состоит из 4 блоков по 5 заданий (1блок – общие сведения о крови, в виде неоконченных предложений; 2 блок – тест по теме «ФЭК», 3 блок – задания на соответствие по теме «Свертывание крови», 4 блок – дополнить схему по теме «Виды иммунитета») – см. приложение | Выполняют проверочные задания | Метод: письменный контроль. Приемы: неоконченные предложения, тестовые задания, задания на соответствие, неполная схема. | Печатные (бланки для заполнения) | Индивидуальная | Знать бОльшую часть теоретического материала урока | Уметь определять на рисунке и в препарате мазка ФЭК. | Уметь ориентироваться в анализах крови. |
Рефлексия | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Предлагает студентам заполнить мини-опросник. П – позиция «Я считаю, что…». О – объяснение (или обоснование) «Потому что …». П – пример «Я могу это доказать это на примере …». С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». | Заполняют специальные формы. | Методика: ПОПС-форма | Печатные (бланки для заполнения) | Индивидуальная | - | - | Научатся кратко и всесторонне выражать собственную позицию по изученной теме. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания. | Диктует и дает пояснения по домашнему заданию: обязательное – выучить материал урока, дополнительное по выбору - составить кроссворд по теме «Кровь», подготовить сообщение по теме «История открытия иммунитета». | Фиксируют домашнее задание. | - | Словесные | Индивидуальная | Материал изученной темы. | Уметь работать с различными источниками информации (лекция, учебник, интернет-ресурсы) | Возможность максимально качественно выполнить домашнее задание. |
Приложения:
Состав плазмы крови
ФЭК
Схема свертывающей системы
Мазок крови человека
Бланк проверочного задания
Блок 1
1. Кровь относится к………..ткани.
2. Кровь переносит питательные вещества и ………
3. Кровь состоит из …..и ………….
4. Кровь …..цвета из-за……….
5. Кровь является….средой организма.
Ответы: 1. Соединительной, 2. Кислород, 3. ФЭК и плазмы, 4. Красного, гемоглобина (эритроцитов), 5. Внутренней.
Блок 2
Перенос кислорода осуществляют:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
Защитную функцию осуществляют:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
Свертывание крови запускают:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
содержат гемоглобин:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
При инфекционных заболеваниях повышаются:
Эритроциты
Тромбоциты
Лейкоциты
Ответы: 1. А, 2. В, 3.б, 4. А, 5. В.
Блок 3
сгусток крови | Тромбоциты |
минеральные ионы, необходимые для свертывания крови | Тромб |
прилипают к месту ранения стенки сосуда | Кровотечение |
образует сгусток | Кальций |
приводит к гибели организма | Фибрин |
Ответы: 1б, 2г, 3а, 4д, 5в.
Блок 4
Ответы: искусственный, врожденный, пассивный.
Бланк рефлексии
П – позиция «Я считаю, что…………………………………………………………………………………………………..»
О – объяснение (или обоснование) «Потому что ………………………………………………………………………..».
П – пример «Я могу это доказать это на примере ………………………………………………………………………».
С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что………………………………………».