Технологическая карта урока на тему «Физиологические характеристики крови»
План учебного занятия
Автор-разработчик |
Логунова О.А. |
__1____ квалификационная категория |
|||||||||
Специальность |
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании |
||||||||||
Учебный цикл |
Профессиональный |
||||||||||
Учебная дисциплина/МДК |
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена | ||||||||||
Междисциплинарные связи |
Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | |||||||||
ОУД.05 Естествознание |
- ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования ПМ.03 Классное руководство |
||||||||||
Формируемые компетенции |
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
|||||||||
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ПК 1.1
|
Определять цели и задачи, планировать занятия.
|
||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК |
Освоенные умения |
Усвоенные знания |
|||||||||
У1 |
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; |
З1 |
основные положения терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
|
||||||||
У2 |
оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; |
З3 |
норму развития и отклонения от нормы
|
||||||||
У3 |
правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися |
З5 |
общую характеристику типовых патологических процессов; |
||||||||
У4 |
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; |
З7 |
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; |
||||||||
|
|
З8 |
возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; |
||||||||
З12 |
основы профилактики инфекционных заболеваний; |
||||||||||
Раздел |
Раздел № _3_ |
Строение, функции и возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков |
__30_ часов |
||||||||
Тема |
Тема № _3.7__ |
Физиологические характеристики крови. |
_2__ часа |
||||||||
Уровень освоения |
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) |
||||||||||
Тема учебного занятия |
Физиологические характеристики крови. |
||||||||||
Тип учебного занятия |
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности |
||||||||||
Формы и методы обучения |
Форма: беседа Методы: объяснительно – иллюстративный; беседа с элементами проблемного обучения; репродуктивный. |
||||||||||
Образовательные технологии |
Личностно-ориентированные
|
||||||||||
Цели учебного занятия |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
||||||||
Повторить состав и функции крови. Углубить знания о движении крови по сосудам и механизмах свертывания, классификации групп крови. Познакомиться с механизмом иммунной и аллергической реакций. |
Развивать способности формулировать цели, находить способы их достижения, составлять обобщающие таблицы, делать выводы из найденных фактов. |
Воспитывать у студентов любовь к будущей профессии, умения давать самостоятельную оценку фактам и явлениям окружающего мира. |
Технологическая карта учебного занятия |
|||||||||
Этапы УЗ
|
Дидактические задачи
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающихся
|
Методы, приёмы обучения
|
Средства организации деятельности
|
Формы Организации деятельности
|
Планируемые результаты |
||
Знать |
Уметь |
Практический опыт |
|||||||
Организационно-мотивационный этап |
|||||||||
Организационный момент |
Настрой студентов на занятие |
Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид студентов, на готовность аудитории к занятию. |
Приветствуют педагога. Озвучивают отсутствующих. |
Беседа |
Словесные |
Фронтальная |
- |
Оценивать степень готовности к занятию |
Уметь в краткие сроки настраиваться на рабочий лад. |
Мотивация |
Формирование интереса студентов к изучаемой теме |
Создает проблемную ситуацию. |
Включаются в активное обсуждение проблемы |
Метод: познавательный (проблемная ситуация) Прием: Мозговой штурм (предлагают идеи о том, зачем изучать данную тему в контексте предмета, профессиональной деятельности и личной практической значимости) |
Печатные, наглядные, демонстрационные (плакаты, схемы по теме) |
Фронтальная |
- |
- |
Готовность студентов к усвоению знаний |
Постановка целей |
Формирование умения ставить учебные цели и прогнозировать результат учебной деятельности |
Суммирует предложенные студентами высказывания по проблемной ситуации |
Определяют тему и цели урока |
Метод: беседа Прием: дискуссия (в результате коллективного обсуждения формулируется тема и цели) |
Словесные |
Фронтальная |
- |
Ставить реальные цели. |
Готовность студентов к учебно-познавательной деятельности на основе имеющихся знаний и в рамках поставленных целей |
Этап организации учебно-познавательной деятельности по получению новой информации и нового опыта (актуализация субъектного опыта обучающихся; усвоения новых знаний; первичной проверки понимания изученного; закрепления новых знаний, умений; применения знаний, умений) |
|||||||||
Этапы УЗ
|
Дидактические задачи
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающихся
|
Методы, приёмы обучения
|
Средства организации деятельности
|
Формы Организации деятельности
|
Знать |
Уметь |
Практический опыт |
Актуализация знаний |
Вспомнить материал школьной программы по данной теме и активизировать мыслительные процессы |
Предлагает студентам вспомнить все, что ранее изучалось по данной теме, и что известно из личного опыта. Кровь – это удивительная жидкость. С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Что будет с человеком, если он потеряет много крови? Он погибнет. Жизнь покинет вместе с вытекающей из организма кровью. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа. Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов. Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками. |
Вспоминают всю известную информацию по теме урока и систематизируют ее. |
Метод: частично-поисковый. Прием: интеллектуальная разминка (на доске написаны или прикреплены карточки с терминами, часть из них не относится к теме урока. Задача студентов – стереть или снять лишние термины). |
Печатные, наглядные, демонстрационные |
Фронтальная |
Понятие крови, к какому типу тканей относится и почему. |
Уметь аргументировать свои ответы на основе ранее полученных знаний. |
Сформирована база знаний для усвоения нового материала |
Открытие новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Предлагает студентам перечислить функции крови. (Питательная, дыхательная, транспортная, гуморальная, выделительная, теплорегуляция, гомеостатическая) Предлагает студентам предположить состав крови (плазма и ФЭК) и заполнить таблицу «Состав плазмы крови» Предлагает студентам заполнить таблицу «Характеристика ФЭК» (сравнение строения, функций, количества ФЭК), 4. Составить схему «Свертывающая система крови» (При капиллярном кровотечении и кровотечении из крупных сосудов). 5. Рассмотреть под микроскопом мазок крови человека. |
Заполняют таблицы, составляют схему с помощью учебника и плакатов; зарисовывают мазок крови в тетради с обозначением ФЭК на основе лабораторного препарата.. |
Метод: частично-поисковый Прием: работа с книгой, плакатами, лабораторными образцами. |
Печатные, наглядные, демонстрационные |
Фронтальная.
Работа в парах.
Работа в парах
Работа в парах
Индивидуальная |
Знать особенности ФЭК и состав плазмы крови, механизм свертывания. |
Уметь определять возможности переливания крови при указанных условиях, определять по описанию ФЭК |
Ориентироваться в показателях крови, механизмах свертывания и переливания крови. |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Предлагает студентам ситуационные задачи Задача №1.Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? (Гемолитический шок из-за несовместимости крови) Задача№2 : У человека, прибывшего из равнинной области в высокогорную местность, при лабораторном исследовании крови выявлено увеличение количества эритроцитов. Почему? (В горах меньше кислорода, для профилактики гипоксии организм увеличивает число эритроцитов в крови). Задача№3 Известно, что в момент пищеварения в крови увеличивается количество лейкоцитов. Почему? (Пища – особенно мясная – это чужеродные белки. Иммунная система активизируется для возможной с ними борьбы) |
На основе полученных знаний решают предложенные задачи |
Метод: частично-поисковый Прием: консилиум ( в микрогруппах студенты ищут решения задач, после чего представить микрогруппы защищает общее решение перед группой). |
Словесные |
Групповая |
Знать основные термины темы. |
Уметь определять возможности переливания крови при указанных условиях, определять по описанию ФЭК |
Ориентироваться в показателях крови, механизмах свертывания и переливания крови. |
Открытие новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Предлагает студентам послушать заранее подготовленные сообщения по теме «Иммунитет – история открытия» «Механизм иммунного ответа» и «Аллергическая реакция» (на предыдущем занятии нескольким студентам были предложены данные темы для подготовки сообщений, кроме этого, каждый подготовил схему по своей теме для раздачи группе при прослушивании сообщения) |
Студенты, подготовившие сообщения, выступают перед группой |
Метод: исследовательский Прием: знакомство с новым материалом через прослушивание сообщения и изучении схемы теоретического материала сообщения. |
Словесные |
Групповая |
Знать механизмы иммунного и аллергического ответов |
Уметь различать аллергические реакции |
Приобретение опыта подготовки сообщений и публичного выступления. |
Рефлексивный этап-: (этап контроля и самоконтроля знаний, умений; этап коррекции; информирования о домашнем задании; этап подведения итогов; этап рефлексии) |
|||||||||
Демонстрация усвоения изученного материала |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Проводит проверку понимания материала урока. Задание состоит из 4 блоков по 5 заданий (1блок – общие сведения о крови, в виде неоконченных предложений; 2 блок – тест по теме «ФЭК», 3 блок – задания на соответствие по теме «Свертывание крови», 4 блок – дополнить схему по теме «Виды иммунитета») – см. приложение |
Выполняют проверочные задания |
Метод: письменный контроль. Приемы: неоконченные предложения, тестовые задания, задания на соответствие, неполная схема. |
Печатные (бланки для заполнения) |
Индивидуальная |
Знать бОльшую часть теоретического материала урока |
Уметь определять на рисунке и в препарате мазка ФЭК. |
Уметь ориентироваться в анализах крови. |
Рефлексия |
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Предлагает студентам заполнить мини-опросник. П – позиция «Я считаю, что…». О – объяснение (или обоснование) «Потому что …». П – пример «Я могу это доказать это на примере …». С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». |
Заполняют специальные формы. |
Методика: ПОПС-форма |
Печатные (бланки для заполнения) |
Индивидуальная |
- |
- |
Научатся кратко и всесторонне выражать собственную позицию по изученной теме. |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания. |
Диктует и дает пояснения по домашнему заданию: обязательное – выучить материал урока, дополнительное по выбору - составить кроссворд по теме «Кровь», подготовить сообщение по теме «История открытия иммунитета». |
Фиксируют домашнее задание. |
- |
Словесные |
Индивидуальная |
Материал изученной темы. |
Уметь работать с различными источниками информации (лекция, учебник, интернет-ресурсы) |
Возможность максимально качественно выполнить домашнее задание. |
Приложения:
Состав плазмы крови
ФЭК
Схема свертывающей системы
Мазок крови человека
Бланк проверочного задания
Блок 1
1. Кровь относится к………..ткани.
2. Кровь переносит питательные вещества и ………
3. Кровь состоит из …..и ………….
4. Кровь …..цвета из-за……….
5. Кровь является….средой организма.
Ответы: 1. Соединительной, 2. Кислород, 3. ФЭК и плазмы, 4. Красного, гемоглобина (эритроцитов), 5. Внутренней.
Блок 2
Перенос кислорода осуществляют:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
Защитную функцию осуществляют:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
Свертывание крови запускают:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
содержат гемоглобин:
Эритроциты
Тромбоциты
лейкоциты
При инфекционных заболеваниях повышаются:
Эритроциты
Тромбоциты
Лейкоциты
Ответы: 1. А, 2. В, 3.б, 4. А, 5. В.
Блок 3
сгусток крови |
Тромбоциты |
минеральные ионы, необходимые для свертывания крови |
Тромб |
прилипают к месту ранения стенки сосуда |
Кровотечение |
образует сгусток |
Кальций |
приводит к гибели организма |
Фибрин |
Ответы: 1б, 2г, 3а, 4д, 5в.
Блок 4
Ответы: искусственный, врожденный, пассивный.
Бланк рефлексии
П – позиция «Я считаю, что…………………………………………………………………………………………………..»
О – объяснение (или обоснование) «Потому что ………………………………………………………………………..».
П – пример «Я могу это доказать это на примере ………………………………………………………………………».
С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что………………………………………».