Технологическая карта урока на тему «Физиологические характеристики крови»

3
0
Материал опубликован 29 November 2020

 

План учебного занятия

Автор-разработчик

Логунова О.А.

__1____ квалификационная категория

Специальность

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Учебный цикл

Профессиональный

Учебная дисциплина/МДК

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК Последующие учебные дисциплины/МДК
ОУД.05 Естествознание

- ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ПМ.03 Классное руководство

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1

 

 

Определять цели и задачи, планировать занятия.

 

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

З1

основные положения терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

 

У2

оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

З3

норму развития и отклонения от нормы

 

У3

правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися

З5

общую характеристику типовых патологических процессов;

У4

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

З7

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

 

 

З8

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

З12

основы профилактики инфекционных заболеваний;

Раздел

Раздел № _3_

Строение, функции и возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков

__30_ часов

Тема

Тема № _3.7__

Физиологические характеристики крови.

_2__ часа

Уровень освоения

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Тема учебного занятия

Физиологические характеристики крови.

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

Формы и методы обучения

Форма: беседа

Методы:

объяснительно – иллюстративный;

беседа с элементами проблемного обучения;

репродуктивный.

Образовательные технологии

Личностно-ориентированные

 

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Повторить состав и функции крови. Углубить знания о движении крови по сосудам и механизмах свертывания, классификации групп крови. Познакомиться с механизмом иммунной и аллергической реакций.

Развивать способности формулировать цели, находить способы их достижения, составлять обобщающие таблицы, делать выводы из найденных фактов.

Воспитывать у студентов любовь к будущей профессии, умения давать самостоятельную оценку фактам и явлениям окружающего мира.


 

Технологическая карта учебного занятия

Этапы УЗ

 

Дидактические задачи

 

Деятельность преподавателя

 

Деятельность обучающихся

 

Методы, приёмы обучения

 

Средства организации деятельности

 

Формы

Организации

деятельности

 

Планируемые результаты

Знать

Уметь

Практический опыт

Организационно-мотивационный этап

Организационный момент

Настрой студентов на занятие

Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид студентов, на готовность аудитории к занятию.

Приветствуют педагога. Озвучивают отсутствующих.

Беседа

Словесные

Фронтальная

-

Оценивать степень готовности к занятию

Уметь в краткие сроки настраиваться на рабочий лад.

Мотивация

Формирование интереса студентов к изучаемой теме

Создает проблемную ситуацию.

Включаются в активное обсуждение проблемы

Метод: познавательный (проблемная ситуация)

Прием: Мозговой штурм (предлагают идеи о том, зачем изучать данную тему в контексте предмета, профессиональной деятельности и личной практической значимости)

Печатные, наглядные, демонстрационные (плакаты, схемы по теме)

Фронтальная

-

-

Готовность студентов к усвоению знаний

Постановка целей

Формирование умения ставить учебные цели и прогнозировать результат учебной деятельности

Суммирует предложенные студентами высказывания по проблемной ситуации

Определяют тему и цели урока

Метод: беседа

Прием: дискуссия (в результате коллективного обсуждения формулируется тема и цели)

Словесные

Фронтальная

-

Ставить реальные цели.

Готовность студентов к учебно-познавательной деятельности на основе имеющихся знаний и в рамках поставленных целей

Этап организации учебно-познавательной деятельности по получению новой информации и нового опыта (актуализация субъектного опыта обучающихся; усвоения новых знаний; первичной проверки понимания изученного; закрепления новых знаний, умений; применения знаний, умений)

Этапы УЗ

 

Дидактические задачи

 

Деятельность преподавателя

 

Деятельность обучающихся

 

Методы, приёмы обучения

 

Средства организации деятельности

 

Формы

Организации

деятельности

 

Знать

Уметь

Практический опыт

Актуализация знаний

Вспомнить материал школьной программы по данной теме и активизировать мыслительные процессы

Предлагает студентам вспомнить все, что ранее изучалось по данной теме, и что известно из личного опыта.

Кровь – это удивительная жидкость. С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Что будет с человеком, если он потеряет много крови? Он погибнет. Жизнь покинет вместе с вытекающей из организма кровью. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа.

Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов.

Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками.

Вспоминают всю известную информацию по теме урока и систематизируют ее.

Метод: частично-поисковый.

Прием:

интеллектуальная разминка (на доске написаны или прикреплены карточки с терминами, часть из них не относится к теме урока. Задача студентов – стереть или снять лишние термины).

Печатные, наглядные, демонстрационные

Фронтальная

Понятие крови, к какому типу тканей относится и почему.

Уметь аргументировать свои ответы на основе ранее полученных знаний.

Сформирована база знаний для усвоения нового материала

Открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Предлагает студентам перечислить функции крови. (Питательная, дыхательная, транспортная, гуморальная, выделительная, теплорегуляция, гомеостатическая)

Предлагает студентам предположить состав крови (плазма и ФЭК) и заполнить таблицу «Состав плазмы крови»

Предлагает студентам заполнить таблицу «Характеристика ФЭК» (сравнение строения, функций, количества ФЭК), 4. Составить схему «Свертывающая система крови» (При капиллярном кровотечении и кровотечении из крупных сосудов).

5. Рассмотреть под микроскопом мазок крови человека.

Заполняют таблицы, составляют схему с помощью учебника и плакатов; зарисовывают мазок крови в тетради с обозначением ФЭК на основе лабораторного препарата..

Метод: частично-поисковый

Прием: работа с книгой, плакатами, лабораторными образцами.

Печатные, наглядные, демонстрационные

Фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Знать особенности ФЭК и состав плазмы крови, механизм свертывания.

Уметь определять возможности переливания крови при указанных условиях, определять по описанию ФЭК

Ориентироваться в показателях крови, механизмах свертывания и переливания крови.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Предлагает студентам ситуационные задачи

Задача №1.Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? (Гемолитический шок из-за несовместимости крови)

Задача№2

: У человека, прибывшего из равнинной области в высокогорную местность, при лабораторном исследовании крови выявлено увеличение количества эритроцитов. Почему? (В горах меньше кислорода, для профилактики гипоксии организм увеличивает число эритроцитов в крови).

Задача№3

Известно, что в момент пищеварения в крови увеличивается количество лейкоцитов. Почему? (Пища – особенно мясная – это чужеродные белки. Иммунная система активизируется для возможной с ними борьбы)

На основе полученных знаний решают предложенные задачи

Метод: частично-поисковый

Прием: консилиум ( в микрогруппах студенты ищут решения задач, после чего представить микрогруппы защищает общее решение перед группой).

Словесные

Групповая

Знать основные термины темы.

Уметь определять возможности переливания крови при указанных условиях, определять по описанию ФЭК

Ориентироваться в показателях крови, механизмах свертывания и переливания крови.

Открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Предлагает студентам послушать заранее подготовленные сообщения по теме «Иммунитет – история открытия» «Механизм иммунного ответа» и «Аллергическая реакция» (на предыдущем занятии нескольким студентам были предложены данные темы для подготовки сообщений, кроме этого, каждый подготовил схему по своей теме для раздачи группе при прослушивании сообщения)

Студенты, подготовившие сообщения, выступают перед группой

Метод: исследовательский

Прием: знакомство с новым материалом через прослушивание сообщения и изучении схемы теоретического материала сообщения.

Словесные

Групповая

Знать механизмы иммунного и аллергического ответов

Уметь различать аллергические реакции

Приобретение опыта подготовки сообщений и публичного выступления.

Рефлексивный этап-: (этап контроля и самоконтроля знаний, умений; этап коррекции; информирования о домашнем задании; этап подведения итогов; этап рефлексии)

Демонстрация усвоения изученного материала

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Проводит проверку понимания материала урока. Задание состоит из 4 блоков по 5 заданий (1блок – общие сведения о крови, в виде неоконченных предложений; 2 блок – тест по теме «ФЭК», 3 блок – задания на соответствие по теме «Свертывание крови», 4 блок – дополнить схему по теме «Виды иммунитета») – см. приложение

Выполняют проверочные задания

Метод: письменный контроль.

Приемы: неоконченные предложения, тестовые задания, задания на соответствие, неполная схема.

Печатные (бланки для заполнения)

Индивидуальная

Знать бОльшую часть теоретического материала урока

Уметь определять на рисунке и в препарате мазка ФЭК.

Уметь ориентироваться в анализах крови.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Предлагает студентам заполнить мини-опросник.

П – позиция «Я считаю, что…».

О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».

П – пример

«Я могу это доказать это на примере …».

С – следствие (или суждение)

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Заполняют специальные формы.

Методика: ПОПС-форма

Печатные (бланки для заполнения)

Индивидуальная

-

-

Научатся кратко и всесторонне выражать собственную позицию по изученной теме.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Диктует и дает пояснения по домашнему заданию: обязательное – выучить материал урока, дополнительное по выбору - составить кроссворд по теме «Кровь», подготовить сообщение по теме «История открытия иммунитета».

Фиксируют домашнее задание.

-

Словесные

Индивидуальная

Материал изученной темы.

Уметь работать с различными источниками информации (лекция, учебник, интернет-ресурсы)

Возможность максимально качественно выполнить домашнее задание.

Приложения:

Состав плазмы крови

t1606665235aa.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЭК

t1606665235ab.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Схема свертывающей системы

t1606665235ac.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мазок крови человека

t1606665235ad.jpg

 

Бланк проверочного задания

 

Блок 1

1. Кровь относится к………..ткани.

2. Кровь переносит питательные вещества и ………

3. Кровь состоит из …..и ………….

4. Кровь …..цвета из-за……….

5. Кровь является….средой организма.

 

Ответы: 1. Соединительной, 2. Кислород, 3. ФЭК и плазмы, 4. Красного, гемоглобина (эритроцитов), 5. Внутренней.

 

Блок 2

Перенос кислорода осуществляют:

Эритроциты

Тромбоциты

лейкоциты

Защитную функцию осуществляют:

Эритроциты

Тромбоциты

лейкоциты

Свертывание крови запускают:

Эритроциты

Тромбоциты

лейкоциты

содержат гемоглобин:

Эритроциты

Тромбоциты

лейкоциты

При инфекционных заболеваниях повышаются:

Эритроциты

Тромбоциты

Лейкоциты

 

Ответы: 1. А, 2. В, 3.б, 4. А, 5. В.

 

Блок 3

 

сгусток крови

Тромбоциты

минеральные ионы, необходимые для свертывания крови

Тромб

прилипают к месту ранения стенки сосуда

Кровотечение

образует сгусток

Кальций

приводит к гибели организма

Фибрин

 

 

Ответы: 1б, 2г, 3а, 4д, 5в.

Блок 4

 

t1606665235ae.png

 

Ответы: искусственный, врожденный, пассивный.

 

Бланк рефлексии

П – позиция «Я считаю, что…………………………………………………………………………………………………..»

О – объяснение (или обоснование) «Потому что ………………………………………………………………………..».

П – пример «Я могу это доказать это на примере ………………………………………………………………………».

С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что………………………………………».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.