Статья «Групповая работа на уроках математики как одно из эффективных средств усвоения учебного материала»

2
0
Материал опубликован 8 June 2023

Групповая работа на уроках математики как одно из эффективных средств усвоения учебного материала

Албычакова Валентина Вячеславовна,

учитель математики высшей квалификационной категории

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аршановская средняя школа»,

с. Аршаново Республика Хакасия

В настоящей статье освещается одно из методов обучения – групповая работа. Сделаны некоторые выводы из опыта работы учителя, начиная от особенностей метода, заканчивая достоинствами и недостатками.

В образовательном процессе с начала человеческой истории появилось множество новаций. Однако, на уроке, как и многие века назад, основными участниками образовательного процесса являются ученики и учитель. Ключевым моментом в этой встрече является качество обучения, которое зависит от многих факторов.

Личностно-ориентированное образование является одним из методов, которые помогают преподавателям индивидуализировать процесс обучения в соответствии с потенциалом каждого ученика. Учащиеся имеют различные способности, особенно, когда речь идет о мыслительной деятельности. В одном классе могут учиться дети, у которых этот уровень развития крайне высокий и наоборот, крайне низкий. Специфическая особенность групповой формы работы в средней школе заключается в многообразии состава школьников.

Важно отметить, что индивидуальное развитие каждого учащегося требует большого внимания со стороны учителя. Разнообразие методик и подходов в образовательном процессе может помочь учителю достичь успеха в работе с любым учеником. Различные уровни развития в классе могут оказаться преимуществом, так как стимулируют учеников на совершенствование своих знаний и умений, чтобы достигать лучших результатов.

В настоящее время методика группового обучения широко используется в образовательном процессе. Поэтому каждый учитель должен иметь хорошую подготовку для проведения успешной групповой работы. В рамках данного подхода, учитель не является источником знаний, а выступает в роли организатора и режиссера урока, который участвует в коллективной деятельности вместе со своими учениками. Поэтому функции учителя заключаются в объяснении целей групповой работы, комплектовании групп, комментировании заданий для групп, контроле за процессом групповой работы и попеременном участии в работе групп. Однако учитель не должен навязывать свою точку зрения, а стимулировать активный поиск знаний со стороны учащихся. После отчета групп о выполненной работе, учитель анализирует полученные результаты, обращает внимание на типичные ошибки и дает оценку работе учащихся. Групповой способ обучения требует от учителя серьезной подготовки и большой ответственности, но он позволяет использовать современные методы обучения и способствует активному участию учащихся в процессе обучения.

При осуществлении групповой работы следует учитывать, что ожидание быстрых результатов является невозможным. Эффективность такой работы состоит в том, что практические навыки усваиваются постепенно. Прежде чем перейти к решению более сложных задач, необходимо проработать простейшие формы общения. Периодический разбор ошибок и практика необходимы для достижения успеха.

Групповая работа может применяться на любом этапе урока, однако наиболее часто она используется при изучении нового материала и его обобщающем повторении. Например, при изучении темы «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника» на уроке геометрии в 8 классе, класс был разделен на 4 группы. Материал был разбит на части по числу групп, и каждая группа независимо изучала свою часть (определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса).

Далее участники каждой группы представляли свой изученный материал перед своими одноклассниками. Переход к практической части осуществлялся после обмена информацией между всеми группами по изученной теме и обобщающих выводов. Набор заданий для каждой группы включал в себя всю тему урока, содержащую задания разной сложности и предназначенные для получения разносторонней практики.

Уроки повторительно-обобщающего характера содержат значительный объем информации, требующий для усвоения не только личного опыта учащихся, памяти, но и активного мышления. Ценным является итоговое групповое занятие, когда идет подготовка к самостоятельной или контрольной работе. В этом случае появляется возможность выявить каждому обучающемуся свой пробел и ликвидировать его, обратившись за помощью к одноклассникам, учителю.

Алгоритм подготовки и организации групповой работы:

Подбор материала/темы. Не всегда можно применить групповую форму работы. Для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития. И не всякий учебный материал подходит для групповой работы.

Формулировка заданий. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Чем яснее полученные от учителя указания, тем выше продуктивность работы участников группы.

Определение состава групп. Я применяла разный подход по организации групповой деятельности. Но остановилась на следующем: в группе должен быть сильный, средний и слабоуспевающий/ низкомотивированный ученик. Рассматривая наставничество как форма организации работы со слабоуспевающими на уроках математики, когда ученик обучает ученика.

Групповая деятельность учащихся  на   уроке  складывается из следующих элементов:

1) Ознакомление с критериями оценивания. Будет ли оцениваться вклад каждого участника, либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка и тд. Всё это зависит от характера деятельности и особенностей заданий, задумки учителя.

2) Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания: учитель раздает задания и поясняет, как следует их выполнять, обязательно говорит, сколько времени отводится на выполнение данного задания.

3) Обсуждение и составление  плана  выполнения учебного задания  в   группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. В некоторых случаях распределение ролей происходит самостоятельно между учениками.

4) Работа  по выполнению учебного задания.

5) Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

6) Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

7) Общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов, решение о результатах выполнения заданий и работе групп.

8) Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Однако на практике организация групповой работы не всегда проходит гладко. Эффективность групповой работы может быть снижена по ряду причин:

группы трудно сформировать и организовать. Объединение партнеров с разным интеллектуальным уровнем может быть полезно, когда речь идет о совместной работе, требующей от каждого совместных усилий. Например, когда задание оценивается по тому, насколько активны все учащиеся. Или, когда групповое задание построено таким образом, что каждому дается "конкретная задача" и каждый должен внести свой вклад в достижение результата;

некоторые участники неактивны и становятся молчаливыми или теряются. Другие ученики в классе захотят работать в одиночку. Причин этому много - стеснительность, недостаток знаний, незнакомая обстановка или это связано с тем, что им легче справиться с поставленной задачей и их может отвлечь совместная работа;

обучающиеся, работающие в группах, не всегда способны самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и выбрать наиболее экономичный способ обучения;

существенным недостатком этого метода является то, что трудно объективно оценить результаты обучения отдельных учеников. Один из способов максимально повысить активность всех учащихся в группе: сначала предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить индивидуальные решения в группе и, наконец, выработать одно решение от группы.

Несмотря на трудности организации и проведения групповой работы на уроках математики, она по праву считается одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Достоинства групповой формы работы:

позволяет быстро проверить, как вся группа продвинулась в изучении материала;

повышается учебная и познавательная мотивация учеников;

имеют здоровьесберегающую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке;

способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой сверстников по группе и послушать обоснование суждений и анализ ошибок. Поскольку группа совместно работает, их не пугают неправильные ответы, и они вместе ищут новые решения. Они должны научиться понимать, что обучение – это не получение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя совершение ошибок.

Таким образом, использование групповой работы позволяет учителю повысить познавательную активность учеников и способствует глубокому усвоению учебного материала. Ребята организуются таким образом, что каждый в группе учится выполнять посильные для него задания, учится выполнять более сложные задания с помощью своих одноклассников, чувствует себя частью работы команды и испытывает удовлетворение от работы команды и собственного успеха.


Литература:

Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.

Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации