Статья на тему «Работа с метафорой как одно из средств организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка»

0
0
Материал опубликован 29 April 2020

Работа с метафорой как одно из средств организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка

 

Одной из актуальных задач преподавания русского языка в школе является создание условий для полноценного развития языковой личности учащихся, которая отражает национальную специфику, традиции и аксиологическую систему русского народа. Трудность данной работы связана с тем, что, по мнению многих исследователей [1], современный российский школьник представляет собой уникальный тип языковой личности, формирующийся под влиянием новых социально-экономических факторов и в ситуации, когда сам русский язык претерпевает значительные изменения.

Выполнение на уроках заданий, опирающихся на культурно значимый и эстетический потенциал метафоры и составленных с привлечением разнообразного дидактического материала, как-то: фрагменты художественных произведений, афоризмы великих русских писателей, образцовые публицистические тексты, – способствует реализации аксиологического подхода к обучению родному языку, активизации ценностно-ориентационной деятельности учащихся, формированию их языкового вкуса, адекватному развитию языковой личности.

В практике предлагаемой нами методической системы организация ценностно-ориентационной деятельности учащихся осуществляется на уроках русского языка на всех этапах работы, в процессе решения частных задач, согласно которым у учащихся последовательно и планомерно формируются понятие об эстетической ценности родного языка, знание о выразительности как коммуникативном качестве речи и о выразительных средствах языка, умение выявлять выразительный потенциал метафоры, умение использовать метафоры в своей письменной речевой деятельности.

Ценностно-ориентационная деятельность осуществлялась, например, на уроках русского языка в 9 классе, когда учащимся предлагалось следующее задание: Проанализируйте любое из понравившихся вам высказываний известных российских писателей и определите, какая метафора лежит в его основе, а затем напишите небольшое сочинение-эссе, содержащее развитие данного метафорического образа. Примеры афоризмов:

Чёрный хлеб — родной брат русского человека. Он — свидетель истории. Горя и счастья. (В.Дудинцев)

Горе, как не пролившаяся из раны кровь, образует сгусток, который может впоследствии разорвать человека, уничтожить его. (А.Алексин)

Добро пытается сделать мир благороднее, нравственнее, мягче, объединяя, а не разъединяя людей. (Ю.Бондарев)

Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С.Михалков)

 

Большинство учащихся сочли наиболее интересными и продуктивными высказывания о чёрном хлебе и о книге.

Проанализируем работы тех девятиклассников, которые выбрали первое высказывание. Выполняя данное задание, учащиеся прежде всего отмечают, что высказывание В. Дудинцева является необычайно ярким, выразительным, запоминающимся, позволяет в одной фразе высказать огромное количество мыслей, эмоций и ассоциаций. А так как центральный образ построен на одушевлении чёрного хлеба, отождествлении его с человеком, причём родным («братом»), данный троп не может не затронуть душу каждого из нас. Фрагменты сочинений девятиклассников:

«Чёрный хлеб... В нашей семье никто не называет чёрным, только «ржаным». Это уважение к хлебу пошло от бабушки. От неё я знаю, каким лакомым и бесконечно ценным был во время войны кусок этого хлеба. Чёрная краюха давала силу для жизни. Только солдаты и те, кто работал в тылу, могут рассказать про чёрный хлеб военных лет» (Ира Т.)

«Чёрный хлеб победы — это наше прошлое, это наши корни» (Иван С.)

«Конфеты и импортные шоколадки — спутники ребёнка ХХI века, ведущие его по пути избалованности и капризов, а чёрный хлеб — это плоть и кровь русского человека, он укрепляет дух, воспитывает уважение ко всему родному, исконному» (Лена Г.)

 

Так, анализируя развёрнутую метафору из высказывания о «чёрном хлебе», развивая её, девятиклассники учатся законам «рождения образа», понимают, насколько мощным воздействием на читателя обладает авторская метафора. Благодаря подобной работе у учащихся активно развиваются и совершенствуются навыки продуктивной речевой деятельности (выразительной письменной речи) и вместе с тем осуществляется ценностно-ориентационная деятельность, благодаря тому, что формируется умение оценивать речь как эстетический феномен.

Таким образом, работа по организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся является крайне важной и нужной. Только в результате планомерного и целенаправленного приобщения школьников к образцам речи мастеров слова, путём привития им навыков вдумчивого анализа своих и чужих высказываний, развивая и направляя тем самым их языковой вкус, можно добиться повышения общего уровня культуры речи современных выпускников школы. Систематическая демонстрация эстетической функции родного языка, наблюдение за использованием метафоры в эстетических целях и, как следствие, постоянная активизация деятельности учащихся, связанной с поиском и обретением ценностных ориентиров в языке и речи, – это, на наш взгляд, основа современного урока русского языка, призванного способствовать воспитанию и образованию духовно богатой и высоконравственной личности, формированию её мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развитию творческих способностей и культуры речевого общения.

Список литературы

 

1. Сиротинина О.Б. Русский язык в разных типах речевых культур // Русский язык сегодня. М., 2000, Стернин И.А. Социальные факторы и развитие современного русского языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. - Вып. 2. Язык и социальная среда. Воронеж, 2000. – С. 4-16.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации