Доклад «Наставничество как способ сохранения исторической памяти»
Материалы Нетворкинг-встреч
«Педагогические копилки в помощь молодым»
в рамках работы областной стажерской площадки по теме:
«Наставничество как одна из форм профессионального, личностного и творческого развития педагогов и обучающихся»
Доклад
«Наставничество как способ сохранения исторической памяти»
Аннотация
Доклад включает в себя анализ многолетней реализации практики наставничества «студент-обучающемуся», ставшие традиционными акции и мероприятия, наработанные приемы, помогающие в работе, а также результаты данной деятельности.
К докладу приложена статья «Равный-равному», опубликованная в январе 2021 года в газете «Образование» и подробно освещающая достижения наставников и наставляемых за последние годы.
Доклад может представлять интерес для на работников образования, занимающихся продвижением идей добровольчества и наставничества в образовательных учреждениях.
Наставничество как способ сохранения исторической памяти
Куликова Ирина Геннадьевна
Добровольчество будет всегда, пока есть люди, заботящиеся не только о себе, но и о ближних и проблемах, происходящих в обществе. Одним из видов добровольчества является наставничество.
Значимая роль отводится методологии наставничества в национальном проекте «Образование». Для реализации главной цели национального проекта - воспитании гармонично развитой и социальноответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, требуется сформировать эффективную систему сопровождения, направленную на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся. Развитие института наставничества определяется как федеральная стратегическая инициатива, реализуемая с целью разработки, поддержки и сопровождения лидерских проектов, позволяющих достигать нового уровня карьерного, профессионального, личностного и социального развития.
В течение многих лет успешно осуществляется наставническая деятельность студентов клуба «Патриот» СамГУПС по отношению к воспитанникам МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим». В рамках реализации долгосрочного проекта «Память о Вашей Победе храним!» целенаправленно и систематически волонтерами продвигаются в жизнь идеи добровольчества и идеи наставничества. В совместной деятельности участниками проекта осуществляется практика наставничества «студент-обучающемуся».
Из Положения о наставнической деятельности:
Наставничество – метод передачи жизненного и социального опыта, способ непосредственного личного влияния одного человека на другого.
Наставничество в клубе «Патриот» СамГУПС по отношению к воспитанникам Центра «Пилигрим»– это добровольный вид деятельности социально активных обучающихся-волонтеров. Отличает их не только желание передачи школьникам опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, войти в положение, пропустить через себя. Для студентов – волонтеров это также возможность успешного выстраивания собственной жизни. Это и понятно: в процессе оказания помощи другим, наставники обретают уверенность в себе, а также выстраивают новые социальные связи. Наиболее яркими пунктами мотивации к наставничеству стали: возможность быть социально полезным, влиять на изменения в обществе, возможность самореализации, нахождение единомышленников, желание интересно провести досуг, а также решить собственные проблемы.
Наставническая деятельность в течение нескольких лет дала волонтерам понимание главного – увлечь и удержать подростков-наставляемых, можно лишь сделав их деятельность значимой как для них, так и для окружающих. В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы
Имея основными целями своей деятельности - сохранение исторической памяти, волонтеры клуба «Патриот» передают наставляемым ценностные ориентиры, способствующие воспитанию гражданина и патриота своей страны – хранителя исторической памяти. Поэтому главный уклон в деятельности наставников делается на патриотическое воспитание подростков, защиту своей страны, воспитание уважительного, внимательного и заботливого отношения к ветеранам.
Проведение праздников к памятным датам в городском Дворце ветеранов, в Доме Дружбы народов, в ДОСААФ, оказание социально-хозяйственной помощи, помощи по благоустройству территории, передача в дар цветов для зимнего садика Дворца ветеранов, деятельность по уходу за растениями зимнего садика Дворца. Данная социально значимая деятельность проводится в рамках реализации подпроектов «Письмо победителям».
Отдельного упоминания заслуживает участие коллективов в течение десяти лет в Областном патриотическом Автопробеге «Ветеранам глубинки – заботу и внимание». Письма-благодарности за мирное небо, написанные школьниками, доставляются студентами ко Дню Победы ветеранам отдаленных районов Самарской области. А доставляют они на внедорожниках наших партнеров –клуба «УАЗ «Патриот». В 2020 г., в условиях пандемии, в связи с невозможностью осуществления Автопробега, выбран дистанционный формат участия в данном направлении. Это участие во Всероссийской акции «Старость в радость». Акция предполагает отправление студентами и школьниками открыток с новогодними поздравлениями, с поздравлениями с Пасхой и, конечно, с Днем Победы одиноким старичкам домов престарелых со всех уголков России. Адреса старичков предоставляются организаторами Всероссийской акции.
Гражданин – хранитель памяти – должен любить Родину, быть высоко нравственным человеком, физически здоровым, принимать ЗОЖ, сохранить планету будущим поколениям, сохранить ее ресурсы. В этой связи проект предполагает участие в большом количестве мероприятий экологической направленности (ежегодные экологические акции «Чистая поляна» и «Волге – чистые берега!» в рамках Всероссийского Грушинского фестиваля), проектов по ЗОЖ (совместный проект «Здоровые дети в здоровой стране») и других, рассматриваемых также сквозь призму патриотического воспитания.
Совместную деятельность участники проекта выстраивают по следующим направлениям:
• Просветительское. Это деятельность в формате «Равный – равному» включающая разработку и реализацию проектов и программ, решение проблем общества, освещение в СМИ. Цель – передача наставляемому умений и навыков работы с разными категориями населения.
• Благотворительное. Включает деятельность по опеке воспитанников социального приюта, школ – интернатов. Это совместная – студентов со школьниками - организация досуга детей со сложностями по здоровью или попавшими в сложную жизненную ситуацию, проведение Новогодних праздников, волонтерских акций. Так, за многие годы, с новогодней программой было посещено несколько детских учреждений – социальный приют «Ровесник», школа-интернат «Преодоление», школа-интернат №111. Везде это был яркий показ театрального представления силами школьников, а Дед Мороз, Снегурочка и подарки организовывались силами студентов. Многочисленны и волонтерские акции по пропаганде ношения и передаче в дар детям светоотражательных элементов, защищающих в темноте при переходе проезжей части. Данные акции проводятся с привлечением спонсоров - инспектора отделения пропаганды ОГИБДД.
Другим форматом благотворительного направления является помощь ветеранам войны и тыла.
• Сотрудничество с общественными организациями, представителями Администрации образовательных учреждений и властных структур.
В работе наставников с наставляемыми применяются разные формы работы: практикумы, беседы, тренинги, семинары, дискуссии и др. Встречи могут проходить: в образовательной организации наставника или наставляемого; на территории других образовательных организаций; в местах спортивного и культурного времяпрепровождения (совместные посещения спектаклей в рамках театрального фестиваля «Золотая Репка», совместное проживание в палаточном лагере на Грушинском фестивале и участие в экологической акции «Чистая поляна» и «Волге-чистые берега», и т.д.). Возможна интеграция в классные часы, совместное участие в конкурсах, экскурсии в место обучения наставника. Так до пандемии студенты были частыми гостями школьников, а те, в свою очередь, посещали вуз.
Встречи наставника и наставляемых оформлялись в виде диалога или обсуждения, экскурсии, как практическая работа над проектом. Наставник самостоятельно формировал структуру и план действий на каждой встрече, при этом обязательно обращался к общей модели: рефлексия, работа, рефлексия.
В период дистанционного обучения появились новые формы – общение проектах. Не имея возможности очного общения и отлично владея цифровыми технологиями, наставники записали красочные социальные ролики, призывающие к участию в той или иной акции. Так, по инициативе студентов начаты и проведены дистанционные форматы акций «Письма победителям», «Старость в радость», «Георгиевская ленточка», «Звезда Победы», «Диктант Победы», акции «Добрая дорога», «Весенняя неделя добра», акции к Международному Дню против СПИД, «Подари елке вторую жизнь», «Чем я могу помочь Волге» и многие другие.
В 2021 году новой формой дистанционного участия в проекте «Память о Вашей Победе храним!» явилось издание Книги Памяти. Этот творческий продукт подготовлен в рамках участия во Всероссийском проекте «Школьная летопись». Совместно с наставниками ко Дню защитников Отечества подготовлены к верстке и сданы редакторам проекта материалы о судьбах родственников участников проекта – студентов и школьников – в годы войны. В настоящее время идет корректировка материалов будущей Книги.
Следует отметить еще одно направление наставнической деятельности, сформировавшееся сравнительно недавно и направленное на профессиональную ориентацию обучающихся. Это консультирование студентами школьников и оказание им помощи в научно-исследовательском проектировании в рамках научно – образовательной программы «Взлет» - по конкурсному отбору школьников Самарской области в Губернаторский реестр творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий. Результаты достойные - исследовательский проект наставляемыми выполнен, загружен на сайт конкурса, успешно пройден этап окружной конференции «Взлет». На всех этапах проекта рядом с будущими учеными были их наставники.
Метод наставничества участниками проекта рассматривается, таким образом:
-как эффективный способ решать сложные проблемы как одного человека, так и общества, и окружающей среды.
-как движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь;
-как возможность найти себя.
Наставники знают: увлечь и удержать современных подростков, можно лишь объединив их деятельностью, являющейся важной как для них, так и для окружающих. Наиболее яркими пунктами мотивации для школьников являются: возможность быть социально полезным, влиять на изменения в обществе, самореализация, нахождение единомышленников, желание интересно провести досуг, а также решить собственные проблемы.
Почему старшим и младшим интересно друг с другом? Потому что в сотворчестве, в совместной значимой деятельности, младшие открывают для себя то, чем уже владеют старшие. Общение подростков с наставниками, сумевшими стать для них значимыми «взрослыми», способствует достижению их целей, исходящих из их интересов. А для старших данная деятельность – прекрасная возможность реализоваться, вырасти личностно, передать свои ценности, личное восприятие жизни. Непременным условием во взаимоотношении наставляемого и наставника должны стать доверительные отношения. Только в этом случае практика сработает так, как должно.
Практика наставничества студентов клуба «Патриот» по отношению к воспитанникам МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» себя вполне оправдала. Социально значимая деятельность, проводимая в рамках проекта «Память о Вашей Победе храним!» наставляемым интересна, социально одобряема, а значит, имеет большое будущее. Наставничество в рамках проекта в полной мере обеспечивает создание возможностей для самореализации молодых амбициозных людей – лидеров с активной гражданской позицией, на которых будет возложена миссия формирования нового государства.
Используемые источники:
Методические рекомендации, разработанные ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование» для методической поддержки внедрения в субъектах Российской Федерации методологии (целевой модели наставничества) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145.
Структура и паспорт Национального проекта РФ «Образование», созданного по Указу Президента Российской Федерации Путина В.В.
https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна