12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Швецова Анастасия Андреевна1306
КубГУ бакалавриат "Технология продукции и организация общественного питания" 2012-2016 КубГУ магистратура "Стандартизация, метрология и сертификация" 2016-2018 КИПО переподготовка "Преподаватель химии" КПК "Специальное дошкольное образование" 2019-2022
Россия, Краснодарский край, Краснодар
3

Хельсинская конвенция 1992 г (ХЭЛКОМ). Экология

Содержание



Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Цель и задачи Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЭЛКОМ)……………………………………………………………………………………….4

2. Стратегическая программа действий и мер ХЭЛКОМ……………………………………..7

3. Реализованные проекты ХЭЛКОМ………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………..……...………14

Список использованной литературы …………………………………………...………….15



Введение


Мировое сообщество долгое время не уделяло должного внимания необходимости защиты морской среды, тем временем с развитием средств и способов производства, в том числе с развитием в сфере деятельности человека на море, состояние морской среды ухудшалось. Продолжительный период было распространено мнение, что моря обладают неограниченными способностями ассимиляции, поэтому могут быть использованы в качестве большого хранилища для различного рода отходов.

Площадь водосбора Балтийского моря в четыре раза больше, чем само море. Здесь расположены девять стран и проживает около 85 миллионов человек, поэтому антропогенное давление на окружающую среду в этом оживленном регионе является весьма значительным.

В начале 70-ых годов стало ясно, что усилиями одного или двух государств ситуацию нельзя исправить, и для наиболее эффективной деятельности по защите морской среды Балтийского моря необходимо развивать международное сотрудничество между всеми прибрежными государствами. В то время, даже, несмотря на состояние холодной войны и многие политические разногласия, прибрежным государствам Балтийского моря удалось прийти к консенсусу и заключить международную конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года (далее – Хельсинкская конвенция 1974 г.).

Впоследствии Хельсинкская конвенция 1974 г. была пересмотрена в 1992 г. и на сегодняшний день именно Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. имеет центральное значение в правовом регулировании защиты морской среды Балтийского моря от загрязнений.

На основании данной Конвенции, создана межправительственная комиссия, ответственная за соблюдение Хельсинской конвенции и устойчивое развитие экологической системы Балтийского моря.

Для достижения поставленных целей прибрежные страны объединили свои усилия в рамках ХЭЛКОМ, действующей в качестве инициатора проведения экологической политики общих экологических целей и мероприятий, направленных на их достижение.1



1. Цель и задачи Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЭЛКОМ)


Хельсинкская конвенция 1992 г. закрепляет в ст. 6 обязанность государств принимать все надлежащие меры для предотвращения и ликвидации загрязнения морской среды района Балтийского моря с суши. Однако, в связи с тем, что данная норма носит несамоисполнимый характер, государства должны сами определить какие именно меры следует принимать и в каком объёме.

На сегодняшний день ХЕЛКОМ представляет собой один из основных органов, который в принимаемых на основании ст. 20 Хельсинкской конвенции 1992 г. рекомендациях уточняет перечень мер, необходимых для исполнения государствами-участниками обязательства по ст. 6 Хельсинкской конвенции 1992 г.

Основная цель ХЕЛКОМ – защита морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнения, а также восстановление и поддержка его экологического баланса.2

Главное задачей ХЕЛКОМ является разработка рекомендаций, направленных на поддержание здоровой окружающей среды экосистемы Балтийского моря со сбалансированным функционированием различных биологических компонентов, приводящих к хорошему экологическому статусу и поддержке широкого спектра устойчивой экономической и социальной деятельности стран Балтийского региона.

Основные приоритеты ХЭЛКОМ представлены на рисунке 1.

t1662705843aa.gif

Рисунок 1 – Приоритеты ХЭЛКОМ

В рамках ХЕЛКОМ была создана специальная Группа по наземным источникам загрязнений (ХЕЛКОМ ЛЭНД), которая действовала до сентября 2014 г. и на регулярной основе проводила анализ сложившейся ситуации в сфере загрязнения морской среды района Балтийского моря загрязнениями, поступающими из источников на суше.

Эта Группа ХЕЛКОМ была ответственна за снижение загрязнений от всех наземных источников, расположенных в водосборном бассейне Балтийского моря. Группа идентифицировала точечные и диффузные наземные источники загрязнения биогенами и опасными веществами, а также предлагала соответствующие мероприятия, способствующие уменьшению сбросов и выбросов, поступающих от этих источников. Группа также способствовала разработке практических мер и внедрению наилучшей природоохранной практики и наилучшей существующей технологии.

Среди приоритетных областей деятельности Группы ХЕЛКОМ по наземным источникам загрязнения следует отметить борьбу с эвтрофикацией и опасными веществами. При этом основная цель, которую данная группа ставила перед собой, – это уменьшение поступления биогенов, особенно от диффузных источников, таких как сельское хозяйство и транспорт, а также прекращение к 2020 году сбросов, выбросов опасных веществ и предотвращение нанесения ущерба от их воздействия. В рамках деятельности по борьбе с эвтрофикацией ХЕЛКОМ ЛЭНД принимала следующие меры: определение наиболее эффективных мер для различных районов Балтийского моря, основанных на оценке наиболее значимых источников загрязнения; способствовала разработке и реализации национальных программ по уменьшению биогенов; оценивала возможные воздействия сельскохозяйственной политики, проводимой государствами района Балтийского моря, в том числе реализацию реформ в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС с учетом специфических потребностей региона Балтийского моря; идентифицирует источники воздушного загрязнения азотом и предлагает решения для уменьшения его поступления. В отношении опасных веществ ХЕЛКОМ ЛЭНД определяла и разрабатывала меры по управлению процессами, связанными с опасными веществами, инициировала проекты, направленные на повышение информированности, улучшение наращивания потенциала и сбора данных, на эффективное использование наилучших существующих технологий в промышленности.

Кроме того, данная группа проводила оценку эффективности реализуемых национальных программ и инициировала разработку новых национальных программ для реализации целей ХЕЛКОМ, касающихся опасных веществ. При осуществлении своей деятельности ХЕЛКОМ ЛЭНД учитывала не только ситуацию, складывающуюся в странах-участниках Хельсинкской конвенции 1992 г., но также учитывает и трансграничные загрязнения, поступающие из источников, расположенных, в том числе в Беларуси и Украине, имеющих статус наблюдателя в рамках ХЕЛКОМ. Помимо этого, перед ХЕЛКОМ ЛЭНД стояла задача по реализации Комплексной совместной природоохранной программы действий по Балтийскому морю (JCP) 1993 г., цель которой состоит в том, чтобы способствовать реализации мер по уменьшению загрязнения в наиболее загрязненных участках водосборного бассейна Балтийского моря, четко следуя концепции Программы (JCP) и соблюдая понятие «горячая точка». В рамках этой деятельности группа по наземным источникам загрязнения оценивает проводимые государствами-участниками меры по решению проблем в отношении «горячих точек» и оказывает им содействие. Одной из ключевых задач ХЕЛКОМ ЛЭНД была актуализация списка «горячих точек» ХЕЛКОМ.3

В сентябре 2014 г. группа ХЕЛКОМ ЛЭНД была закрыта, однако была образована новая группа – Группа по сокращению воздействия от водосборного бассейна (HELCOM Pressure), на которую во многом перешли функции и задачи, стоявшие перед ХЕЛКОМ ЛЭНД.



2. Стратегическая программа действий и мер ХЭЛКОМ


В 2007 г. Хельсинская Комиссия по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) приняла План действий по Балтийскому морю – стратегическую программу действий и мер для достижения к 2021 г. хорошего экологического статуса Балтийского моря. С момента принятия выполнение Плана привело к ряду экологических улучшений, таких как сокращение поступления питательных веществ в водную среду, улучшение биоразнообразия, сокращение числа морских инцидентов и разливов. Тем не менее, основная цель Плана действий вряд ли будет достигнута к намеченному сроку.4

Исследования, проведенные в 2016–2018 гг. показали, что, несмотря на принятые меры и определенное снижение поступления питательных и загрязняющих веществ в Балтийское море, их накопление в течение десятилетий и длительное время удержания воды в Балтийском море удлиняют время, необходимое для восстановления.

В прошлом сельское хозяйство, промышленность, развитие городов и транспортного сообщения нанесли серьезный ущерб морской среде. Несмотря на значительные усилия всех стран ХЕЛКОМ, Балтийское море еще не полностью восстановилось и не демонстрирует хорошего экологического состояния.

Еще не все меры, согласованные в плане действий по Балтийскому морю, были реализованы, и страны региона не достигли оптимально управления ресурсами питательных веществ. Состояние эвтрофикации изменилось лишь незначительно со времени предыдущей целостной оценки ХЕЛКОМ.

По меньшей мере, 97% площади открытого моря все еще эвтрофицировано, исходя из оценки уровня питательных веществ в море, качества воды и среды обитания.5 Тем не менее, благодаря ощутимым результатам, приписываемым ПДБМ, стороны HELCOM подтвердили свою решительную поддержку ПДБМ и в ходе министерского совещания HELCOM 2018 года в Брюсселе приняли решение о его обновлении и взяли на себя обязательство поддерживать высокий амбициозный уровень исходного ПДБМ.

В настоящее время, ведется большая работа по определению списка мер, осуществление которых позволит прийти к благоприятному экологическому статусу Балтийского моря и готовиться новая редакция обновленного Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю. Сельское хозяйство остается основным источником поступления питательных веществ в Балтийское море, что приводит к эвтрофикации - избытку питательных веществ в море, основной причине «цветения» водорослей и множеству других каскадных последствий, влияющих на морскую экосистему и пищевую сеть.

Поэтому, задача этой статьи состоит в определении подходов к выполнению сельскохозяйственных мер, предлагаемых обновленным Планом действий по Балтийскому морю, которые направлены на снижение нагрузки на водные объекты, создаваемые сельским хозяйством и сельскими территориями в российской части бассейна Балтийского моря.6

3 марта 2020 в Хельсинки была проведена Конференция заинтересованных сторон «За устойчивое развитие Балтийского моря: План действий по Балтийскому морю на период после 2021 года» (HELCOM Stakeholder Conference), цель которой состояла в сборе мнения широкой группы представителей заинтересованных сторон по ключевым вопросам для обновленного Плана. В ней приняли участие более 120 человек из широкого круга заинтересованных организаций, таких как правительства, промышленность, бизнес, муниципалитеты, исследователи, финансовые учреждения и неправительственные организации.

Участник конференции рассмотрели основные сегменты плана действий по Балтийскому морю, включающие:

 Биоразнообразие

 Деятельность на море

 Эвтрофикация

 Опасные вещества и мусор

В рамках темы по эвтрофикации (куда входят и вопросы сельского хозяйства) была определена приоритетность следующих действий:

- Ежегодное планирование использования удобрений на уровне полей и расчет баланса азота и фосфора для отдельных сельскохозяйственных предприятий;

- Разработка перечней НДТ для сокращения выбросов аммиака и парниковых газов из животноводческих помещений, мест хранения навоза и при его внесении в почву;

- Снижение плотности поголовья скота и привязка поголовья к площади имеющихся сельскохозяйственных угодий;

- Сбор / налог на минеральные азотные и фосфорные удобрения;

- Удаление питательных веществ из прибрежной зоны с помощью культуры мидий;

- Целостное управление земельными и сельскохозяйственными угодьями и многоплановые меры по охране здоровья почв, устойчивости к изменению климата и снижение зависимости от внешних минеральных ресурсов;

- Обязательное выделение питательных веществ на крупных очистных сооружениях; - Содействие повторному использованию и рециркуляции воды в промышленности;

- Создание плавучих островов с растительностью для удаления питательных веществ из воды;

- Улучшить оценку масштабов выделения N, P и C в водные и воздушные среды всеми видами землепользования включая лесные хозяйства и осушенные торфяники.

Было подчеркнуто, что эти меры должны быть экономически эффективными.

Что касается сельского хозяйства, то здесь необходимо улучшить обмен знаниями между наукой, политикой и сельскохозяйственным сектором и признать важность финансовой устойчивости сельского хозяйства.

Семинар и конференция ХЕЛКОМ, проведенные в начале 2020 года дали старт детальному рассмотрению предлагаемых мер на рабочих группах ХЕЛКОМ. Агри-группа провела несколько заседаний, уже в онлайн режиме, на которых обсуждались предложенные меры, их экономическая и технологическая оценка.

Было проведено ранжирование мер с использованием следующих критериев: эффективность меры, положительные/отрицательные побочные эффекты для окружающей среды, техническая осуществимость, смягчение последствий изменения климата, использование в рамках существующих действий ХЕЛКОМ. Результирующее рассмотрение списка мер Агри-группой ХЕЛКОМ и выбор для включения в обновленный План действий по защите Балтийского моря состоялось 4 ноября 2020 года (Таблица 1).7











Таблица 1 – Список направленных на снижение поступления питательных и опасных веществ, от сельскохозяйственной деятельности в Балтийское море, для включения в обновленный План действий по защите Балтийского моря

t1662705843ab.png




3. Реализованные проекты ХЭЛКОМ


С начала 1980-х годов Хельсинкская комиссия работает с целью улучшения морской среды Балтийского моря в большой степени посредством выполнения рекомендаций ХЕЛКОМ.

За этот период достигнутые следующие успехи:

Более низкие сбросы органических загрязнителей и биогенов от точечных источников.

20-25% снижение общих выбросов веществ, потребляющих кислород (БПК), от 162 «горячих точек», изначально определенных ХЕЛКОМ в начале 1990 годов, с исключением примерно 50 «горячих точек» из этого списка.

Значительное уменьшение осаждения атмосферного азота.

Существенное уменьшение галоген органических соединений, таких как ПХБ и ДДТ.

Национальные постановления о запрете использования таких веществ как ПХБ и ДДТ.

Более строгий контроль в промышленности (теперь необходимо получать разрешения для промышленных выбросов).

Улучшение мониторинга морской среды на государственном уровне.

Оздоровление популяций тюленей и орлана-белохвоста.

Улучшение соответствующего законодательства, касающегося предотвращения загрязнения Балтийского моря судоходством, разработанного совместно с Международной морской организацией.

Меры по устранению всех нелегальных сбросов с судов в Балтийское море.

Основной международный план для борьбы с морскими загрязнениями при активном вовлечении всех Договаривающихся сторон в рамках ХЕЛКОМ.

К наиболее крупным реализованным проектам ХЭЛКОМ можно отнести:

1. EnviSum. Экологические эффекты судоходства с низкими уровнями выбросов: измерения и стратегии моделирования

Благодаря проекту, сегодня действуют серьезные ограничения по объемам выбросов серы, количество выбросов снижается – значительный спад наблюдался в 2015 году. К 2022 году в мире будут действовать еще более строгие ограничения.

Говоря о городских агломерациях, эксперт привел в пример концентрацию воздуха в Хельсинки. Так, 85% вредных для здоровья веществ поступает от выбросов предприятий, 12% – от транспорта и всего 2–3% – от кораблей. Ситуация в судоходстве улучшается, выбросов становится меньше, а к новым судам требования ужесточаются – их устанавливает международная организация судоходства.

2. Проект «Улучшение защиты Балтийского моря от основных угроз со стороны наземных источников загрязнения : сокращение нагрузки биогенов от сельского хозяйства  и риска  от опасных отходов (Снижение опасных и сельскохозяйственных сбросов на Балтике - BALTHAZAR

Проект был направлен на достижение целей по улучшению управления опасными и сельскохозяйственными отходами в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях Российской Федерации.

Результаты проекта позволили выделить приоритетные меры по защите Балтийского моря от загрязнения опасными отходами и биогенными элементами от сельского хозяйства, включая разработку пилотных проектов для инвестиций, адаптированных к местной и отраслевой законодательной базе.  

3. Гидрохимический мониторинг в бассейне р. Луга

В связи с обнаружением источника высокого выноса фосфора в р. Луга в рамках проекта «БАЛТАЗАР», получившего широкую огласку в средствах массовой информации, было принято решение о проведении дополнительного мониторинга в бассейне реки Луга.

В настоящее время выполняются 4 независимые программы мониторинга в бассейне р. Луга.

4. Проект «Готовность к выполнению Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю. Мероприятия в поддержку разработки и проведения российских национальных программ по сегментам вредных веществ и эвтрофикации в рамках ПДБМ. Проект RusNIP, фаза II».

Проект RusNIP был начат в 2009 г. Фаза II проекта RusNIP сосредоточил свои усилия на проведении мероприятий по мониторингу и оценке. 

Итоговые результаты проекта были представлены на московской встрече министров экологии 20 мая 2010 г. При этом были обнаружены определенные пробелы в отчетах, представленных странами-участницами. Хорошо известно, что имеются серьезные пробелы и ненадежные данные в материалах, представленных Российской Федерацией.  

Цель мероприятий фазы II – вклад в гармонизацию методов оценки в российской части бассейна Балтийского моря для получения сопоставимых и достоверных результатов для оценки источников вредных веществ и биогенных загрязнений. 

Результатом проекта явилось повышение готовности ответственных российских органов к внедрению системы управления информацией о загрязняющей нагрузке из разных источников, общей нагрузке и фоновой нагрузке, включая трансграничное загрязняющее воздействие на Балтийское море. Сюда входит получение и обработка статистических данных, распределение по источникам и отчетность по сегменту эвтрофикации и в некоторой степени по сегменту вредных веществ в рамках ПДБМ. Это осуществлено в режиме координации с проектом BaltHazAR.8



Заключение


Сотрудничество государств Балтийского региона имеет давнюю историю и на сегодняшний день международно-правовой режим Балтийского моря определяется на универсальном уровне – Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., а на региональном уровне – Хельсинкской конвенцией 1992 г. При этом основная деятельность по разработке необходимых мер защиты морской среды Балтийского моря ведётся именно на региональном уровне в рамках ХЕЛКОМ.

Такая регионализация международно-правовой защиты морской среды района Балтийского моря не должна оцениваться как негативное проявление фрагментации международного права окружающей среды. Наоборот, именно региональный подход представляется наиболее обоснованным для защиты природных объектов, подобных Балтийскому морю, которое относится к полузамкнутым морям с затруднённым водообменом и чувствительной экосистемой.

Для обеспечения защиты таких объектов именно на региональном уровне представляется больше возможностей разработать наиболее подходящие механизмы защиты, исходя из знания его особенностей и потребностей, а эффективность принимаемых природоохранных мер зависит от тесного и скоординированного сотрудничества всех государств данного региона.

Наряду с этим, следует отметить, что деятельность по защите Балтийского моря базируется на специальных принципах, разработанных в рамках международного экологического права, среди которых особенно актуальными и значимыми в силу природных особенностей Балтийского моря становятся принцип предупредительных действий, преосторожного подхода и «загрязнитель платит».9





Список использованной литературы


1. Коулрбен, И. Практика совместной системы мониторинга ХЭЛКОМ // Особенности экологического мониторинга на шельфе Арктики. № 2. 2015. С. 9

2. HELCOM Pressure. URL: http://helcom.fi/helcom-at-work/groups/pressure / (дата обращения: 15.05.2021).

3. Отчет по проекту BASE: оценка текущего состояния «горячих точек» ХЕЛКОМ в г. Санкт-Петербург, Калининградской и Ленинградской областях / ЭкоММаК.: Калининград. 2013. – С. 4.

4. План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю. СПб.: Диалог. 2008. С. 14.

5. State of the Baltic Sea – Second HELCOM holistic assessment 2011-2016. Baltic Sea Environment Proceedings 155. HELCOM. 2018: 155. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.helcom.fi/baltic-sea-trends/holisticassessments/state-of-the-baltic-sea-2018/reportsand-materials /(дата обращения 15.05.2021).

6. Минин В. Б., Евстафьева Л. Л., Беляков В.В., Шевцова Ю.И. Методологические принципы реализации Российско - Финляндского проекта «Чистые реки – в здоровое Балтийское море» (ЛУГА-БАЛТ) // Экологически безопасное развитие сельских территорий и сохранение водных объектов. Сборник научных трудов международных семинаров, проведенных в рамках Российского – Финляндского проекта SE717 в 2013–2015 гг. Под общей редакцией В.Б. Минина. Санкт-Петербург-Миккели: РОО АСПИРСТ. 2016. С. 5.

7. Ужинова И.Б., Беляков В.В., Толокнова Т.П. [Под общей редакцией В.В. Белякова]. Охрана окружающей среды и развитие сельского туризма на уровне муниципальных образований. Опыт реализации международных проектов в Лужском районе Ленинградской области. СПбЛуга: АСПИРСТ, 2013. 120 с.

8. Минин, В.Б. К новому плану действий ХЭЛКОМ по защите Балтийского моря // АгроЭкроИнженерия. № 3. 2020. – С. 9-12.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.