12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пелагеина Елена Владимировна89

Химия в стихах

Е.В. Пелагеина, учитель химии

МБОУ СОШ № 15,

г. Мичуринск, Тамбовская обл.

 

В своей педагогической деятельности каждый учитель сталкивается с проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса. Одним из способов решения данной проблемы является активизация познавательной деятельности обучающихся. Повышение познавательной активности обучающихся, развитие их самостоятельности, интереса к химии, способности объективно оценивать собственные достижения возможно в процессе формирования личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. Одним из способов формирования универсальных учебных действий является связь химии и литературы.

Стихи или отрывки художественных произведений, используемые в процессе преподавания химии, не только развивают умения генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации, использовать различные источники для получения химической информации, но и повышают эмоциональный фон восприятия, воображение, образное мышление. Что помогает принимать науку как умом, так и сердцем, ведь химия – предмет романтический. Поэтому многие писатели и поэты включают в свои произведения яркие описания химических процессов (А. Дюма, Ж. Верн, У. Коллинз), в то время как многие химики были не только великими учёными, но и одарёнными поэтами и музыкантами (М.В. Ломоносов, А.П. Бородин, Н.А. Морозов).

Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательной формой введения в тему, источником новых знаний, доказательством излагаемых фактов и предметом исследовательских проектов обучающихся при изучении основополагающих химических понятий и процессов.

На протяжении многих лет я собираю стихи, которые использую в процессе преподавания химии в 8 – 11 классах. Приведу примеры использования различных отрывков художественных произведений и стихов при изучении различных тем в разных классах и при проведении внеклассных мероприятий по химии.

На первых уроках химии в 8-м классе при изучении темы «Физические и химические явления» можно использовать следующие стихотворные строки и демонстрационные опыты, которые будут воздействовать эмоционально и визуально на восприятие обучающихся.

Как-то милой я принес

Целый ворох красных роз.

Не взяла она – и в слёзы:

Синие найди ей розы…

Зря изъездил я весь свет –

Синих роз под солнцем нет.

Р. Киплинг.

Синие розы можно получить экспериментально. Для этого в банку с крышкой (или цилиндр) на дно налить нашатырный спирт (водный раствор аммиака). В крышке закрепить красную розу, внести в закрытую банку с аммиаком. Через некоторое время окраска цветка меняется с красной на синюю. Это связано с изменением окраски антоцианов, содержащихся в лепестках цветов, в различных средах (кислая – красная, щелочная – синяя). Стихотворные строки Р. Киплинга и данный опыт можно использовать и в 11 классе гуманитарного профиля при изучении темы «Гидролиз».

В процессе изучения темы «Химические явления. Уравнения химических реакций» как в 8-м, так и в 11-м классе мы знакомим (или обобщаем знания) обучающихся с сущностью закона сохранения массы М.В. Ломоносова, гения, объявшего многие науки и литературу. В качестве доказательства разносторонности М.В. Ломоносова привести его стихотворные строки:

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен.

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою –

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, все твое; везде в своем дому.

Не просишь ни о чем, не должен никому.

М.В. Ломоносов.

При изучении темы «Вещества» в 8 классе для закрепления умения различать вещества и тела целесообразно применить стихи – загадку:

Две вещи с различным совсем назначением,

Но сделаны обе они из стекла.

Первая в опытах очень нужна,

Вторая – сосуд для хмельного вина.

(Колба и бокал.)

(Рюмина В.Г. Организация творческих игр // Химия в школе. 2000. № 6. С. 76)

Когда мы знакомим обучающихся 8 класса со строением Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, можно использовать такую стихотворную загадку как:

Живут два брата в микромире,

Свойства их полезно знать.

У «А» - восьмерки на квартире,

У «О» - квартира 45.

(Радий, родий.)

(Рюмина В.Г. Организация творческих игр // Химия в школе. 2000. № 6. С. 76)

А при изучении смесей и чистых веществ в 8 классе можно предложить следующие загадки, предварительно уточнив обучающимся, о чем идет речь: о смесях или чистых веществах:

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло!

 

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

И комковато, и ноздревато,

И кисло, и ломко,

А всех милей!

(Николаева М. В., Кузьмина Р.Ф. Обобщающие уроки в пропедевтическом курсе химии и физики // Химия в школе. 2002. № 8. С. 47)

Можно поиграть в загадки и с 9-классниками, когда рассматриваем химию элементов:

Из меня состоит всё живое,

Графит, антрацит и алмаз.

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас.

(Углерод.)

Я – металл серебристый и легкий,

И зовусь «самолётный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

(Алюминий.)

Я – газ легчайший и бесцветный,

Не ядовитый и безвредный,

Объединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду.

(Водород.)

(Рюмина В.Г. Организация творческих игр // Химия в школе. 2000. № 6. С. 76)

При изучении темы « Соединения углерода» в 9 классе мы проводим или инсценируем опыт « Распознавание карбонатов», сопровождая его стихами:

О вечный дух античного театра –

Иных небес живые купола.

Нежнейшая царица Клеопатра

На светлый пир придворных собрала.

Улыбкой лучезарной и манящей

Она пленяет, прелестью ланит.

И поднимая кубок с влагою пьянящей,

Прекрасная царица говорит:

«О, мой супруг, о Цезарь златокрылый,

Пьет за тебя любимая жена!»

И в знак любви жемчужину роняет

В златой сосуд пурпурного вина.

Вино вскипело розовою пеной,

И замер зал, дыханье затаив,

Но Клеопатра весело глядела,

До капли царский кубок осушив.

Рим клокотал, и в нем веселье длилось,

И не было ни капельки на дне.

Жемчужина исчезла, растворилась

Морскою каплей в молодом вине.

Ну, а теперь скажите мне:

Что же случилось с той жемчужиной в вине?

(А. Шаховская «Тайны старого гнома»)

Очень часто в своих стихах поэты приводят сравнение различных природных или жизненных явлений с веществами, особенно с металлами. Эти стихи лучше использовать при изучении темы «Металлы» в 9 классе. Приведу примеры некоторых строк разных авторов:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет…

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой! Сера – их отец,

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть – родная мать!

Н.А. Морозов

Не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальную

Видеть бедную, нищую Русь.

С. Есенин.

Видишь мрамор?

Это просто кальций.

Химия. Породистый металл.

И. Сельвинский.

Облил булыжники

Лунный никель.

В. Маяковский.

Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом.

А. Пушкин.

Трава молодая,

Степной малахит.

М. Светлов.

Здесь в дробильнях, бункерах,

В жерновах небесных пугал

Превращаются во прах

Известь, марганец и уголь.

П. Антокольский.

Поэзия – та же добыча радия:

В грамм добыча, в год труды.

В. Маяковский.

И квакуши, как шарики ртути,

Голосами сцепляются в шар.

О. Мандельштам.

А за окошком, в первом инее

Лежат поля из алюминия.

А. Вознесенский.

Свинцовую тяжестью всею

Легли на дворы небеса.

Б. Пастернак.

На рукомойнике моём

Позеленела медь…

А. Ахматова.

В синем небе, колокольнями проколотом, -

Медный колокол, медный колокол, -

То ль возрадовался,

То ли осерчал…

Купола в России

Кроют чистым золотом –

Чтобы чаще Господь замечал.

В. Высоцкий.

Обучающимся 11 класса гуманитарного профиля можно предложить осуществить исследовательский проект, связанный с рассмотрением вопроса использования поэтами сравнений с металлом золотом в стихах русских поэтов. Так как очень часто поэты применяют в стихах либо существительное золото, но ещё чаще прилагательное золотой. Эти слова можно встретить в стихах Ф. Тютчева, М. Лермонтова, С. Есенина, А. Майкова, И. Никитина, А. Блока, А. Пушкина, Е. Баратынского. Кроме того, довольно много пословиц о золоте.

Тема «Периодический закон Д.И. Менделеева» является сложной для 9-классников. Они часто допускают ошибки при выполнении заданий по данной теме на ОГЭ по химии в 9 классе. Для того чтобы обучающие основательно разобрались в закономерностях, отраженных в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, при рассмотрении вопросов темы использую стихи, посвященные Периодическому закону и закономерным изменениям свойств элементов, простых веществ и соединений. При изучении темы «Значение Периодического закона Д.И. Менделеева» невозможно обойтись без стихотворения поэта А.Чивилихина «Мене – Текел – Упарсин» (арамейские слова – «исчислено, взвешено, разделено»):

Опять в вечернем полумраке

Стена отвесная видна,

На ней начертанные знаки –

Как дней минувших письмена.

И каждый знак её взлелеяв

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им.

Снег падает. Весь мир заснежен,

Но вечно движется к весне,

Исчислен, разделен и взвешен –

Вещают знаки на стене.

Для активизации познавательной активности обучающихся или в процессе закрепления можно использовать такие строки и вопросы.

О каком законе идет речь в стихотворении? Приведите авторскую и современную формулировки этого закона.

Великий ум на почве благодатной

Закономерности увидел нить,

Расположив согласно массам атомы,

Вдохнул в свою систему жизнь.

Не вдруг, однако, и не просто это было.

Не поддаваясь мелкой суете, идея устояла, победила,

Рожден закон в великой простоте.

 

Сколько химических элементов было известно в момент открытия Периодического закона и создания Периодической системы?

Тот первый черновой набросок –

Шесть скромных маленький столбцов –

Коллегам был по адресам разослан,

Но суд их был достаточно суров.
 

Атомные массы каких химических элементов уточнил Д.И. Менделеев?

Но на основе разработанной системы

Ее творец расчетом уточнил

Вес атомов известных элементов

И неоткрытых вес определил.

 

Открытие каких химических элементов предсказал Д.И. Менделеев?

Прошло немного лет, и обнаружен галлий,

Что был предсказан им как эка-бор,

Затем открыты скандий и германий –

Мир признает периодический закон.

Всего на базе нового закона

За многотрудную историю его

Двенадцать элементов новых

Открыто было – славное число!

 

Когда и кем были открыты электрон, протон и нейтрон? Что такое ядро и из чего оно состоит?

Второй этап уж уровня иного:

Был электрон открыт, протон, нейтрон,

Доказана периодичность строго,

Торжествовал периодический закон!

И оказалось, что вполне логично,

Все свойства атомов зависят от того,

Как электроны их периодично

Окутывают плотное ядро.

Периодичность электронных оболочек

Все свойства атомов раскрыла до конца,

Но для науки поиск не окончен,

Работа есть еще для молодца!

 

Каков номер последнего открытого химического элемента? Какой химический элемент назван именем Д.И. Менделеева?

Уже природа сил раскрыта ядерных

И роль, которую играет в них нейтрон,

Закономерности для изотопов найдены,

И это не предел, а горизонт.

Доказана периодичность ядер

И даже у субъядерных частиц,

Предел системы все еще не найден,

А может быть, и нет таких границ?

Вот путь развития примерный.

И, отмечая гениального творца,

Был назван элемент сто первый

В честь Менделеева, как химии отца!

(Половняк В.К., Шнякина Т.К. Поэзия периодического закона // Химия в школе. 1999. № 7. С. 70)

Стихи на уроках химии – важнейший методический прием легкого и эмоционального усвоения информации обучающимися. Особенностью новой информации является ее краткость, не смотря на обширность заключенного в ней материала. Такие стихи проще и легче запоминаются. Вспоминая их, обучающиеся постепенно расшифровывают заключенную в них информацию, вникают в суть явлений и запоминают новые понятия. У них развивается неподдельный интерес к предмету, воображение и память, творческие способности. Творческая деятельность по химии способствует использованию различных химических знаний для решения проблем в повседневной жизни и формирует индивидуальный социальный опыт.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.