«Хоровое пение – актуальность и проблемы»
«Хоровое пение – актуальность и проблемы»
Введение
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей. Их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Хоровая музыка принадлежит к наиболее древним видам искусства. В России хоровое пение существует издавна.
Пели хором бурлаки и плотники, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне. Исследователи разных стран снова и снова подтверждают, что пение, особенно групповое, оказывает благотворное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Даже один час регулярного пения может значительно укрепить иммунную систему. Пение развивает дыхательную систему и обеспечивает здоровье сердечной мышцы. Музыка влияет на обменные процессы, на повышение тонуса головного мозга. Кроме того, человек поющий умеет расслабляться, меньше подвержен влиянию стрессов, депрессиям. Ведь пение помогает людям общаться, раскрепощает и успокаивает.
По мнению выдающегося хорового дирижёра и педагога В.С. Попова, «в хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде».
«О, репертуаре…»
Основой репертуара хорового репертуара всегда была духовная музыка великих русских композиторов: П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Бортнянского, П. Чеснокова, А. Архангельского, произведения русской и зарубежной классики, народная музыка, песни советских композиторов. Сейчас репертуар значительно расширился, включая в репертуар жанры джазовой музыки, обработки и аранжировки инструментальной и киномузыки для хора, а так же жанры сакральной музыки: хоралы, псалмы, гимны, стихиры, тропари, рождественские и пасхальные песни и др.
Композиторы нового направления русской духовной музыки Сергей Рахманинов, Александр Кастальский, Александр Гречанинов, Павел Чесноков, Николай Голованов, Николай Черепнин, широко применяли новые стилистические средства:
свободное сочетание инструментальности партесного пения (многоголосное хоровое пение, в котором голоса подразделяются на партии — бас, тенор, альт и сопрано, после метаморфоз в ХХ веке сохранившееся в православных храмах до наших дней);
протяжную русскую народную песню;
полифонию итальянской музыки;
строгость немецкого хорала;
задушевность русского городского романса и позднего духовного стиха;
бережную обработку древнерусских церковных распевов и их парафразы.
Русская духовная музыка стала неотъемлемой частью детского и юношеского хорового репертуара, которая сейчас, в эпоху неумолимо наступающей (и приветствуемой большинством) глобализации, не дает раствориться своей культуре, сохраняя элементы национального своеобразия в искусстве. Духовная музыка опирается на звуки и интонации своего языка, составляя базовый звуковой культурный код, по которому мы в целом отличаем русскую духовную музыку от европейской,
«Об, исполнительстве…»
Хоровое пение дает возможность кадому ребенку, поющему в хоре «прожить» произведение, прочувствовать и передать эмоциональность и образность музыки, чувствуя при этом дух коллектива, «плечо» друга.
Формируется новая исполнительская эстетика, рождение интересных и разнообразных решений: нетрадиционная расстановка хора и игровое противопоставление его групп театрализация исполнения и отказ от условности сценической рампы, вплоть до включения зрительного зала в художественное «пространство сотворчества». Так, к примеру, не перестают экспериментировать и находятся в поиске новых форм художественного воплощения детские хоровые коллективы: Детская хоровая школа «Весна» имени А.С. Пономарева, Хор мальчиков «Петербургский КамерТОН», развиваются Детская хоровая школа «Весна» имени А.С. Пономарева, Хор мальчиков «Петербургский КамерТОН», «Джаз-хор» под управлением марины Макаровой.
Новый динамичный подход к хоровому исполнительству привел к воплощению тенденции, которая активно развивается, синтеза искусств - хорового с театральным, инструментальным, хореографией, киноискусством, мелодекламацией. Переосмысление традиционных форм и жанров хорового искусства дает более эмоциональному, «живому» восприятию произведения во взаимодействии цепочки «исполнитель-слушатель».
«О, правилах хорового пения...»
Почему дети не должны громко петь и форсировать голосом? Большое количество новых вокальных конкурсов для детей создает ситуацию «модного исполнения», при котором ребенок, подражая взрослому исполнению, использует форсирование голоса. Пренебрегая традиционным правилам и законам охраны детского голоса, можно нанести непоправимый вред и урон детскому организму!
Форсирование голоса – это излишнее усиление звучания. Сопровождается искажением тембра, напряжением шейных и горловых мышц. Певец напрягает голос в попытке взять с большим звуком слишком низкие либо высокие ноты. При таком пении воздушный поток, проходящий мимо голосовой щели, не затрагивает связки. Форсирование – неправильный, неэкономичный способ использования вокальных данных.
При форсировании вокал приобретает напряжённое, надсадное, нарочито громкое звучание. Форсировка связана с детонацией, искажением тембра, потерей полётности. Перенапряжение голосовых связок приводит к тому, что вокалист теряет контроль над вокалом. Последствия нагрузок весьма серьёзны. Исполнителю в лучшем случае придётся молчать в течение нескольких дней.
Еще одна проблема – это фальцетный звук голоса у детей, который характеризуется бедностью тембра, широким звуковысотным и узким динамическим диапазонами голоса. Бедность тембра обусловлена тем, что в спектре фальцетного звука содержится не более трех гармонических составляющих (обертонов).
В своих исследованиях Е.М.Малинина выделяет четыре основных момента, характеризующих голос ребенка младшего школьного возраста:
1.” Голос легкий, светлый,” свирельный”, серебристый, сила небольшая;
2. Колебательная манера голосовых связок лишь их краями;
3. Атака звука «мягкая»
4. Гортань в высоком положении”
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:
1. художественное тактирование;
2. работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;
3. ладо-вокальные жесты;
4. декламация с жестикуляцией;
5. вспомогательные движения при вокальной работе над песней;
6. поиски выразительных движений во время слушания музыки.
Детское хоровое пение и хоровая культура в целом всегда являлась неотъемлемой частью жизни народа, в ней воплощены черты народного характера, духовные ценности христианства, страницы истории и многое другое. Хоровая музыка, созданная для детского возраста, обогащает жизнь ребенка, помогая ему естественным образом пройти эмоционально-образный опыт художественного перевоплощения.