Статья «Проблемы современного образования. Актуальность образовательных процессов в ДОУ»
Проблемы современного образования. Актуальность образовательных процессов в ДОУ.
В эпоху развития компьютерного пространства, затрагивающего все стороны жизни современного человека, актуальным становится проблема адаптации человеческого сознания, а именно его умение приспосабливаться, варьироваться в изменяющихся условиях для самосовершенствования. Современное дошкольное образование ставит перед собой определенную цель - стимулирование личностного роста ребенка, развития его внутреннего потенциала. В настоящее время дошкольное образование должно принимать на себя функции развития многообразных способностей и качеств личности ребенка, его подготовку к начальному школьному этапу. Важную роль в осуществлении качественного образования и воспитания дошкольников принадлежит высококлассным специалистам, работающим на основе новых инновационных технологий.
Содержание современного образовательного процесса в ДОУ, имеющего в своей основе определенные проблемные стороны, претерпевает изменения в увеличивающемся потоке информации и, в следствии чего, возрастает роль образовательной деятельности, направленной на развитие личностно- ориентированного, духовно- нравственного, гуманного современного человека. Проблема содержания образования очень актуальна, т. к. важной особенностью образования сегодня является всесторонне развитие личности как воспитанника ДОУ, так и педагогического состава, а также родительской общественности.
Важная роль в осуществлении качественного образования и воспитания дошкольников принадлежит высококлассным специалистам, работающим на основе новых инновационных технологий. Раскрывая вопросы содержания образования, необходимо назвать его приоритеты. В обучении основополагающим является цепочка понятий: факты — теория — мировоззрение. Воспитание затрагивает основные вопросы: знание о мире — умение взаимодействовать с миром, отношение к миру. В развитии важным аспектом становится формирование у обучающихся умения выполнять профессиональные и социальные роли, т.е. адаптация к современному миру во всех ее проявлениях. Современное образование рассматривается как процесс получения, накопления и систематизации практических навыков, умений и знаний, являющихся ведущими средствами достижения побед человека в его жизни.
Процесс образования — это «школа жизни» (А. Моль), которая является основой для становления у человека определенных качеств и способностей. Мы говорим «жизнь учит», «жизнь воспитывает», «среда формирует» и т.п. Способы поведения и культуры, формы мышления и сознания, нормы общения и приобретения знаний осваиваются ребенком в естественных условиях в процессе совместного общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, через язык и речь.
Образовательный процесс — это осознанно, рационально построенная практика образования, исходящая из общих задач социализации детей. Образовательный процесс не происходит сам по себе, а должен быть специально построен, целенаправленно ориентирован и организован педагогом. Социализация — это процесс и результат усвоения социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности педагога и ребенка, опыта общения и взаимодействия друг с другом. Социализация включает способность к адекватному восприятию новых социальных требований, формирование личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации дошкольников к школе.
Обучение — это образовательный процесс передачи-освоения детьми всеобщих способов деятельности, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. В процессе обучения происходит (должно происходить) становление субъекта собственной учебной деятельности, что является залогом самостоятельного обретения жизненной позиции, своих взглядов и мировоззрения.
Воспитание — это образовательный процесс передачи - усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе. В нем можно отметить два исходных значения: «воспитание» - значение «питания» воспитанников духовно- нравственными ценностями и нормами совместной человеческой жизни, а также «воспитание»- развитие отдельного человека и создания условий по превращению его в сознательную одухотворенную личность, ориентированную на построение связей и отношений между всеми участниками образовательной деятельности. Воспитание –это путь становления каждого воспитанника, проявляющего свои личностные возможности и достижения на практике при многообразной совместной деятельности взрослых и детей, в различных традиционных и нетрадиционных формах, в которых происходит взаимодействие ребенка со взрослыми: педагогами, родителями.
Одной из актуальных проблем образования является проблема развития
творческого потенциала - существующие в скрытом виде возможности человека, которые при определенных благоприятных условиях могут проявиться, обнаружиться и раскрыться в определенной сфере деятельности. Она связана не только с обучением и формированием развитой личности, но и с сохранением и развитием творческих качеств и способностей детей, к которым можно отнести познавательную активность, стремление к поиску нового, умение уйти от стереотипов, смелость в решениях на основе личного опыта или приобретенных знаний, умений, навыков. Задача современного педагога все лучшее в детях переводить из состояния потенциального в состояние актуальное, чему может способствовать реализация идеи «зоны ближайшего развития».
Педагог-профессионал, являющийся активно созидающим, позитивно настроенным субъектом образовательного процесса, становится организатором и ее непосредственным участником, а так же носителем определенных жизненных взглядов и позиций, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за объективные результаты образования подрастающего поколения, владение соответствующими нормами, способами и средствами для ее осуществления, для достижения целей образования и развития личности ребенка в целом. Педагог для воспитанника становится той надежной опорой, благодаря которой ребенок чувствует себя уверенно, проявляет активность и творчество в совместной с педагогом деятельности на практике.
В настоящее время, решая возникающие проблемные ситуации в образовательном процессе в ДОУ, важно уделить внимание вопросу наглядности в обучении как показателя доступности, простоты и понятности для конкретного воспитанника того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, мышления и воображения. Наглядность зависит от уровня развития интеллекта, познавательных способностей, интересов, склонностей дошкольника, его мотивации. Главную роль в создании у воспитанников наглядных образов изучаемых явлений играет учебное действие моделирования - создание модели (муляжа, макета, чертежа, схемы, графика, диаграммы, конспекта, плана и т.д.) в результате анализа, выявления в объекте главных существенных свойств и характеристик. Используя наглядные пособия, воспитатель должен учитывать возможность проявления детского неординарного мышления, а, значит, предугадывать необычные действия, которые могут вызвать у воспитанников предъявляемые им средства наглядности. Предложенные воспитателем наглядные пособия и средства наглядности в практической деятельности должны соответствовать друг другу. Например, если при обучении счёту используются очень красочные картинки или игрушки, то внимание детей будет направлено не на конкретный образовательный процесс, а на внешние проявления, что порой отрицательно сказывается на мыслительной деятельности дошкольников. Или, наоборот, однообразные наглядные пособия при закреплении тематического материала не увлекут детей, а значит, оставят равнодушными детей к восприятию основного содержания изучаемого материала.
Актуальными проблемами образования в ДОУ на сегодня являются психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, формирование у дошкольников положительной мотивации к учению, преемственность в обучении, сохранение психологического или личностного здоровья участников образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии обучения; безопасность образовательной среды, личностная зрелость и компетентность субъектов образовательного процесса.
Таким образом, решение проблем в процессе воспитания дошкольников является основной формой работы педагога по активизация психофизиологических структур, способствующих регулированию потребности в развитии ценностного субъективного отношения детей к окружающему миру, открытие самого себя и своих потенциальных возможностей, проявление ответственности, решительности, поиску творческого направления пути, способствующего осознанному самостоятельному выбору ребенка в жизни.