Научно-исследовательская работа «Художественная литература как средство эмоционального развития младшего школьника на уроках литературного чтения»

0
0
Материал опубликован 6 June 2021

«Художественная литература как средство эмоционального развития младшего школьника на уроках литературного чтения»

В данной статье были рассмотрены вопросы, которые посвящены эмоциональному развитию младших школьников. Особое внимание в исследовании было уделено роли уроков литературного чтения младшего школьника в их эмоциональном развитии.

Актуальность выбора темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в школе уделяется значительное внимание общему развитию, развитию интеллекта и познавательной сферы обучающихся, в то время как развитие эмоциональной сферы отодвигается на задний план ввиду недостаточной разработанности научно – методического обеспечения.

Традиционное образование младших школьников рассматривает эмоциональные переживания детей в основном как психологический резерв личности в усвоении информационного поля, не становясь при этом содержанием обучения. При изучении различных предметов в младшей школе, цель развития эмоциональной сферы ребенка реализуется эпизодически для решения отдельных интеллектуальных задач: на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.

Целью работы является изучение художественной литературы как средство эмоционального развития младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Объектом данной работы является процесс эмоционального развития младших школьников.

Предметом исследования является художественная литература как средство эмоционального развития младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить понятие эмоционального развития младших школьников в психолого-педагогической науке.

2. Рассмотреть методы эмоционального развития младших школьников на уроке литературного чтения.

3. Описать педагогический опыт использования художественной литературы как средства эмоционального развития младших школьников на уроке литературного чтения .

Эмоциональная сфера – важная, неотъемлемая составляющая нашей жизнедеятельности. В период детства формируется основа, фундамент эмоциональной сферы. Особо следует отметить развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, поскольку этот период характеризуется переживаниями, связанными с кризисом 7 лет, адаптацией к новому виду деятельности и школьной жизни, сепарацией от родителей.

ФГОС НОО предусматривает развитие данного компонента в разделе «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования»: «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»

Эмоции – главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленный на удовлетворение актуальных потребностей. Они способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности, в том числе влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, память, воображение, мышление.

Как отмечают Е. В. Царева и М. А. Цыганова, младший школьный возраст является с одной стороны периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, с другой стороны меняет эмоциональную сферу обучающегося из-за расширения содержания деятельности и увеличения количества эмоциогенных объектов. В отличие от дошкольника младший школьник учится «подавлять нервным усилием нежелательные эмоциональные реакции»

В своей работе И. П. Ильин определяет ряд особенностей эмоциональной сферы учеников начальной школы:

легкая отзывчивость на происходящие события и окрашенность восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

непосредственность и откровенность выражения своих переживаний (радость, страх, печаль и др.);

готовность к аффекту страха, которая объясняется возрастными особенностями младшего школьника. В процессе учебной деятельности, ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей и неудач, неуверенности в своих силах;

частая смена настроений на фоне общей жизнерадостности, склонность к кратковременным и бурным эффектам;

существенное влияние оказывают не только игры и общение со сверстниками, но и успешность в учебе, а также ее оценка одноклассниками и педагогом;

свои и чужие эмоции слабо осознаются и понимаются детьми, мимика других часто воспринимается неверно, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников (еще не развита эмпатия). Исключения составляют базовые эмоции страха и радости, т.к дети в этом возрасте могут их уже выразить вербально

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что эмоциональное развитие  это процесс, в ходе которого ребёнок учится управлять своими эмоциями. К основным особенностям эмоционального развития в младшем школьном возрасте можно отнести следующее: легкая отзывчивость эмоциями; Откровенность выражения в своих переживаниях (страх ,радость ,печаль); готовность к аффекту страха; частая смена настроений; неадекватная ответная реакция; появление эмоциональной зрелости.



Наибольший потенциал в плане эмоционального развития младшего школьника, на наш взгляд, имеет урок литературного чтения.

Данным вопросом занимались такие исследователи, как Л.Д. Мали, А.Н. Саржанова, В.Н Граблева, Л. Н Романенко, Л. В Ясинских, Л. И Беленькая, О.В. Кубасова, А. А. Мелик-Пашаев, М. Ю. Рудковская.

Эмоциональное развитие младшего школьника на уроке литературного чтения можно осуществлять с помощью различных методов и приёмов, таких, как: «творческое введение» в тему: фантазирование, притча, сказка, метафора, высказывания известных людей, афоризмы, проблемный вопрос, творческая разминка, творческая головоломка, прием ассоциации.

Эмоциональное развитие учеников младших классов происходит на основе общения с литературными произведениями. Одной из главных задач литературного произведения является способность активизировать читательское воображение, создать условия для представления событий, характеров, литературных образов, помочь активизации эмоционального отклика в душе, мыслях и чувствах [14;209].

Искусство слова стимулирует читателя пережить вместе с героями ситуацию, испытывать те же чувства и эмоции: печаль, радость, страх, сомнения.

Важным компонентом эмоционального развития является ориентирование на идеал нравственности. Учащийся настроен к поиску образца для подражания, который воспринимает, в первую очередь, эмоционально.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены основные методы и приемы эмоционального развития ребенка на уроке литературного чтения: применение на уроках словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, выразительное чтение), создающих эмоциональный настрой на уроке и побуждающих детей к эмоциональному восприятию литературных произведений; метод творческого чтения; создание игровых ситуаций на уроке, включающих разнообразные творческие задания. Кроме того, для создания благоприятной атмосферы для эмоционального развития на уроке литературного чтения важно: создание благоприятного климата на уроках и использование учителем метода эмоционального воздействия; активная деятельность учащихся на уроках, опирающаяся на жизненный опыт ребенка; использование на уроках наглядных средств обучения (картин, иллюстраций), музыкальных произведений известных композиторов и народного музыкального творчества.

В ходе изучения педагогического опыта нами были рассмотрены разработки учителей начальной школы В.А. Кравчук, В.М. Ворониной.

Данные уроки литературного чтения направлены на эмоциональное развитие младших школьников в процессе пересказа и осмысления художественных произведений.

Изучение педагогического опыта выявило, что наиболее часто используемые методы и приемы эмоционального развития младшего школьника на уроке литературного чтения в начальной школе – это разного рода творческие методы, которые позволяют школьнику напрямую включиться в процесс восприятия художественного произведения и более глубоко прочувствовать эмоциональное состояние персонажей. Так, например, работа с иллюстративным материалом позволяет более наглядно представить эмоции героев и т.д.

Стоит отметить, что процесс эмоционального развития младших школьников происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках литературного чтения. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление, эмоциональную сферу ребенка. Включение детей в литературную творческую деятельность – основной путь их эмоционального развития.

Следует отметить, что дети младшего школьного возраста с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.

При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап–этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями, вопросами детей, недоумением. Перед восприятием текста педагогами используются следующие приемы «творческого введения» в тему: фантазирование, притча, сказка, метафора, высказывания известных людей, афоризмы, проблемный вопрос, творческая разминка, творческая головоломка, прием ассоциации.

1. Эмоциональная сфера-это сложное многокомпонентное образование, включающее эмоции , чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.

2. Эмоциональные переживания- отражение в сознании эмоциональных процессов

3. Эмоциогенные объекты- объекты, которые влияют на отношения между мотивацией и возможностями субъекта.

4. Эмоциональная зрелость-это умение управлять своими эмоциями.

5. Эмоциональная отзывчивость-понимает не просто понимание состояния ,но и сопереживания или проявления сочувствия ,творчество и произведение искусства. Также иногда психологи называют отзывчивостью- высокую гуманность.

6. Сепарация — это один из важнейших этапов становления личности, который выражается в эмоциональном и физическом (а также финансовом) отделении ребёнка от родителей. Активная фаза этого процесса запускается в подростковом возрасте, когда человек подвергает сомнению родительские ценности и установки

7. Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.

8. Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации