12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Осянина Анастасия Александровна4
0

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного развития личности младшего школьника.

Проектно-исследовательская деятельность как средство
нравственного развития личности младшего школьника.

Добрый день, уважаемые коллеги!

( 1 слайд)  Свое выступление мне хотелось бы начать со слов великого человека, педагога Яна Амоса Коменского «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

(2 слайд) Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Какие же они должны быть наши современные выпускники начальной школы? Образованные, предприимчивые, способные к сотрудничеству, творческие, динамичные, конструктивные, эмоциональные и, конечно, нравственные.

Основные задачи нравственного воспитания:

формирование национальных базовых ценностей через воспитание личности ребенка как гражданина России;

расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;

формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог – ребенок -родитель в процессе взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа;

становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

( 3 слайд) Основные ценности:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Одной из форм формирования нравственных ценностей можно назвать проектную деятельность. Основной идей проектно-исследовательской деятельности является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, личностно и социально-значимой проблемы. Результатом данной деятельности является проект.

( 4 слайд) Проект — это комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, который специально организовывается учителем для самостоятельного выполнения детьми специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми. Данный комплекс действий завершается созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проектная деятельность интегрирует в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность.

Разработку проекта можно отнести к творческому процессу, который можно выполнить, используя готовые схемы действий и последовательностей, выполняя четко определенные задачи.

Организация проектной деятельности в школе раскрывает исследовательский и творческий потенциал обучающихся. Это деятельность, которая помогает раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других обучающихся.

При работе над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате чего обучающихся получает не просто готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения. Именно поэтому метод проектов можно включить в список эффективных методов формирования нравственных ценностей. В данном методе уже задействован один из компонентов формирования нравственных ценностей — эмоции.

В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающихся, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.

В процессе работы над проектом можно выделить 2 фактора, которые можно использовать для формирования нравственных ценностей. Первый фактор - работа над проектом. Если работа коллективная, то в процессе работы над проектом обучающиеся находят пути взаимодействия и контакта между собой. И чтобы справиться с работой, нужно распределить роли, отобрать кто чем будет заниматься и т. п. В результате чего дети понимают, что для достижения общей цели, необходимо работать слаженно, помогать друг другу. Именно это позволит вспомнить о таких ценностях, как уважение, дружба, справедливость и т. д. Если работа индивидуальная, то в процессе работы над проектом ребенка можно научить уважать свой и чужой труд, помочь с определением и коррекцией своей самооценки.

Второй фактор: тема проекта. При выборе темы проектов их можно распределить по тем ценностям, которые мы хотим сформировать у обучающихся. Например, для формирования толерантности необходимо подбирать темы, которые ознакомят с культурой других народов, качествами, которые присущи данным народам, их историей. Обучающийся, работая над темой, будет раскрывать перед собой особенности других людей, на основе чего можно выстроить уважительное отношение к другим народам, углубиться в историю родного государства, поближе познакомить с бытом и культурой, показать положительные черты страны, красоты природы и т. д.

( 5 слайд) В работе над проектом мы не ограничиваемся работой с текстом. Необходимо подкреплять словесные образы другими образами — поэтическими, музыкальными, драматургическими, архитектурными, которые комплексно воздействую на душу ребенку, что способствует повышению эффективности педагогического воздействия. Именно процесс работы над проектом и сама тема проекты открывает перед нами просторы для формирования нравственных ценностей и нравственных качеств.
За годы работы в школе я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

(6 слайд) Проектная деятельность также является одной из самых распространённых форм внеурочной деятельности, где ребенок учится не только проектировать, но и выполнять исследовательскую работу. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. Темы исследований мы можем разделить по направлениям: краеведение, народные промыслы и традиции, правила поведения, патриотическое, экологическое, развитие кругозора.

Все это наглядно подтверждается в работах учащихся.

( 7 слайд) Проектная деятельность в моем классе:

«Фестиваль народов мира»

«Моя семья. Традиции мой семьи»

«Мой прадед- участник Великой Отечественной войны!»

( 8 слайд) «Песни военных лет»

Краеведческая конференция

Защита проекта «Память в граните»

( 9 слайд) Общешкольная линейка, посвященная юным героям- антифашистам»

Социальный проект «Коробка добра»

Считаю, что работа над такими проектами - яркий пример нравственного воспитания.

Отрадно, что в ходе выполнения проектных и исследовательских работ мы активизируем сотрудничество с родителями учащихся, организуем работу над поиском и обработкой информации, привлекаем детей к публичным выступлениям, углубляем интерес к учебной деятельности. Но самое важное для нас – это воспитать добрых, воспитанных, успешных, толерантных людей.

Свое выступление хочу завершить притчей индейцев чероки.

Старый чероки учит своего внука:

- В каждом из нас идет борьба - сказал он мальчику. - Это ужасный бой между двумя волками. Один – черный – олицетворяет гнев, зависть, печаль, сожаление, жадность, высокомерие, , негодование, ложь, гордыню, превосходство

. Другой – белый – несет радость, мир, любовь, надежду, спокойствие, смирение, доброту, доброжелательность, сопереживание, щедрость, истину. Оба волка постоянно борятся внутри каждого из нас.

- Какой же волк победит? – спросил внук

- Тот, которого ты кормишь! – ответил старый чероки

( 10 слайд) Спасибо за внимание!







6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.