Хвойные деревья.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок по природоведению
«Хвойные деревья»
ФИО Слугина Ольга Владимировна
Место работы ГОКУ СКШ № 2 г. Ангарска
Должность Учитель
Образовательная область Природоведение
Класс 6 класс
Тип урока: интегрированный
Цель: сформировать у учащихся представление о хвойных деревьях и растительном мире хвойного леса.
Задачи:
Образовательная: расширить и уточнить знания обучающихся о растениях хвойного леса, познакомить с особенностями внешнего вида и приспособленностью к условиям среды;
Коррекционно-развивающая: создать условия для развития произвольной памяти, произвольного внимания, коррекции зрительного, слухового восприятия, развития связной речи, мелкой моторики;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям леса.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Метапредметные:
Познавательные
1.учить соотносить предмет с изображением.
2.формировать умение извлекать информацию из книги, иллюстраций.
3.формировать умение классифицировать по признакам.
4.учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.
5.формировать умение сравнивать и обобщать.
Регулятивные
1.формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
2.формировать самооценку.
Коммуникативные
1.закреплять умения использовать средства альтернативной коммуникации (книга, картинки).
2.расширять словарный запас.
3.формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.
Предметные
1.формировать представление об растительном мире в хвойных лесах (тайге).
2. умение различать лиственные деревья от хвойных.
3.формировать знания о тайге.
4.корректировать и развивать умения и навыки работать в группах.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
Оборудование: карта природных зон, учебник, рабочие тетради, гербарии, СД «Звуки леса», учебная таблица «Тайга», натуральные шишки – ели, сосны; аромолампа, пихтовое масло, иллюстрации.
Методические приёмы.
Наглядность, самостоятельность, вопросы, объяснение, сюрпризный момент, словесное сопровождение.
Использование современных образовательных технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии Частично-поисковая, игровая, здоровьесберегающая технология, коммуникативные технологии, ИКТ.
Использование материалов ЭОР:
https/yandex.ru/images – картинки
sportal.ru/shkola/osnovybezopasnostizhiznedeyatelnosti/ - тестовые задание по природоведению
http://www.myshared.ru/ - презентации.
https://nsportal.ru/ - карточки с вопросами.
http://pedsovet.su/ игры для сплочения коллектива
Словарь: хвойные деревья, тайга.
Ход урока.
I.Организационный этап. (Методы и технологии: информационно-коммуникативная технология, словесный)
Задание: поздороваться друг с другом посредством дружеских объятий (цель-создание дружественного эмоционального настроя).
Проверка готовности к уроку, состояния рабочих мест.
II. Повторение пройденного материала. (Методы и технологии: – наглядный, словесный, частично-поисковый)
1. Показать на карте зону лесов.
На прошлом уроке мы изучали лиственные деревья. Подготовку домашнего задания мы сегодня проверим следующим образом:
1. Назовите дикорастущие лиственные деревья.
- Какую пользу человеку приносят лиственные растения?
- Приведите пример плодовых лиственных деревьев, найдите их в гербарии.
2. Во втором задании надо дописать неоконченные предложения.
Самопроверка с указанием количеством правильных ответов (приложение 1).
III. Изучение нового материала. (Методы и технологии: – наглядный, словесный, частично-поисковый, практический)
Сегодня на уроке вы узнаете, какой лес называют тайгой, какие растения произрастают в тайге, ознакомитесь с особенностями внешнего вида этих растений и узнаете, как приспособились растения к суровому климату тайги.
Итак, записываем тему урока. Игра «Слова заблудились». На доске учащиеся видят запись темы в таком виде: «Деревья (тайга) хвойные». Учитель просит поставить слова в правильном порядке, после выполнения задания записываем тему:
Хвойные деревья (тайга).
1. Вспомните, какие условия необходимы для роста растений (свет, воздух, вода).
2. Почему иногда хвойные деревья называют вечнозелеными?
Рассказ учителя:
Северная часть лесной зоны прогревается меньше, чем южная, здесь растут преимущественно хвойные деревья и такой лес называется ТАЙГОЙ.
Запишем в тетрадь: «Тайга - это лес, в котором растут хвойные деревья».
Для формирования представления об этой зоне предлагаю обучающимся рассмотреть учебное пособие «Тайга», иллюстративный материал.
Через всю Россию от северо-западных границ до берегов холодного Охотского моря распространена зона лесов, а более 80 % всей этой зоны занимают хвойные леса. Как вы думаете, почему эти леса называют хвойными? (Потому что листья видоизменились в хвою). Какие хвойные деревья вам известны? (Перечисляют известные породы деревьев).
Царицей хвойных лесов называют сосну, а ее подругами - других представителей хвойных растений: пихту, ель, лиственницу, тис, кедр, можжевельник. Всего к классу хвойных ученые относят 560 видов растений, и около 100 из них составляют сосны. (На доску прикрепляю иллюстрацию сосны, раздаю гербарии «Сосна»).
Сосна - это светолюбивое растение с мощной корневой системой. Это могучее дерево может вырастать до высоты 75 м., имеет кору, отливающую медью. Нижние части стволов лишены ветвей. У сосны, выросшей не в лесу, а на открытом месте ствол толще, но она ниже. Продолжительность жизни сосны не превышает 500 лет, но некоторые деревья имеют возраст около 5 тысяч лет. Игловидные листья сосны называют хвоинками, их поверхность покрыта восковым налетом. У сосны хвоинки расположены по 2 на сильно укороченных побегах. (Работают е гербариями). Ребята, как сосна приспособилась к произрастанию в тайге? (Листья видоизменились в хвою, корневая система мощная, нижние ветви отмирают).
Ель - и похожа на сосну, и отличается от нее. (На доску прикрепляю иллюстрацию ели, раздаю гербарии «Ель»). Листья ели тоже хвоинки, но короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. Она более теневыносливая и может развиваться под пологом сосны и других деревьев. Растет во влажных местах. Живет до 250 лет, достигаю в высоту более 40 метров. Корни развиты слабо. (Работают с гербариями). Ребята, как ель приспособилась к произрастанию в тайге?
Лиственница - быстрорастущее, светолюбивое, холодостойкое неприхотливое растение. (На доску прикрепляю иллюстрацию лиственницы, раздаю гербарии «Лиственница») Ее хвоя неколючая, плоская, нежная, мягкая ежегодно осенью опадает, и лиственница может переносить заморозки до - 60 градусов. Корневая система небольшая. Лиственничные леса светлые. Очень красив лес осенью. (Работают с гербариями). Ребята, как лиственница приспособилась к произрастанию в тайге?
У всех хвойных образуется смола. Хвойные деревья и кустарники размножаются семенами, которые находятся в шишках. Таежные леса образованы одним ярусом деревьев, а под деревьями раскинулся ковер из мха, ягодных кустарников, грибов. (Работают с рис 31, 32 на стр. 20 учебника и натуральными шишками)
Динамическая пауза.
(Методы и технологии: здоровьесберегающие)
1. Упражнение для глаз: по моей команде указываем направление на север, юг, запад, восток;
2. Вращаем стопами обеих ног 8-10 р.;
3. Движение плечами вверх, вниз, вперед, назад;
4. Складываем руки в замок; чтобы сверху был большой палец левой руки, затем правой.
5. Аплодируем, чтобы сверху была левая рука, затем правая.
Помимо перечисленных мною деревьев в тайге растут и другие растения; о них вы узнаете, прочитав рубрику на стр. 22 «Для любознательных».
Работа в рабочих тетрадях – заполнение перфокарты стр. 48. Поставь знак «+» в нужной графе.
Заполнив таблицу, обучающиеся делают самостоятельно вывод.
Вывод: тайга - это хвойный лес, в котором растут ...
О том, как использует человек богатства хвойных лесов, вы узнаете, прочитав стр. 21 учебника. (В это время учитель зажигает аромолампу с пихтовым маслом, и включает СД «Звуки леса» для того, чтобы полнее воссоздать картину хвойного леса).
Вывод: тайга имеет большое значение в жизни человека...
Прослушайте внимательно предложение и придумайте возможные последствия: «Дети бросили в лесу зажженную спичку».
Вывод: природу лесов необходимо охранять от пожаров, вырубок. Относиться к ней бережно.
IV. Итог урока. (Методы и технологии: – наглядный, словесный, практический)
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с хвойными деревьями, с лесом, который называется тайгой.
1. Как по-другому называют хвойный лес?
2. Запомните и запишите в тетрадях по порядку хвойные растения (в течение. 30 секунд показываю список из 5 представителей растений тайги). (Приложение 2)
3. Как приспособились деревья тайги к суровому климату?
4. Отгадайте загадку:
Ходит летом и зимой Марья в шубе меховой,
Шуба не простая, шуба очень злая.
Не волчья, не собачья,
А все - таки кусачая!
Ох! И колки у нее иголки! (Ель)
Скоро наступит самый любимый зимний праздник - Новый год. И главным атрибутом этого праздника конечно является елка. Сейчас вы получите волшебные пакеты, соберете и украсите то, что в них находится (в пакетах находятся разобранные искусственные ели и украшения к ним).
V. Домашнее задание (Методы и технологии: – практический, частично-поисковый)
Прочитать с.20-22, ответить на вопросы 2-4. Найти иллюстрации деревьев.
III группа учащихся: вопросы 2,3. Нарисовать растение тайги.
VI. Рефлексия. (Методы и технологии: – словесный, наглядный)
VII. Итоги урока. (Методы и технологии: – словесный)
Оценивание работы учителем и самими учащимися.
Список литературы:
Природоведение 6 класс Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ - М.: Просвещение, 2018
Природоведение. Методические рекомендации «5-6 классы» Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. - М.: Просвещение, 2023
Природоведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Лифанова Т. М., Подвальная Е.В. - М.: Просвещение, 2022
Электронные и Интернет ресурсы:
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm для учителя природоведения
https/yandex.ru/images – картинки
sportal.ru/shkola/osnovybezopasnostizhiznedeyatelnosti/ - тестовые задание по природоведению
http://www.myshared.ru/ - презентации.
https://nsportal.ru/ - карточки с вопросами.