Хвойные деревья.

0
0
Материал опубликован 20 October

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок по природоведению

«Хвойные деревья»

ФИО Слугина Ольга Владимировна

Место работы ГОКУ СКШ № 2 г. Ангарска

Должность Учитель

Образовательная область Природоведение

Класс 6 класс

 Тип урока: интегрированный

Цель: сформировать у учащихся представление о хвойных деревьях и растительном мире хвойного леса.

Задачи:

Образовательная: расширить и уточнить знания обучающихся о растениях хвойного леса, познакомить с особенностями внешнего вида и приспособленностью к условиям среды;

Коррекционно-развивающая: создать условия для развития произвольной памяти, произвольного внимания, коррекции зрительного, слухового восприятия, развития связной речи, мелкой моторики;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям леса.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Метапредметные:

Познавательные

1.учить соотносить предмет с изображением.

2.формировать умение извлекать информацию из книги, иллюстраций.

3.формировать умение классифицировать по признакам.

4.учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.

5.формировать умение сравнивать и обобщать.

Регулятивные

1.формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

2.формировать самооценку.

Коммуникативные

1.закреплять умения использовать средства альтернативной коммуникации (книга, картинки).

2.расширять словарный запас.

3.формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Предметные

1.формировать представление об растительном мире в хвойных лесах (тайге).

2. умение различать лиственные деревья от хвойных.

3.формировать знания о тайге.

4.корректировать и развивать умения и навыки работать в группах.

Личностные: 

нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

Оборудование: карта природных зон, учебник, рабочие тетради, гербарии, СД «Звуки леса», учебная таблица «Тайга», натуральные шишки – ели, сосны; аромолампа, пихтовое масло, иллюстрации.

Методические приёмы.

Наглядность, самостоятельность, вопросы, объяснение, сюрпризный момент, словесное сопровождение.

Использование современных образовательных технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии Частично-поисковая, игровая, здоровьесберегающая технология, коммуникативные технологии, ИКТ.

Использование материалов ЭОР:

https/yandex.ru/images – картинки

sportal.ru/shkola/osnovybezopasnostizhiznedeyatelnosti/ - тестовые задание по природоведению

http://www.myshared.ru/ - презентации.

https://nsportal.ru/ - карточки с вопросами.

http://pedsovet.su/ игры для сплочения коллектива

Словарь: хвойные деревья, тайга.

Ход урока.

I.Организационный этап(Методы и технологии: информационно-коммуникативная технология, словесный)

Задание: поздороваться друг с другом посредством дружеских объятий (цель-создание дружественного эмоционального настроя).

Проверка готовности к уроку, состояния рабочих мест.

II. Повторение пройденного материала. (Методы и технологии: – наглядный, словесный, частично-поисковый)

1.     Показать на карте зону лесов.

На прошлом уроке мы изучали лиственные деревья. Подготовку домашнего задания мы сегодня проверим следующим образом:

1. Назовите дикорастущие лиственные деревья.

- Какую пользу человеку приносят лиственные растения?

- Приведите пример плодовых лиственных деревьев, найдите их в гербарии.

2.     Во втором задании надо дописать неоконченные предложения.

Самопроверка с указанием количеством правильных ответов (приложение 1).

III. Изучение нового материала. (Методы и технологии: – наглядный, словесный, частично-поисковый, практический)

Сегодня на уроке вы узнаете, какой лес называют тайгой, какие растения произрастают в тайге, ознакомитесь с особенностями внешнего вида этих растений и узнаете, как приспособились растения к суровому климату тайги.

Итак, записываем тему урока. Игра «Слова заблудились». На доске учащиеся видят запись темы в таком виде: «Деревья (тайга) хвойные». Учитель просит поставить слова в правильном порядке, после выполнения задания записываем тему:

Хвойные деревья (тайга).

 1.  Вспомните, какие условия необходимы для роста растений (свет, воздух, вода).

2.  Почему иногда хвойные деревья называют вечнозелеными?

Рассказ учителя:

Северная часть лесной зоны прогревается меньше, чем южная, здесь растут преимущественно хвойные деревья и такой лес называется ТАЙГОЙ.

Запишем в тетрадь: «Тайга - это лес, в котором растут хвойные деревья».

Для формирования представления об этой зоне предлагаю обучающимся рассмотреть учебное пособие «Тайга», иллюстративный материал.

Через всю Россию от северо-западных границ до берегов холодного Охотского моря распространена зона лесов, а более 80 % всей этой зоны занимают хвойные леса. Как вы думаете, почему эти леса называют хвойными? (Потому что листья видоизменились в хвою). Какие хвойные деревья вам известны? (Перечисляют известные породы деревьев).

Царицей хвойных лесов называют сосну, а ее подругами - других представителей хвойных растений: пихту, ель, лиственницу, тис, кедр, можжевельник. Всего к классу хвойных ученые относят 560 видов растений, и около 100 из них составляют сосны. (На доску прикрепляю иллюстрацию сосны, раздаю гербарии «Сосна»).

Сосна - это светолюбивое растение с мощной корневой системой. Это могучее дерево может вырастать до высоты 75 м., имеет кору, отливающую медью. Нижние части стволов лишены ветвей. У сосны, выросшей не в лесу, а на открытом месте ствол толще, но она ниже. Продолжительность жизни сосны не превышает 500 лет, но некоторые деревья имеют возраст около 5 тысяч лет. Игловидные листья сосны называют хвоинками, их поверхность покрыта восковым налетом. У сосны хвоинки расположены по 2 на сильно укороченных побегах. (Работают е гербариями). Ребята, как сосна приспособилась к произрастанию в тайге? (Листья видоизменились в хвою, корневая система мощная, нижние ветви отмирают).

Ель - и похожа на сосну, и отличается от нее. (На доску прикрепляю иллюстрацию ели, раздаю гербарии «Ель»). Листья ели тоже хвоинки, но короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. Она более теневыносливая и может развиваться под пологом сосны и других деревьев. Растет во влажных местах. Живет до 250 лет, достигаю в высоту более 40 метров. Корни развиты слабо. (Работают с гербариями). Ребята, как ель приспособилась к произрастанию в тайге?

Лиственница - быстрорастущее, светолюбивое, холодостойкое неприхотливое растение. (На доску прикрепляю иллюстрацию лиственницы, раздаю гербарии «Лиственница») Ее хвоя неколючая, плоская, нежная, мягкая ежегодно осенью опадает, и лиственница может переносить заморозки до - 60 градусов. Корневая система небольшая. Лиственничные леса светлые. Очень красив лес осенью. (Работают с гербариями). Ребята, как лиственница приспособилась к произрастанию в тайге?

У всех хвойных образуется смола. Хвойные деревья и кустарники размножаются семенами, которые находятся в шишках. Таежные леса образованы одним ярусом деревьев, а под деревьями раскинулся ковер из мха, ягодных кустарников, грибов. (Работают с рис 31, 32 на стр. 20 учебника и натуральными шишками)

Динамическая пауза. 

(Методы и технологии: здоровьесберегающие)

1.     Упражнение для глаз: по моей команде указываем направление на север, юг, запад, восток;

2.     Вращаем стопами обеих ног 8-10 р.;

3.     Движение плечами вверх, вниз, вперед, назад;

4.     Складываем руки в замок; чтобы сверху был большой палец левой руки, затем правой.

5.     Аплодируем, чтобы сверху была левая рука, затем правая.

Помимо перечисленных мною деревьев в тайге растут и другие растения; о них вы узнаете, прочитав рубрику на стр. 22 «Для любознательных».

Работа в рабочих тетрадях – заполнение перфокарты стр. 48. Поставь знак «+» в нужной графе.

Заполнив таблицу, обучающиеся делают самостоятельно вывод.

Вывод: тайга - это хвойный лес, в котором растут ...

О том, как использует человек богатства хвойных лесов, вы узнаете, прочитав стр. 21 учебника. (В это время учитель зажигает аромолампу с пихтовым маслом, и включает СД «Звуки леса» для того, чтобы полнее воссоздать картину хвойного леса).

Вывод: тайга имеет большое значение в жизни человека...

Прослушайте внимательно предложение и придумайте возможные последствия: «Дети бросили в лесу зажженную спичку».

Вывод: природу лесов необходимо охранять от пожаров, вырубок. Относиться к ней бережно.

           IV.    Итог урока. (Методы и технологии: – наглядный, словесный, практический)

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с хвойными деревьями, с лесом, который называется тайгой.

1.     Как по-другому называют хвойный лес?

2.   Запомните и запишите в тетрадях по порядку хвойные растения (в течение. 30 секунд показываю список из 5 представителей растений тайги). (Приложение 2)

3.     Как приспособились деревья тайги к суровому климату?

4.     Отгадайте загадку:

Ходит летом и зимой Марья в шубе меховой,

Шуба не простая, шуба очень злая.

Не волчья, не собачья,

А все - таки кусачая!

Ох! И колки у нее иголки! (Ель)


Скоро наступит самый любимый зимний праздник - Новый год. И главным атрибутом этого праздника конечно является елка. Сейчас вы получите волшебные пакеты, соберете и украсите то, что в них находится (в пакетах находятся разобранные искусственные ели и украшения к ним).

V. Домашнее задание (Методы и технологии: – практический, частично-поисковый)

Прочитать с.20-22, ответить на вопросы 2-4. Найти иллюстрации деревьев.

III группа учащихся: вопросы 2,3. Нарисовать растение тайги.

VI. Рефлексия. (Методы и технологии: – словесный, наглядный)

VII. Итоги урока. (Методы и технологии: – словесный)

Оценивание работы учителем и самими учащимися.



Список литературы:

Природоведение 6 класс Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ - М.: Просвещение, 2018

Природоведение. Методические рекомендации «5-6 классы» Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. - М.: Просвещение, 2023

Природоведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Лифанова Т. М., Подвальная Е.В. - М.: Просвещение, 2022

Электронные и Интернет ресурсы:

http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm для учителя природоведения

https/yandex.ru/images – картинки

sportal.ru/shkola/osnovybezopasnostizhiznedeyatelnosti/ - тестовые задание по природоведению

http://www.myshared.ru/ - презентации.

https://nsportal.ru/ - карточки с вопросами.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.