Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Хвойные деревья: ель и сосна»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема ОД: «Хвойные деревья: ель и сосна»
Возрастная группа детей: средняя
Подготовила: Пименова Евгения Сергеевна,
воспитатель первой категории
Форма организации детской деятельности: дидактические игры
Цель ОД: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
Задачи ОД
обучающие: формировать умение сравнивать ель и сосну, видеть между ними сходство и различие. Закрепить строение дерева.
развивающие: развивать наблюдательность и любознательность.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине
воспитательные: воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к природе.
Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование и материалы: картинки с изображение ели и сосны, ветки ели и сосны, две корзины синего и желтого цвета, фишки зеленого и красного цвета, колонка, флешка с музыкой.
Ход занятия
Мотивация детей к деятельности.
В. У меня есть две картинки, хотите увидеть, что там изображено?
Д. Да!
В. Чтобы увидеть, что на них изображено, нам нужно отправиться в лес. В данный момент мы в группе, как же нам попасть в лес?
Д. Лес можем представить.
В. Отлично! Закрываем глаза и отправляемся в лес. (звучит музыка: шум леса. На доске картинки леса. Дети открывают глаза)
В. Ребята, где мы?
Д. В лесу.
В. Оглядитесь, что здесь можно увидеть? Что нас окружает?
Д. Деревья, звери, кусты, птицы, …
В. Как хорошо в лесу.
Послушайте загадку.
У неё одёжки колки:
Всё иголки, да иголки.
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож» (ель)
Правильно это ель. Вот и открылась для нас первая картинка.
(картинка ели на мольберт)
В лесу у ели есть подружка. Послушайте еще одну загадку.
На ветвях моих иголки
Но длиннее, чем у елки
А ещё для белки дом
И столовая притом. (сосна)
(картинка сосны на мольберт)
Молодцы вы отгадали загадку и вторую картинку тоже открыли.
Совместная с детьми постановка цели предстоящей деятельности
Что вы знаете о сосне и еле?
А вы хотите узнать больше об этих деревьев?
Д. Да!
Совместная работа по нахождению средств деятельности
Ребята, посмотрите и скажите, чем эти деревья похожи?
Д. Эти деревья всегда зеленые, У ели и сосны есть иголки, У ели есть ствол и у сосны есть ствол, Ветки у сосны зеленые и у ели зеленые.
В. Ребята, но всё же эти деревья чем-то различаются. Подойдем к столу и рассмотрим ветки сосны и ели повнимательнее.
Потрогайте, какие они на ощупь?
Как вы думаете, где веточка ели?
(дети показывают)
Чем отличается еловая ветка от сосновой?
Д. Иголками.
В. У ели и сосны нет листочков как у всех деревьев. Вместо листочков у них иголки ( хвоинки). Поэтому лес, где они растут называют хвойный.
Какие хвоинки у сосны?
Д. Длинные, мягкие, светлые.
В. А у ели?
Д. Колючие, короткие, темные.
В. Молодцы, ребята.
В. Теперь рассмотрим вот эту картинку. (дерево с корнями)
Из каких частей состоит дерево?
Д. Корни, ствол, ветви, хвоинки.
В. Скажите, а без чего дерево не может жить?
Д. Корня.
В. Правильно! Зачем дереву корень?
Д. Брать воду из земли и крепко держаться в земле.
В. Что еще есть у дерева?
Д. Ствол, ветви, хвоинки.
В. Ствол растет в высоту и в ширину.
Подойдем к столу и соберем пазл « Дерево»
Молодцы! Вы правильно собрали дерево.
Подойдем к другому столу и посмотрим, что там.
Что это?
Д. Шишки.
В. Правильно! Это шишки ели и сосны. Как думаете, где шишки ели? ( дети показывают )
А где сосны? ( дети показывают)
Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками. Возьмите шишку сосны и рассмотрите её.
Еловая шишка удлиненная, у нее более мягкие чешуйки. Возьмите еловую шишку. Сравните их. Видите различие?
Д. Да.
В. Встанем в круг и поиграем.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
(стоя на одной ноге, руки вверх)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал.
(наклоны вперед – назад)
Ветки гнуться взад – вперед.
Ветер их качает, гнет.
(рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать,
Раз, два, три, четыре, пять.
(приседание)
Мы размялись от души,
И на место вновь спешим.
( проходят на стульчики)
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
В. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру « Шишка сосновая и еловая»
Вы разделитесь на две команды, первая будет собирать еловые шишки в синию корзинку, а вторая сосновые шишки в желтую корзинку.
( По сигналу дети начинают собирать шишки. Звучит веселая музыка )
Давайте, проверим, правильно ли вы собрали.
Молодцы!
Сейчас поменяемся, первая команда собирает сосновые, а вторая еловые шишки.
Молодцы! Вы справились!
Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Проходите на стульчики, закрывайте глазки.
(звучит музыка, с доски убираем картинки леса)
Открывайте глазки. Вот мы вернулись в группу.
Подведение итогов. Обсуждение. Рефлексия
Ребята, а где мы были?
Д. В лесу.
В. Для чего мы с вами отправились в лес?
Д. Что бы посмотреть, что изображено на картинках.
В. Что там было изображено?
Д. Сосна и ель.
В. Чем отличается сосна от ели?
Д. У сосны иголки длинные и светлые, у ели короткие и темные.
В. Из каких частей состоит дерево?
Д. Ствол, корни, ветви, хвоинки.
В. Как называется лес, в котором растут ель и сосна?
Д. Хвойный.
В. Молодцы! Всё запомнили!
7