12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна100
Образование высшее - учитель начальных классов, переподготовка по специальности "Логопедическая работа в специальных учебных и медицинских учреждениях ". Стаж работы 18 лет.
Россия, Вологодская обл., Череповец

Технологическая карта урока

Учитель: Шумихина Татьяна Витальевна, МБОУ « Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

Предмет и УМК: география , 5 класс

Тема урока: Хвойные деревья. Ель. Сосна.

Место урока в теме: первый урок по теме «Хвойные деревья»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: формирование знаний о хвойных деревья у учащихся с нарушением интеллекта.

Задачи урока:

1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях; создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе


 

Формы организации познавательной деятельностифронтальная, групповоя, индивидуальная

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Средства обучения: карточки, ветки ели и сосны

Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.

Содержание и технология урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

- Сегодня мы продолжим познавать окружающий нас мир, но чтобы наш урок прошел успешно, надо следовать некоторым правилам. Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы

Регулятивные: организация своей деятельности на уроке и актуализация внимания.

Коммуникативные: эмоционально положительный настрой детей.

2.Актуализация знаний учащихся

Я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос «Почему деревья оказались колючими?»

Однажды Маша гуляла по зимнему лесу, ей очень понравились красивые заснеженные деревья, она решила с ними поближе познакомиться. Но лишь она к ним прикоснулась, как отдёрнула руку. Какие колючие, злые деревья растут в лесу, - подумала Маша.
-Почему деревья оказались колючими?

- У них вместо листьев иголки.

Иголочки – это листочки, которые всегда зеленые и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки - иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют. Какие же они, если у всех есть хвоя? С листьями – лиственные, с хвоей - хвойные

Учитель организует деятельность учащихся с целью формулирования цели и проблемы урок.

Учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы, стараются выделять цель урока

Коммуникативные: умение слушать учителя;

умение давать ответы на вопросы.

Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

Регулятивные

саморегуляция

3.Целеполагание (постановка цели урока)

Подумайте и скажите, что нам предстоит изучить на данном уроке?

Тема урока «Хвойные деревья»

- Чему мы будем учиться?(развиваем связную речь, узнаем новые слова, учимся красиво и правильно говорить)

- На уроке познакомимся с некоторыми из них, будем учиться находить сходство и отличие

Отвечают на вопросы учителя, формулируют с помощью учителя в результате беседы цель урока

Познавательные - выделение и формулирование с помощью учителя познавательной цели;

построение с помощью учителя элементарных логических рассуждений

Коммуникативные: способность к речевому общению и умению слушать других.

Личностные: положительное отношение к изучению окружающего мира

Регулятивные: сотрудничество с учителем для выявления цели урока.

4. Открытие новых знаний

Практическая работа в парах

- А какие именно деревья мы будем сегодня изучать, узнаем, отгадав загадки.

- Загадки о ели, сосне.

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ... (сосна)

- С какими деревьями мы сегодня познакомимся?

(ель, сосна)

-Посмотрите на эти картинки и скажите чем похожи сосна и ель?

(У ели есть ствол и у сосны есть ствол; ветки сосны зелёные и ветки ели зелёные; у сосны иголки и у ели иголки)

- Почему о ели и сосне говорят: зимой и летом одним цветом?

Чем отличаются?

Сейчас мы с вами побудем настоящими исследователями.

Как вы думаете, что будем делать.

(ученикам выдаются веточки ели и сосны)

- Вы должны внимательно рассмотреть веточки и найти сходство и отличие.

1.Сравните ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? Покажите веточку ели, сосны.
2. Рассмотрите как растут иголки на веточке. (У ёлки - по одной, листья хвоинки держатся на веточках 5-7 лет, а потом опадают, но не все сразу, а постепенно. У сосны попарно, сменяются, через 2-3 года)
3. Возьмите хвоинку ели и сосны сравните их по размеру. Что заметили?
(у ели короткие 2 см, у сосны длинные до 8 см)
4. Сравним шишки
-  Какие шишки у сосны?(круглые)
 - А какие шишки у ели? (продолговатые)
 - Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев? (Сходство в том, что в шишках созревают семена).

Организует наблюдение веточек, шишек ели и сосны.
Создает условия для построения предложений при сравнении деревьев

Учащимся предлагается отгадать загадки и сделать вывод о каких деревьях загадки, найти сходство и отличия.

Учащимся предлагается рассмотреть веточки ели и сосны и найти сходство и отличия.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи,

оформление своих мыслей в устной речи и понимание речи других, умение договариваться.

Познавательные: умение выделять с помощью учителя отличительные признаки хвойных деревьев

Регулятивные: сотрудничество в группе при выполнение учебных действий.

5. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Работа на карточках разноуровневые задания)

Упражнение «С какого дерева веточка, шишка?»

Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Подпиши название деревьев.

Взаимопроверка.

Учитель проверяет выполненные задания.

Организует деятельность учащихся по применению своих знаний для выполнения задания

Ученики выполняют задание самостоятельно, самопроверка

Личностные: осознание ответственности за самостоятельную деятельность.

Коммуникативные:

оформление своих мыслей в устной речи.

Познавательные: умение выделять главные признаки , относящиеся к хвойным деревьям

Регулятивные: самоконтроль при выполнении учебных действий.

6. Физминутка

Детям предлагается выполнить

Под музыку собрать шишки по группам.

1 группа – еловые, 2 группа – сосновые

Дети выполняют задание, данное учителем

 

Обобщение и систематизация

Ель и сосна похожи и вам их нельзя путать. Давайте искать различия.

Рассмотрите ствол каждого дерева. Опишите.

(У ели ветки снизу до верха, а у сосны только вверху.)

Разберёмся, почему у сосны нижние веточки погибают, а у ели нет?

Показ рисунка.

Вывод: Если у сосны нижних веточек нет, значит они погибли из-за недостатка света. Сосна- светолюбивое растение, а ель-теневыносливое.

Как называется лес из елей – ельник, из сосен – сосновый бор.

Составим сравнительный рассказ про ель и сосну

Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Ель и сосна – хвойные деревья.

У ели иголки короткие, а у сосны длинные.

У ели шишки продолговатой формы, а у сосны круглой формы.

Какую пользу приносят деревья людям?

Ель и сосна верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. У сосны обладают целебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни

Организует деятельность учащихся по включению своих знаний в целостную систему.

Ученики систематизируют свои знания, отвечая на вопросы учителя

Личностные: осознание ответственности за самостоятельную деятельность.

Коммуникативные:

оформление своих мыслей в устной речи.

Познавательные: умение выделять главные признаки , относящиеся к хвойным деревьям

Регулятивные: самоконтроль при выполнении учебных действий.

7.Рефлексия

Итог. Подведение итогов (2 мин.)
 

Давайте вернемся к теме урока.

Что мы изучали на уроке?

- Названия каких хвойных деревьев вы запомнили?
- Почему их называют хвойными деревьями?

Сегодня на уроке я …..

Мне понравилось на уроке ….

Обобщает знания, полученные на уроке, проводит оценку уровня работы на уроке

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

дают самооценку своей деятельности

и выявляют трудности, с которыми столкнулись на уроке. Определяют, что нового узнали на уроке. Определяют уровень собственных достижений

Регулятивные: умение отличать верное высказывание от неверного.

Коммуникативные: умение слушать и понимать.

Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснять самому себе, что получается, а что нет.

Познавательные: освоение навыков рефлексии.

Опубликовано


Комментарии (1)

Кравченко Лариса Юрьевна, 09.03.17 в 14:43 0 Ответить Пожаловаться
Кто автор учебника, можно уточнить!?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.