Урок чтения в 3 классе: И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1
0
Материал опубликован 13 November 2019

Тема: И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Перспективная цель: сформировать представление у обучающихся об авторах раздела « Поэтическая тетрадь 1».

Актуальная цель: познакомить обучающихся с творчеством И.С.Никитина посредством выразительного чтения стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно…»


Задачи:

Дидактическая – обучать правильному чтению стихотворений посредством работы над выразительным чтением.

Развивающая - развивать внимание, логическое мышление, память, познавательную активность посредством использования поискового чтения.  

Воспитательная - воспитание у обучающихся интереса к литературному чтению, позитивного опыта познавательной деятельности посредством эмоциональной восприимчивости к стихотворению.

Предметные результаты :

познакомиться с биографией И.С.Никитина;

познакомиться со стихотворением И. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»;

формирование навыка осознанного чтения слов.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: будут высказывать свое мнение ,рассуждая о прочитанном, участвовать в диалоге, воспринимать мнение другого;

Познавательные: способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять, оценивают уровень владения учебным действие.


Личностные:

испытают чувство гордости и уважения;

почувствуют интерес к чтению стихотворения И.С.Никитина;

почувствуют удовольствие от чтения стихотворения.

Оборудование: доска, компьютер, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: беседа.

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Методы, приемы: метод выразительного чтения; ответы на вопросы ; прием «Повторяем с контролем».

Литература: учебник

Технологическая карта.

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь.

- Проверьте свою готовность к уроку: у вас должен на парте быть учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Доброжелательный настрой на урок

Садятся на свои места.



Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность



Актуализация знаний и целеполагание.


Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением


- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного поэта. А какого вам предстоит расшифровать. На слайде написано фамилия, имя и отчество этого поэта, но оно написано неправильно. Кто-нибудь уже догадался, как нужно расшифровать его имя? (слайд1)

t1573635362aa.png

-Что у вас получилось?

-Правильно, сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Саввича Никитина (слайд2-портрет)

t1573635362ab.jpg

-Кто-нибудь знает этого поэта?



- Раннее творчество поэта было основано на подражании стихотворениям других поэтов того времени. Дальнейшие стихи Никитина постепенно меняли тематику. Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа, главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие — очень известными композиторами. Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями.

-Ребята, посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (слайд3)

t1573635362ac.jpg

-А что такое степь?


-Как вы думаете, чтобы поэт смог написать о степи?


- Какое бы он сочинил стихотворение, скучное или радостное, интересное или не очень интересное?

- Хотелось бы вам узнать, как бы звучала степь в стихотворении?

- Давайте узнаем, так ли это. Как вы думаете, какая цель нашего урока?

-Правильно, мы познакомимся с его творчеством с помощью стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением




-ответ «да» или «нет» ( если ответ «нет» то подсказываю, что нужно читать справа налево)





-у нас получилось Иван Саввич Никитин









-ответы «да» или «нет» (если кто-то ответит «да» то попрошу рассказать, что они о нем знают и дополню)











-на слайде представлена иллюстрация степи






- степь - это равнина, поросшая травянистой растительностью

-поэт мог бы написать о степи, то что там нет ни гор, ни лесов

-отвечают скучное или радостное и т.д.


-нам хотелось бы узнать, как звучала бы степь в стихотворении

-познакомиться с творчеством И.С. Никитина

Предметные: знакомство с биографией И.С. Никитина

Коммуникативные: отвечают на вопросы


Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу, формулировать тему и цель урока


Личностные: формирование готовности к сотрудничеству


Открытие нового знания


Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

-Ребята, закройте глаза и тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна, радость или печаль?

-Почему?





-Да, у весны не простой характер, все дарит нам то радость, то печаль.

-Откройте учебник на стр 66. Сейчас я включу вам послушать это стихотворение, а вы следите по учебнику(включаю аудиофайл)

Воспринимают произведение



-кто-то отвечает радость, кто-то печаль

-радость, потому что все начинает расцветать и природа начинает приобретать яркие оттенки

Печаль, потому что все начинает таять и получается слякоть



-слушают стихотворение

Предметные: умение воспринимать стихотворение на слух


Познавательные: умение систематизировать знания


Личностные: умение эмоционально окликаться на текст

Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного


Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Организация работы по выявлению первичного восприятия


-К кому обращается поэт?

- Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите.





-Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте?

-Объясните значение слов (полно, ковыль, в угоду косцам, копна) (слайд4)

t1573635362ad.pngпосле каждого понятие высвечивается его значение.

Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме


-Какое впечатление произвело на вас это произведение?


- Понравилось вам стихотворение? А о чем оно?


Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

-поэт обращается к степи

-да, поэт изображает степь как живую; он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно…

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись, полюбуйся…

-нет не все были понятны слова и выражения

-объясняют значение слов по порядку








Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах

-это стихотворение впечатлило нас описанием природы

- «да» или «нет», оно о том как наступает весна

Предметные: вычленять фрагменты стихотворения ,нужные для ответа на поставленные вопросы; объяснять неизвестные слова или выражения в тексте


Коммуникативные: высказывают свое мнение ,рассуждая о прочитанном


Познавательные : поиск и прочтение нужной информации



Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения

-Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их.









-Как автор называет траву?

-Как бы вы озаглавили стихотворение?

Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания

Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся

-Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно.

-Хорошо, кто хочет прочитать нам стихотворение?

Самостоятельное чтение текста


-первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой, как она принакроется травой, нарядится в цветы как невеста, и т.д. (т.е. о том как степь расцветает)

Вторая картина о том что летят журавли, ручьи по оврагам шумят (т.е. о наступлении весны)

Третья картина описывает небо, по которому плывут тучи

-он называет ее муравой

- весна, приближение весны и т.д.

Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания



-мы будем читать медленно, напевно



-читают 2-3 ученика

Предметные: формирование навыка осознанного чтения слов; уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта


Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками


Познавательные : поиск и прочтение нужной информации


Личностные: умение эмоционально окликаться на текст






Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

(Листочки раздаются, когда заканчивает читать последняя пара)

- Ребята ,перед вами лежат листочки , итак представьте что вам дана возможность придумать свои вопросы к этому стихотворению, какие бы вы придумали? Запишите свои идеи на этот листочек.

- Кто хочет прочитать нам свои вопросы?

Синтез.



- придумывают свои вопросы к стихотворению и записывают их



-2-3 ученика прочитывают свои вопросы

Познавательные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме


Личностные: формируется готовность к сотрудничеству 

Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

- Ребята со стихотворением, какого писателя мы сегодня познакомились?

-О чем было стихотворение Ивана Никитина?

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

-мы познакомились с творчеством И.С.Никитина

-о том как наступает весна

Предметные: подводят итоги по наводящим вопросам


Личностные: формируется готовность к сотрудничеству 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

- А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание : нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Полно, степь моя, спать беспробудно…».


Осмысление домашнего задания

- открывают дневники и записывают

Познавательные : восприятие и осознание домашнего задания


Предметные: умение придумывать иллюстрации по прочитанному стихотворению и оформлять их на листочке





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.