Урок чтения в 3 классе: И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Тема: И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Перспективная цель: сформировать представление у обучающихся об авторах раздела « Поэтическая тетрадь 1».
Актуальная цель: познакомить обучающихся с творчеством И.С.Никитина посредством выразительного чтения стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Задачи:
Дидактическая – обучать правильному чтению стихотворений посредством работы над выразительным чтением.
Развивающая - развивать внимание, логическое мышление, память, познавательную активность посредством использования поискового чтения.
Воспитательная - воспитание у обучающихся интереса к литературному чтению, позитивного опыта познавательной деятельности посредством эмоциональной восприимчивости к стихотворению.
Предметные результаты :
познакомиться с биографией И.С.Никитина;
познакомиться со стихотворением И. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»;
формирование навыка осознанного чтения слов.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: будут высказывать свое мнение ,рассуждая о прочитанном, участвовать в диалоге, воспринимать мнение другого;
Познавательные: способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять, оценивают уровень владения учебным действие.
Личностные:
испытают чувство гордости и уважения;
почувствуют интерес к чтению стихотворения И.С.Никитина;
почувствуют удовольствие от чтения стихотворения.
Оборудование: доска, компьютер, проектор.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: беседа.
Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.
Методы, приемы: метод выразительного чтения; ответы на вопросы ; прием «Повторяем с контролем».
Литература: учебник
Технологическая карта.
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь. - Проверьте свою готовность к уроку: у вас должен на парте быть учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. | Доброжелательный настрой на урок Садятся на свои места. Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность |
Актуализация знаний и целеполагание. Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного поэта. А какого вам предстоит расшифровать. На слайде написано фамилия, имя и отчество этого поэта, но оно написано неправильно. Кто-нибудь уже догадался, как нужно расшифровать его имя? (слайд1) -Что у вас получилось? -Правильно, сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Саввича Никитина (слайд2-портрет)
-Кто-нибудь знает этого поэта? - Раннее творчество поэта было основано на подражании стихотворениям других поэтов того времени. Дальнейшие стихи Никитина постепенно меняли тематику. Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа, главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие — очень известными композиторами. Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. -Ребята, посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (слайд3) -А что такое степь? -Как вы думаете, чтобы поэт смог написать о степи? - Какое бы он сочинил стихотворение, скучное или радостное, интересное или не очень интересное? - Хотелось бы вам узнать, как бы звучала степь в стихотворении? - Давайте узнаем, так ли это. Как вы думаете, какая цель нашего урока? -Правильно, мы познакомимся с его творчеством с помощью стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением -ответ «да» или «нет» ( если ответ «нет» то подсказываю, что нужно читать справа налево) -у нас получилось Иван Саввич Никитин -ответы «да» или «нет» (если кто-то ответит «да» то попрошу рассказать, что они о нем знают и дополню) -на слайде представлена иллюстрация степи - степь - это равнина, поросшая травянистой растительностью -поэт мог бы написать о степи, то что там нет ни гор, ни лесов -отвечают скучное или радостное и т.д. -нам хотелось бы узнать, как звучала бы степь в стихотворении -познакомиться с творчеством И.С. Никитина | Предметные: знакомство с биографией И.С. Никитина
Коммуникативные: отвечают на вопросы Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу, формулировать тему и цель урока Личностные: формирование готовности к сотрудничеству |
Открытие нового знания Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие -Ребята, закройте глаза и тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна, радость или печаль? -Почему? -Да, у весны не простой характер, все дарит нам то радость, то печаль. -Откройте учебник на стр 66. Сейчас я включу вам послушать это стихотворение, а вы следите по учебнику(включаю аудиофайл) | Воспринимают произведение -кто-то отвечает радость, кто-то печаль -радость, потому что все начинает расцветать и природа начинает приобретать яркие оттенки Печаль, потому что все начинает таять и получается слякоть -слушают стихотворение | Предметные: умение воспринимать стихотворение на слух Познавательные: умение систематизировать знания Личностные: умение эмоционально окликаться на текст |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Организация работы по выявлению первичного восприятия -К кому обращается поэт? - Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите. -Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте? -Объясните значение слов (полно, ковыль, в угоду косцам, копна) (слайд4) после каждого понятие высвечивается его значение. Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме -Какое впечатление произвело на вас это произведение? - Понравилось вам стихотворение? А о чем оно? | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения -поэт обращается к степи -да, поэт изображает степь как живую; он обращается к ней: Степь моя, полно спать беспробудно… Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся… -нет не все были понятны слова и выражения -объясняют значение слов по порядку Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах -это стихотворение впечатлило нас описанием природы - «да» или «нет», оно о том как наступает весна | Предметные: вычленять фрагменты стихотворения ,нужные для ответа на поставленные вопросы; объяснять неизвестные слова или выражения в тексте Коммуникативные: высказывают свое мнение ,рассуждая о прочитанном Познавательные : поиск и прочтение нужной информации |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения -Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их. -Как автор называет траву? -Как бы вы озаглавили стихотворение? Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся -Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно. -Хорошо, кто хочет прочитать нам стихотворение? | Самостоятельное чтение текста -первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой, как она принакроется травой, нарядится в цветы как невеста, и т.д. (т.е. о том как степь расцветает) Вторая картина о том что летят журавли, ручьи по оврагам шумят (т.е. о наступлении весны) Третья картина описывает небо, по которому плывут тучи -он называет ее муравой - весна, приближение весны и т.д. Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания -мы будем читать медленно, напевно -читают 2-3 ученика | Предметные: формирование навыка осознанного чтения слов; уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками Познавательные : поиск и прочтение нужной информации Личностные: умение эмоционально окликаться на текст |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме (Листочки раздаются, когда заканчивает читать последняя пара) - Ребята ,перед вами лежат листочки , итак представьте что вам дана возможность придумать свои вопросы к этому стихотворению, какие бы вы придумали? Запишите свои идеи на этот листочек. - Кто хочет прочитать нам свои вопросы? | Синтез. - придумывают свои вопросы к стихотворению и записывают их -2-3 ученика прочитывают свои вопросы | Познавательные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Личностные: формируется готовность к сотрудничеству |
Рефлексия Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Ребята со стихотворением, какого писателя мы сегодня познакомились? -О чем было стихотворение Ивана Никитина? | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. -мы познакомились с творчеством И.С.Никитина -о том как наступает весна | Предметные: подводят итоги по наводящим вопросам Личностные: формируется готовность к сотрудничеству |
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа - А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание : нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Полно, степь моя, спать беспробудно…». | Осмысление домашнего задания - открывают дневники и записывают | Познавательные : восприятие и осознание домашнего задания Предметные: умение придумывать иллюстрации по прочитанному стихотворению и оформлять их на листочке |