Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: А.Чехов «Степь»

Конспект урока в 3 классе по литературному чтению
Программа «Начальная школа XXI века»
Тема: А. Чехов «Степь»
Задачи
1. Формировать навыков поискового чтения, обучение словесному анализу, расширение лексического опыта.
2.Развитие смысловой догадки, памяти, мышления.
3.Воспитание любви к природе, к родному краю.
Универсальные учебные действия
Личностные:
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
самостоятельность мышления;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учащимися класса (при работе в группах.)
Познавательные:
осуществлять логические действия;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
умения выражать свои мысли;
готовность слушать собеседника, вести диалог.
Регулятивные:
способность мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к преодолению препятствий;
оценивать учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
принимать учебную задачу;
выполнять учебные действия;
осуществлять контроль.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы; презентация «А.Чехов. Степь».
Ход урока
I.Орг.момент
Проверим готовность к уроку:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II.Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер» наизусть.
III. Подготовка к восприятию произведения.
- Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из повести Антона Павловича Чехова. Как называется эта повесть, вы узнаете, отгадав загадку.
Какая ширь здесь и приволье
Куда ни глянь - полей раздолье
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов
Здесь простор ветрам и птицам
Грызунам, волкам, синицам
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это :… (Степь)
IV.Работа по теме урока
-Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель. С его произведениями вы будете знакомиться в старших классах, ведь А. П. Чехов не писал для детей. Но много писал о детях. К тому же из его взрослых произведений можно взять отрывки, которые будут близки и понятны детям. Вот и сегодня мы будем читать отрывок из рассказа.
Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова «Несравненным художником жизни», и нам предстоит в этом убедиться на уроке во время чтения.
V.Чтение учителем рассказа. Первичное восприятие прочитанного.
- После прослушивания рассказа, ответьте на следующие вопросы:
- Какие картины представили вы себе? Что понравилось?
- Чьими глазами мы видим приближение грозы?
- Кто автор этого произведения?
-Как называется произведение?
-Какого жанра это произведение?
VI.Словарная работа
-В рассказе при чтении текста нам встретятся незнакомые и трудные слова. Давайте с ними поработаем (рогожа, потёмки, явственно, перекати-поле). Как вы понимаете смысл этих слов?
VII.Физкультминутка
VIII.Составление плана
На сколько частей можно разделить этот текст?
1.Ночь в степи
2.Молния
3.Ветер
4.Гром
5.Дождь
IX.Работа в группах
1 группа
Свидетелем какого явления природы стал Егорушка? Что происходило в природе до грозы?
2 группа
Как мигнула молния? Прочитайте, как Чехов описывает тучу?
3 группа
С какой силой дул ветер? Что нес ветер с собой?
4 группа
Что автор говорит о громе? Что увидел Егорушка, выглянув из рогожи?
5 группа
Прочитайте, как начинался дождь? Каково было самочувствие Егорушки?
6 группа
Представьте, что дождь закончился, выглянуло солнце. Какой вы увидите степь? Какое может быть состояние у человека, находящегося в это время в степи?
X.Итог урока
- Давайте еще раз вспомнить слова А.П.Чехова: "Степь я люблю и чувствую себя в ней как дома".
- Что же дарит человеку родная природа? (Радость, счастье. Иногда страх, беспокойство)
- Родная природа вызывает чувство любви к Родине, к родному краю. А.П.Чехов любуется ею, ее звуками, ее раздольем, ее красотою.
XI.Домашнее задание
с.100 №1,№2, с.101 №3 – раб.т.
XII.Рефлексия (Методика «Цветок настроения»)
Раздаются лепестки цветка: красные и голубые. На доске прикрепляется середина цветка.
- Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, то прикрепите красный цветок, если не понравился – голубой.