Научно-исследовательская работа по литературе «И снова о Твардовском...» (9 класс)
Главное кредо Твардовского: любые значительные преобразования в обществе, образовании должны учитывать самобытность исторического развития народа. В историчность наскоком не войдёшь, а лишь «разворотишь». Если преобразования или идеи не согласуются с народной самобытностью, её исторической эволюцией, то эти новшества, идеи, теории надо или отбросить, или «приладить» к реальной, живой жизни людей. Другое дело, если народ признал идеал, то он на своей судьбе его проверит.
Поэт хотел социальных преобразований. Социализма с 2человеческим лицом2, с подлинной человечностью. Идейно-духовная культура Твардовского была ответственна и перед народом, и перед эпохой.
Если из идейно-духовной культуры взять самое стержневое: ценности, смысл жизни, мировоззрение, морально-психологические блоки, традиции, то через призму этих феноменов мы увидим в Твардовском крупнейшего русского гуманиста 30-70-х годов ХХ столетия. Его гений в предчувствии особенностей российского пути обновления.
Если поставить вопрос о том, кому по духовности, по идейной культуре близок наш поэт, то можно выстроить как фигуры отечественного ряда, так и зарубежных гуманистов-литераторов. Отечественные: Пушкин. Лермонтов, Некрасов, Лесков, Шолохов; зарубежные: Марк Твен, Б. Шоу, Хемингуэй, Ремарк.
Я имею в виду лишь культурно-духовную близость по народной позиции, по заботе о наиболее массовом, «среднем» человеке, в котором, собственно, воплощается суть народности по смыслу жизни, по национальным особенностям того или иного общества. Твардовский имел дар поэта и дар поэта и дар социально-исторического чутья.
Элитарные слои или «маленькие люди» Чехова, Чарли Чаплина не представляют фундамента, стержня народа. Поставим вопрос так: кто для Твардовского народ, кто представляет идейно-духовную культуру народа, кто взращивает народный дух? Твардовский народ и народность видел в деятельных слоях русского, советского сообщества. Понимал и восхвалял эти слои как устойчивую, здоровую основу исторического развития народа. Это видно и по Василию Тёркину, и по многочисленным образам крестьян, рабочих, интеллигентов.
Идейно-духовной культуре Твардовского присущи особые российские черты и традиции. Духовность Александра Трифоновича по русской сердечности. Открытости, ясности, по смоленской мягкости. Лиричности и одновременно социальности, народной озабоченности многограннее, глубже, чем у многих крупных его современников. Поэт стремился сохранить и обогатить всё здоровое из традиционного российского менталитета. Его «Василий Тёркин» по воспитанию, по российской скромности и простоте народен и интернационален, конечно, применительно к среднему человеку. Тёркин или образы крестьян, крестьянок по духу, по психологическому складу русские, выражающие истинную русскую культуру человечности.
Так, в Тёркине есть что-то от солдат суворовских времён, ясное, смелое, открытое, смекалистое, готовое до боли к самоотверженности ради товарищей, ради людей, ради Родины и долга. Это идейно-духовная сущность большинства героев Твардовского, да и его самого как поэта, как великой личности.
Я думаю, что интерес к проблеме «идейно-духовной культуры» творчества А.Т.Твардовского будет возрастать. Это обусловлено тем, что в этой сфере много недосказанного: поэт многие свои думы не мог высказать в полной мере и ясности. Много было запретного на этот счёт. Учитывая это, можно лишь предполагать, что подлинные социально-политические, мировоззренческие «думы» поэта были ещё более демократичными, народными. Например, в поэме «Тёркин на том свете» Твардовский осмелился сказать о тех «порядках»,что надо «сократить» эту «систему». Нет, Александр Трифонович не против борьбы за «идеи», но если они выражают суть, коренные интересы народа.
Поэт отстаивал традиционную, народную культуру, народную духовность и не принимал «культуры» идеологизированной, подчинённой узко пропагандистским целям партии. Идейно-духовную культуру,
социальное сознание народа нельзя поворачивать то «вправо», то «влево». Духовность Твардовского народная, российская, гуманная.
По моему мнению, поэт хотел сказать как можно больше, чтобы приблизить людей к добру.
Не вправе я иметь отсрочки, не те уже годочки,
Ещё успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь.
(«По праву памяти».)
А.Т.Твардовский создал высшие образцы идейно-духовной культуры, которые будут маяком и в ХI веке.