Игра «Давай зажжем звезду на ёлке!»

23
6
Материал опубликован 13 May 2019 в группе

Пояснительная записка

Название игры - «Давай зажжем звезду на ёлке!»

Актуальность

Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на сходные звуки по акустическим или моторным признакам. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и пишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

В работе по дифференциации звуков выделяют основные этапы:

- дифференциация изолированных звуков;

- дифференциация звуков в слогах;

- дифференциация звуков в словах;

- дифференциация звуков во фразовой речи.

Вопрос: «Как сделать занятия по дифференциации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными?», - подтолкнул на создание этой игры.

Цель:  учить детей дифференцировать звуки [С-Ш] в словах и правильно употреблять их в собственной речи.

Использование игры позволяет решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления             звукопроизношения;

- повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков [С] - [Ш];

- формировать навыки звукового анализа слов;

- развивать фонематический слух;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;

- воспитывать целеустремлённость.

Аудитория. Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован в самостоятельной деятельности детей, на подгрупповых и индивидуальных мероприятиях.   

Описание игры

В комплект игры входит: игровое поле, предметные картинки в виде ёлочных шаров, две звезды с символами звуков: «насос» - звук [С], «колесо с шиной» - звук [Ш], фишки, кубик. Весь комплект хранится в пластиковом конверте.

1. Игровое поле. На игровом поле изображена новогодняя ёлка, украшенная бусами, конфетами и шарами разного цвета. Из новогодних шаров выложен маршрут прохождения от старта до финиша.

Старт - мешок с украшениями.

Финиш - звезда на макушке ёлки.

На новогодних шарах изображены схемы позиции звука в слове: начало, середина, конец. «Насос» символизирует звук [С] - накачаем спущенное колесо [с-с-с]. «Колесо с шиной» - звук [Ш] - шина в колесе лопнула и воздух выходит [ш-ш-ш].

Конфетка - игрок должен пропустить ход - «Съешь конфетку!».

Бусы - «перепрыгни» по бусам на другой шар. «Перепрыгивают» с шара на шар в двух направлениях, как вперед, так и назад. Кому как повезет!

2. Предметные картинки в виде ёлочных шаров - 60 штук. Шары двусторонние. На одной стороне изображена схема нахождения звука в слове: начало, середина, конец. На обороте - предметная картинка соответствующая данной схеме.

Звук [С] в начале слова: самолет, самокат, сок, собака, слон, санки, сумка, сапоги, сом, сова.

Звук [С] в середине слова: миска, коса, носки, каска, бусы, маска, паста, оса, посуда, капуста.

Звук [С] в конце слова: пояс, абрикос, кактус, нос, фикус, поднос, ананас, автобус, кокос, квас.

Звук [Ш] в начале слова: шкаф, школьник, шут, шапка, шайба, штанга, швея, шуба, шампунь, шлем.

Звук [Ш] в середине слова: пушка, уши, кошка, лягушка, петушок, подушка, дедушка, бабушка, мешок, машина.

Звук [Ш] в конце слова: душ, малыш, ковш, мышь, финиш, камыш, карандаш, гуашь, ландыш, тушь.

Материалы, которые были использованы для создания игры. Компьютер, принтер, фотобумага, ножницы, клей, ламинатор, бумага для ламинирования. Игровое поле, состоящее из четырех листов формата А4, склеивается. Ёлочные шары для долговечности ламинируются. Кубик и фишки приобретаются в магазине.

Источники информации. Игра авторская, выполнена в компьютерных программах: Microsoft Power Point, Microsoft Office Excel, Adobe Photoshop, Paint. Предметные картинки подобраны с использованием ресурсов Интернета.

Правила игры

Игроков может быть два и более.

На столе располагают игровое поле и рядом предметные картинки в виде новогодних шаров. Шары раскладывают картинками вверх. Перед началом игры дети должны хорошо знать названия предметных картинок. Как правило к моменту игры на дифференциацию данных звуков дети уже знакомы с этими словами. При желании их можно повторить в момент раскладывания шаров на столе.

Детям или ребенку, если ребенок играет с педагогом на индивидуальном занятии, предлагается зажечь на макушке новогодней ели звезду. Сделать это может только тот, кто первый доберется до финиша. С помощью жеребьевки или считалки определяется очередность игроков.

Участники по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадает на игровом кубике, на столько шагов по новогодним шарам, игрок передвигает свою фишку вперед. На этом ход игрока еще не закончен. Оказавшись на каком-либо шарике по маршруту, игрок рассматривает схему, изображенную на нем, и находит соответствующий новогодний шар с картинкой на столе.

Например, ребенку выпал ход с числом «три». От старта третий ход - это розовый шар со схемой нахождения звука [С] в конце слова: «- - С». Ребенок выбирает на столе из множества шаров тот шар, на котором название картинки заканчивается на звук [С], например, кокос. Выбрав шар, ребенок проверяет себя, перевернув шарик обратной стороной. Если на обратной стороне соответствующая схема, то фишка остаётся на месте и новогодний шар ребенок оставляет у себя. Если ребенок ошибся и на обратной стороне шарика другая схема, то игрок возвращается в исходное положение, а шар возвращает обратно на стол к остальным шаром.

Первый ребенок, который добрался до макушки, должен «зажечь звезду». Для этого ребенок подсчитывает сколько шаров он собрал во время игры со звуком [С], а сколько со звуком [Ш]. С каким звуком шаров больше, соответствующую звезду он ставит на финиш. Если со звуком [С], то звезда с «насосом», если со звуком [Ш] - звезда с «колесом и шиной». Как правило, подсчет шаров и определение звезды проходит коллективно со всеми игроками.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталья Владимировна, интересная игра! Вы молодец!

13 May 2019

Ирина Александровна, спасибо за поддержку!

15 May 2019

Увлекательная и познавательная игра!

13 May 2019

Спасибо, Марина Ивановна!

15 May 2019

Наталья Владимировна, поздравляю с победой в конкурсе!

29 July 2019

Наталья Владимировна! Интересная игра.ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ПОБЕДОЙ!!!

29 July 2019