Игра "Экологический кругозор"
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее внеурочное мероприятие в формате эко-игры
Интерактивная игра «Экологический кругозор» Пояснительная записка | |
Автор (ФИО, должность, место работы) | Исламова Людмила Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край |
Название ресурса | Интерактивная игра «Экологический кругозор» |
Вид ресурса | Учебно-методический материал |
Тип ресурса | Сценарий игры + Презентация |
УМК | любой |
Целевая аудитория | 4-5 класс |
Предмет | Окружающий мир, биология, экология, внеурочная деятельность |
Форма организации работы | Командная (4 команды по 3-4 человека). Команды могут быть разновозрастными или состоять из игроков одного класса, параллели. |
Цель | Активизация познавательной деятельности обучающихся в области экологии, создание условий для развития интеллектуального потенциала и кругозора обучающихся, закрепление, обобщение, систематизация материала по теме «Экология». |
Задачи | Образовательные: - систематизировать знания учащихся по темам «Вода», «Воздух», «Природные сообщества», «Красная книга»; - содействовать активизации интеллектуальной деятельности в ходе выполнения заданий, решения ребусов, составления пищевых цепочек, прочному усвоению экологической терминологии по изученным темам; - учить применению полученных знаний в учебной деятельности. Развивающие: - развивать любознательность, внимание, интеллектуальные способности и логическое мышление обучающихся; - способствовать развитию аналитических навыков при работе с различными источниками информации; - развивать навыки работы с интерактивными ресурсами. Воспитывающие: - воспитание навыков экологической культуры и экологически целесообразного поведения в природе; - осознание экологической опасности в окружающем мире; - ответственности за самостоятельное принятие решений, навыков общения и сотрудничества при работе в командах. |
Планируемые результаты:
| Предметные: расширение и углубление представления у учащихся экологических знаний по окружающему миру, ознакомление в ходе игры с новыми и интересными фактами, усвоение экологической терминологии. Личностные: определение личного отношения учащихся к вопросам экологии, ответственности за сохранение безопасной окружающей среды, развитие интереса к природным явлениям, самоанализ и самоконтроль результатов личной деятельности, развитие внимания. Регулятивные: определение целей своей деятельности, планирование выполнения заданий, определение правильности выполненного задания. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, выделение существенных признаков природных объектов. Коммуникативные: умение работать в команде, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, проявлять инициативу и активность в выполнении заданий. |
Содержание игры | Содержание вопросов разнообразное, включает учебный материал и дополнительный материал для расширения кругозора, развития логического мышления, творческих способностей. |
Оборудование и материалы | Компьютер, экран, ручки, бумага, таблица для жюри, раздаточные листы с ребусами и наборы для творческого задания, карточки для рефлексии. |
Тема | Экология |
Значение мероприятия | Экологическое воспитание является приоритетным направлением в нашей школе. Большое внимание уделяется познавательным мероприятиям в формате игры, которые содействуют формированию экологического мировоззрения. Интерактивное содержание игры позволяет активизировать внимание участников, сделать акцент на наиболее значимых проблемах экологии. Обучающиеся проверят свои знания о воде и воздухе, в ходе подготовки к игре получат новые знания о животных и растениях из Красной книги, расширят кругозор, проявят сплоченность в команде. |
План мероприятия | 1. Вступительное слово учителя. 2. Представление команд. 3. Напутственное слово жюри. 4. Игра. 5. Подведение итогов - жюри. 6. Награждение победителей. 7. Рефлексия. |
Длительность мероприятия | 1 час 10 минут |
Условия игры | Игра «Экологический кругозор» подготовлена для учащихся 4-5 классов. Игра командная, в ней участвуют 4 команды по 3-4 игрока в каждой. В игре 4 тура. В 1 туре игрокам предложены вопросы и загадки о воде и воздухе. Жюри заслушивает устные ответы участников. Во 2 туре участники должны показать знания о Красной книге, ответы принимаются в письменном виде. В 3 туре участники дают устные ответы на вопросы об экологической безопасности. В 4 туре необходимо дать ответы на кроссворд. 5 тур посвящён творческому заданию по теме «Взаимосвязи в природных сообществах». Команды в начале игры определяют очередность ответов в игре, ответив на «разминочные вопросы». Кто первым ответит на первый вопрос, тот начинает игру. Команда, ответившая правильно на второй вопрос, занимает второе игровое место, и т.д. Текст вопросов демонстрируется на экране. На обдумывание устных ответов даётся 30 секунд, на письменные ответы – 1 минута, на расшифровку ребусов – 3 минуты, на кроcсворд и творческое задание даётся до 10 минут. Если ответ правильный, команда получает 1 балл за устный ответ, если ответ неверный, то ход переходит к другой команде. Ответы на вопросы демонстрируются участникам сразу, для этого надо кликнуть по вопросу, появляется ответ, т.к. в презентации использован технологический приём «сорбонка». (презентация – приложение 1). За правильные устные ответы команды могут получить по 3 балла, за письменные вопросы - 12 баллов, за ребусы – 4 балла, за кроссворд и творческое задание – 10 баллов. Переход к следующим слайдам идёт по «листочку» справа внизу слайда. Жюри может присудить командам баллы за дополнительные сведения. Жюри отмечает баллы участников в таблице (приложение 4). |
Деятельность учащихся | Вопросы в викторине разного уровня сложности, при ответе на легкие вопросы создаётся ситуация успеха, при ответе на сложные вопросы необходимо анализировать информацию, обобщать и систематизировать известные сведения для получения верного ответа. Для успешной работы в команде обучающимся необходима сплочённость, организованность, координация действий при выборе ответа. Участники готовят представление команды (название, девиз, эмблему), повторяют правила разгадывания ребусов (приложение), знакомятся с дополнительным материалом по природным сообществам и Красной книге Пермского края. |
Деятельность учителя | Учитель готовит необходимое оборудование, приглашает родителей или старшеклассников для работы в жюри, готовит раздаточный материал для команд (ребусы и кроссворд), листы учёта для жюри и наградные документы для команд, проводит игру, готовит материал для рефлексии, проводит рефлексию. |
Рефлексия | Рефлексия «Светофор» (приложение 3) |
Сценарий игры "Экологический кругозор"
Сценарий игрыDOCX / 53.76 Кб
Игра «Экологический кругозор
Ход мероприятия
Участники игры и болельщики собираются в актовом зале или большом классе.
Вступление
Звучит «Гимн экологии» (Приложение 2)
Ведущий:
Мир живой и океан бездонный,
Горы, звёзды, солнце и земля,
Чтоб узнать природные законы
Есть наука – экология.
Давайте вместе с вами
Мир природы изучать,
На свете дел так много,
Не приходится скучать!
Экология в наше время – очень важная наука!
Значение экологии для человека очень велико. Экология учит бережному отношению к природе, что позволяет сохранить её реки, моря, леса, луга и другие экосистемы для будущих поколений. Очень важно понимать, как необходимо использовать экологические знания для сохранения чистоты воздуха и воды, сохранения редких видов растений и животных, создания безопасной среды для проживания человека.
Применяя новые технологии, можно сократить выбросы в воздух и воду, уменьшить воздействие промышленных предприятий на окружающую среду. Зная законы экологии, можно понять, как взаимодействуют живые организмы друг с другом и с окружающей средой.
Оргмомент.
На экране - название игры. (Слайд 1).
На сцене или перед экраном в классе 4 игровых стола.
Ведущий: Сейчас мы определим очередность участия в игре. Команда, ответившая правильно на первый «разминочный» вопрос, займёт первый игровой стол. Команда, ответившая правильно на второй «разминочный» вопрос, займёт второй игровой стол. Третий «разминочный» вопрос решит, кому достанутся 3-ий и 4-ый игровые столы. На столах подготовлены указатели с номером стола, ручки, листочки бумаги для письменных ответов.
Вопросы для разминки:
1. Какое дерево называется прадедом прадедов? (дуб, т.к. он живёт 300-400 лет и более)
2. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
3. Почему лиственницу называют «добрым» деревом? (не колется)
Дополнительные вопросы (если будут затруднения с предыдущими вопросами)
4. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это … мишка! (белка)
5. Облетели листья с клёна – стал он к осени … зелёный! (голый)
Команды занимают места за игровыми столами.
Представление команд.
Ведущий: Сегодня мы проводим игру «Экологический кругозор», в которой участники могут блеснуть эрудицией, показать свои знания по экологической тематике. В игре принимают участие 4 команды. Давайте поприветствуем их и познакомимся с ними.
Команды представляют краткие «Визитные карточки» (название, девиз, эмблема).
Ведущий: благодарим команды за яркие и позитивные «Визитные карточки»!
Слово предоставляется членам жюри.
Приветствие жюри: желаем всем командам вдохновения, уверенности, сплоченности, внимательности и успехов в игре!
Ознакомление с правилами игры
Ведущий: Знакомимся с правилами игры. (Слайд 2)
В нашей игре 4 тура.
В 1 туре игрокам предложены вопросы и загадки о воде и воздухе, всего 12 заданий. Жюри заслушивает устные ответы участников. На обдумывание устных ответов даётся 30 секунд.
Во 2 туре участники должны показать знания о Красной книге, ответы принимаются в письменном виде. На письменные ответы даётся 1 минута. На решение ребусов – 3 минуты.
В 3 туре участники дают устные ответы на вопросы об экологической безопасности.
4 тур – решение кроссворда, до 10 минут.
5 тур посвящён творческому заданию по составлению пазлов и составлению пищевых цепочек. На это задание даётся 8-10 минут.
Желаю командам успешной игры! Жюри следит за регламентом выполнения заданий.
Основная часть игры
Ведущий:
Давайте вместе с вами
На все вопросы отвечать.
Полезную науку очень важно изучать.
И этот мир прекрасный поможет нам понять
Наука экология!
Начинаем игру «Экологический кругозор»!
Название 1 тура: Вопросы и загадки о воде и воздухе. (Слайд 3)
Ведущий: в первом туре каждой команде надо ответить на 3 вопроса (если играют 4 команды), каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Если команда не может ответить на вопрос через 30 секунд, то другая команда, подняв указатель, отвечает на этот вопрос и зарабатывает дополнительный балл. За неверные ответы баллы не снижаются.
Ведущий:
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
А что ты знаешь о воде, мой друг!
Ребята, вам предлагаются вопросы и загадки о воде. Будьте внимательны, обсуждайте вопрос в команде, и, подняв указатель, дайте ответ.
1 - Вопрос команде за первым игровым столом: Может ли быть вода в газообразном состоянии? Как называется это состояние?
(Заслушиваем ответ команды, кликнув на вопрос в презентации, проверяем ответ: да, пар – это газообразное состояние воды) (Слайд 4)
2 - Вопрос команде за вторым игровым столом. Как называется свежезамороженный дождь? Ответ: град – это вода в твердом состоянии. (Слайд 5)
Ведущий:
Стала твердою вода.
Превратилась в град она.
Да, в природе так бывает,
И водица замерзает!
3 - Как называют водную оболочку планеты? Ответ: гидросфера,
Пояснение ведущего: гидро – вода, сфера – шар. (Слайд 6)
4 - Чуть дрожит на ветру
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
Что это? (Слайд 7)
Ведущий: проверяем ответ. Молодцы! Это река. Ответ верный!
5 - Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
Что это? (роса) (Слайд 8)
Ведущий: Роса на траве появляется обычно ночью, когда земля начинает остывать и отдавать тепло в охлаждённый приземный воздух. Чаще всего она бывает летом, реже – весной и осенью, когда появляется туман.
Ведущий: отгадываем следующую загадку. (Слайд 9)
6 - К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился – весной.
Что это?
Ведущий: Вы справились с этой загадкой! Это ручей. Ручьи питают реки чистой водой.
7 - Шириною - широко,
Глубиною - глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
Что это? (Слайд 10)
Ведущий: очередной балл заработала ваша команда. Это море.
8 - В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает –
Этот бархат опадает.
Что это? (иней) (Слайд 11)
Ведущий: иней – это тонкий слой кристаллов, нарастающих на поверхности земли, на ветках, траве, на различных предметах при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре.
Вода — природный дар
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
Участники отлично справились с вопросами о воде. Молодцы!
Ведущий обращается к болельщикам: Окружает нас всегда, мы им дышим без труда.
Он без запаха и цвета, угадайте, что же это?
Правильно, это воздух. И мы переходим к вопросам о воздухе.
9 - Как называют воздушную оболочку планеты? Какое у неё второе название?
(Атмосфера, газовая оболочка Земли) (Слайд 12)
10 - Какое значение имеет атмосфера для жизни на планете?
(Атмосфера защищает от обжигающих лучей Солнца (ультрафиолетовые лучи) и космического холода) (Слайд 13)
Ведущий: атмосфера имеет важное значение. Много миллионов лет назад, благодаря защитному действию атмосферы, растения и животные могли поселиться на суше.
11 - В окнах устанавливают двойные рамы. Для чего?
(Между рамами всегда оставляют промежуток для воздуха, который является плохим проводником тепла. Следовательно, тепло остаётся в доме.) (Слайд 14)
12 - Холодный снег считают для растений тёплым одеялом. Почему?
(Между снежинками находится воздух, который предохраняет растения (в том числе, озимые культуры) и землю от холода.) (Слайд 15)
Ведущий: Вопросы первого тура закончились, просим жюри сообщить о результатах команд.
Жюри сообщает итоги 1 тура и желает успехов во 2 туре.
2 тур. Растения и животные в Красной книге. (Слайд 16)
Ведущий: В 1966 году Международный Союз охраны природы и природных ресурсов выпустил 1 том Красной книги. Красный цвет – сигнал опасности. Красная книга призывает всех нас: растения и животные в беде, защитите их.
В России Красная книга появилась в 1978 году, но она не могла вместить все сведения о редких видах, поэтому в 1984 году были выпущены 2 тома Красной книги. Сейчас сведения в Красной книге меняются через 10 лет. Создаются свои Красные книги в регионах страны. Есть такая книга и в Пермском крае (показывает Красную книгу).
Вымирают и страдают
Наши лучшие друзья:
Птицы, звери и трава.
И всех, тех, что пострадали,
В книгу важную внесли,
Книгу Красною назвали,
И её ты посмотри.
Ребята! У вас на столах есть листочки бумаги для ответов, укажите на них название своей команды. Вам будут предложены слайды с изображением растений и животных из Красной книги.
- Растения в Красной книге. Слайд 17
Вы должны указать номер растения и его название и сдать листок жюри. Можно заработать дополнительные баллы, если напишете, охраняется ли данный вид в Пермском крае. На задание с каждого слайда даётся 1 минута.
(После того, как листочки с ответами сданы в жюри, проверяем ответы, кликнув по очереди на каждое изображение)
Ответы: 1. Кувшинка четырёхгранная (четырехлепестковая).
Ведущий: Белые лилии-кувшинки являются украшением реки Обвы. Не рвите это растение, пусть оно остаётся в природе! Кувшинки являются индикаторами чистой воды, в грязной воде они не могут расти.
2. Лотос орехоносный в Пермском крае не растёт.
3. Пион узколистный. В Пермском крае в природе встречается его «родственник» - красивое растение марьин корень, которое тоже требует охраны.
4. Лилия волосистая (кудреватая), лилия – саранка, царские кудри, взята под охрану.
В окрестностях нашего села можно встретить на лугах лилию – саранку.
Разбрелись по всей полянке
Ярко-красные саранки.
Их весёлый, бодрый цвет
Так и просится в букет!
Но срывать мы их не будем.
Пусть растут на радость людям!
И мы вслед за поэтом повторим: пусть растут на радость людям!
(Жюри засчитывает правильное название рода, например, кувшинка или вида – кувшинка четырехгранная, можно засчитать – кувшинка белая и т. п).
- Растения в Красной книге (продолжение). (Слайд 18)
Проверка ответов:
Ведущий:
5. Женьшень обыкновенный растёт на Дальнем Востоке. Растение содержит ценные вещества для укрепления иммунитета, поэтому учёные научились выращивать клетки женьшеня в лабораторных условиях для производства лекарств.
6. Венерин башмачок крупноцветковый, охраняется в Пермском крае.
Венерин башмачок – красивейшее растение! Редкость венерина Башмачка заключается в том, что прорастание и развитие растения происходит лишь при симбиозе с особыми почвенными грибами. После прорастания первые 3 года проросток ведёт подземный образ жизни. Зацветает растение только на 10 год после прорастания семени.
7. Ветреница пермская, охраняется в Пермском крае.
Ветреница пермская является эндемиком Урала. К эндемикам относят виды, которые встречаются на относительно небольшой территории. Охраняется в заповедниках «Басеги» и «Вишерский».
8. Родиола розовая, охраняется в Пермском крае, растёт в заповеднике Басеги.
Её корни являются ценным лекарственным сырьём, поэтому сейчас выращивают на плантациях и дачных участках.
Красную книгу я открываю,
Отчего же Красной её называют?
Красный – значит опасность и боль,
Красный цвет кричит нам о том,
Что виды живые умирают кругом.
Ведущий:
Внесены в Красную книгу редкие и исчезающие виды животных. Вам надо написать их названия. Не забудьте указать номер ответа. Вам даётся 1 минута.
- Животные в Красной книге. (Слайд 19).
Ведущий: проверяем ответы (кликнуть по картинке).
1. Бабочка Аполлон погибает из-за загрязнения мест обитания и исчезновения растений, которыми питаются её гусеницы.
2. Сибирский углозуб, земноводное животное, которое может переносить низкие температуры, вмерзая в лед. Погибает, если температура воды повышается до 28 градусов.
3. Стерлядь стала редкой из-за обмеления многих рек, загрязнения воды.
4. Северный олень обитает на севере нашего края, охраняется в заповеднике «Вишерский». Основными причинами исчезновения диких северных оленей являются: браконьерство, строительство дорог и нефтегазопроводов, уничтожение коренных лесов. В Пермском крае ведутся работы по созданию национального парка «Северный олень».
Ведущий:
Листаю Красной книги страницу и вижу редкую птицу!
На следующем слайде расположены ребусы, посвященные охраняемым видам птиц в Пермском крае. Дома вы должны были познакомиться с правилами работы по разгадыванию ребусов. Желаю успеха!
(командам выдаются ребусы, время на расшифровку 4 минуты)(Приложение 6 и 7).
Для болельщиков включаются слайды с изображением птиц из Красной книги.
Птицы в Красной книге Пермского края, расшифруйте ребусы. (Слайд 20)
(Приложение 6 - ребусы, 7 -памятка по разгадыванию ребусов)
Ведущий: В Пермском крае обитает около 840 видов птиц, из них 38 видов внесено в Красную книгу.
Проверяем ответы, какие охраняемые птицы в нашем крае вам были даны в ребусах?
1 - В июльскую глухую ночь
Кто учинить разбой не прочь?
В отказе хищников семья:
В основе имени «Не я…»!
Конечно, это… (кликнуть по ребусу)
Бородатая неясыть. Это крупная сова, длина тела до 70 см, размах крыльев до 160 см. Имеет большую голову с четкими концентрическими кругами на лицевом диске. Черное пятно под клювом выглядит как борода.
2 - Далеко летя из дома,
Даже в Африке знакома:
Египтяне птицу знали
И на фресках рисовали...
Краснозобая казарка
Прилетела в мир подарком.
Под защитой у закона -
В Книгу Красную внесёна.
Краснозобая казарка - водоплавающая птица из семейства утиных. Имеет яркую окраску. В Пермском крае встречается только на пролёте, поэтому необходимо знать пути миграции казарок и предупреждать охотников о недопустимости отстрела этих птиц. Гнездится на тундровых реках Ямала и Таймыра. В 1982 году её выбрали символом XVIII Международного орнитологического конгресса, проходившего в Москве.
Затем это изображение стало официальной эмблемой Всесоюзного орнитологического общества, созданного в 1983 году при Академии Наук СССР. Кроме того, краснозобая казарка является символом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и изображена на гербе и флаге этого административного района. Казарка изображена на 10-рублевой памятной монете Банка России (1992 год) и на серебряной рублевой монете Банка России (1994 год).
Жюри оглашает итоги 2 тура.
Ведущий: Переходим к 3 туру
3 тур. Вопросы об экологической безопасности. (Слайд 21)
Ведущий:
Участники игры должны ответить на вопросы об экологической безопасности на Земле для человека, растений, животных.
1 вопрос: Знаете ли вы, что такое экологическая безопасность для человека? (Слайд 22)
(Смотрим ответ, кликнув мышкой на вопрос).
Ответ: Это обеспечение защиты человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Каждому человеку необходимо соблюдать правила экологической безопасности. Сохранять в чистоте родники, ручьи, реки, пруды, озера, моря. Не мусорить в лесу, сохранять биологическое разнообразие в экосистемах.
2 вопрос - Какие меры предпринимают для охраны воздуха от загрязнения
на современных предприятиях? (Слайд 23)
Ответ: Устанавливают специальные фильтры для улавливания вредных веществ.
3 вопрос- Как охраняют воду от загрязнения? (Слайд 24)
Ответ: Строят очистные сооружения, устанавливают фильтры для улавливания мусора и примесей, обрабатывают озоном для уничтожения бактерий.
4 вопрос - Какие растения ядовиты для человека: ландыш, белена, одуванчик, дурман? (Слайд 25)
Ведущий: проверяем ответ, кликнув на вопрос, появляются изображения ядовитых растений. У белены и дурмана образуются семена черного цвета, а у ландыша ягодки красного цвета, ни в ком случае нельзя пробовать их на вкус, это может привести к смертельному исходу.
5 вопрос - Какие грибы опасны для человека: бледная поганка, свинушка, ложный опёнок, масленок? (Слайд 26)
Ведущий: Проверяем ответ. Запомните эти грибы, они ядовиты!
Часто люди отравляются грибами, т.к. яд, который в них содержится, не разрушается при варке и жарении.
Спросим болельщиков, какие правила надо соблюдать при сборе грибов и их переработке?
Ответы болельщиков:
- нельзя собирать неизвестные вам грибы;
- нельзя собирать ядовитые грибы и грибы, которые похожи на известные вам ядовитые грибы;
- не собирают грибы, выросшие у дороги и старые, переросшие грибы, т.к. в них накапливаются вредные вещества;
- надо хорошо очищать грибы от мусора, не хранить их в полиэтиленовых пакетах;
- кулинарная обработка должна производиться в день сбора, а готовое блюдо надо хранить в холодильнике, так как грибы — скоропортящийся продукт;
- не пробовать сырые грибы во время сбора.
Ведущий: В лесах Пермского края не только растут ядовитые растения и грибы, но и водятся ядовитые животные.
6 вопрос - Какие змеи ядовиты и опасны для человека: ужи, гадюки, удавы, полозы? (Слайд 27)
Ведущий: змеи редко нападают на человека, если только случайно наступят на них или преследуют их. Если вы знаете, что в этой местности водятся змеи, то будьте осторожны и внимательны в лесу, смотрите под ноги и при встрече со змеей не делайте резких движений! Обычно змеи уползают, скрываются в норках или среди камней.
7 вопрос - Как называется ледяная корка на снегу и чем она опасна для животных? (Слайд 28)
Ведущий комментирует появившееся изображение: окружающая среда может быть опасна не только для человека, но и для животных. Наст опасен для птиц, которые ночуют в снегу, для копытных животных. Лисам и совам трудно поймать грызунов под ледяной коркой.
8 вопрос - В парке вырубили деревья с дуплами в стволе. Почему после этого увеличилось количество вредных насекомых и грызунов? (Слайд 29)
Ведущий комментирует изображение: в дуплистых деревьях живут птицы-дуплогнёздники (некоторые синицы, дятлы, скворцы, вертишейки), поселяются совы. Птицы уничтожают насекомых-вредителей деревьев, совы охотятся на грызунов.
Ведущий: для создания безопасной среды для животных и растений создают особо охраняемые природные территории. На следующем слайде первой и второй командам надо назвать заповедники Пермского края. Даётся 30 секунд. (Слайд 30)
Заповедники Пермского края
Проверяем ответы.
1. Какой заповедник в Пермском крае был создан в 1982 году? («Басеги»)
Ведущий: в заповеднике «Басеги» насчитывается более 520 видов животных, в том числе свыше 45 редких видов. Здесь обитают 17 видов растений, не встречающихся больше нигде в мире.
2. Какой заповедник был создан в 1991 году? («Вишерский»)
Ведущий: заповедник «Вишерский», занимает шестое место по площади среди 39 аналогичных ООПТ Европейской части России. Интересен тем, что там обитают представители фаун сразу пяти обширных природно-географических зон: арктических тундр, европейских хвойных лесов, сибирской тайги, сибирских лесостепей и Уральских гор.
Командам 3 и 4 предлагаются вопросы об ООПТ Карагайского района. (Слайд 31)
ООПТ Карагайского района
Проверяем ответы.
3. Какая особо охраняемая природная территория создана у села Карагай? С какой целью?
Ответ: ботанический резерват «Карагайский лес» создан для охраны и воспроизводства сосны обыкновенной.
4. Сколько особо охраняемых природных территорий находится в Карагайском районе? Как называется заказник?
Ответ: 9 ООПТ регионального значения, т.е. внесены в краевой список особо охраняемых природных территорий, заказник «Карагайский».
Жюри сообщает итоги 3 тура.
Ведущий:
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и луга – общий наш дом, ребята!
Мы переходим к 4 туру.
4 тур. Знание экологических терминов
(Слайд 32)
Вам необходимо показать знание экологических терминов. За решение кроссворда можно получить до 10 баллов.
Командам выдаются листочки с кроссвордами. На экране также демонстрируется кроссворд (Слайд 33)
Проверка кроссворда осуществляется на слайде, кликнув по кроссворду, открываем ответы. (Слайд 34)
5 тур. Творческое задание (Слайд 35)
Ведущий: природа даёт людям всё, что необходимо для жизни: тепло, свет, воздух, воду, пищу. Человек в процессе хозяйственной деятельности воздействует на природу. Ученый Барри Коммонер сформулировал экологические законы. Один из них гласит: на Земле всё связано со всем.
И не зря у вас в кроссворде было зашифровано слово «экосистема».
Вам предлагается творческое задание, которое будет связано с этим понятием.
В конвертах даны части пазлов. Вам надо собрать пазл, наклеить на лист бумаги, назвать сообщество и объяснить, какие взаимосвязи можно отметить в данном сообществе, записать и показать 2 пищевые цепочки. Приветствуется креативный подход к выполнению задания (можно сочинить рифмы или речевку, представить задание в виде сценки).
5 тур оценивается до 10 баллов. На выполнение задания даётся 8-10 минут. (Приложение 5 - папка Пазлы)
Пример картинки сообщества, она распечатывается на плотной бумаге и разрезается по намеченным линиям.
Болельщикам демонстрируются слайды об участии учащихся школы в различных экологических акциях или ролик на экологическую тему.
Ведущий:
Ответы команд (Слайд 36)
Кликнув на картинку, проверяем правильность названия сообщества, затем заслушиваем ответы о взаимосвязях в сообществе и проверяем правильность составления пищевых цепочек.
1. Сообщество широколиственного леса.
Примерный ответ: в дубраве много видов растений (продуценты), которые дают пищу животным – потребителям (консументы). На деревьях живут птицы. К стволам прикрепляются лишайники. В дубраве много кустарников. Погибшие растения и животные разлагаются бактериями (редуценты). Почвы плодородные, в них обитают различные насекомые и их личинки
Пищевые цепочки:
Листья - слизень - лягушка - уж – сокол.
Цветковые растения - бабочка - синица – сокол.
Желуди – кабан –волк.
Плоды, семена и грибы - белка – лиса.
Древесина – короед - дятел - хищная птица.
2. Сообщество смешанного леса.
В смешанном лесу видовой состав растений меняется, появляются хвойные деревья: ель сосна. Лиственные деревья: береза, осина, рябина. Видовой состав животных: белка, бурундук, волк, лиса, лось, заяц, медведь. Первым звеном цепи являются ягоды, плоды, злаки, листья, кора деревьев, молодые ветки кустарников. Второе звено — растительноядные и всеядные животные — копытные, птицы, насекомые. Последнее звено — хищник, причём, цепь может продолжаться, если хищник мелкий. Его может съесть более крупное животное.
Семена ели – белка – куница - росомаха
Рябина – насекомое – мухоловка - ястреб
3. Сообщество луга.
Первым звеном в цепи питания являются растения. На лугу их растет великое множество: всевозможные кормовые, цветущие, лекарственные растения.
Консументом первого порядка являются насекомые, которых также очень много обитает на лугу. Например, бабочка питается самим растением и его нектаром.
Бабочка становится жертвой хищницы-стрекозы, а та достается на обед лягушке. Земноводными питаются хищные птицы, например, ястреб. Завершающим звеном в цепи питания луга выступает один из самых крупных луговых хищников – лисица.
Бабочка – стрекоза – лягушка - ястреб
Злаки – полевка – лиса
4. Сообщество водоёма.
В цепь питания водоёма можно включать как водоплавающих животных, так и сухопутных, обитающих на его берегах.
Можно привести следующие примеры цепи питания в водоеме:
Цепь из 5 звеньев в пресном водоеме: небольшие растения в воде (ряска и т.д.) – личинки комара – водомерки – лягушки – цапли.
У пресноводных животных могут существовать и такие пищевые цепочки:
Водоросли – мелкая рыба (например, плотва) – хищная рыба (щука) - скопа
Водоросли – дафнии – карась – цапля.
Ведущий: Молодцы! И это задание команды выполнили на отлично!
Жюри подводит итоги, подписывает наградные документы, если есть возможность, то можно учредить призы в номинациях:
- Эко-интеллектуалы.
- Знатоки Красной книги.
- Знатоки экосистем.
- Самая активная команда.
Жюри награждает участников игры и отмечает активность, эрудированность, кругозор, творческий подход к выполнению заданий как команд, так и отдельных участников.
Рефлексия «Светофор» (слайд)
Ведущий выдаёт командам наборы для рефлексии (раскраска «Светофор», фломастеры, клеящий карандаш, лист бумаги А4) (приложение 3 - Материалы для рефлексии)
Учащиеся раскрашивают одно окно светофора в соответствии со своим выбором (Материал для рефлексии - приложение 3). (Слайд 34).
Светофорчики наклеиваются на лист бумаги А4 и прикрепляются на доске.
Ведущий благодарит команды за активную игру, болельщиков – за поддержку своих команд, жюри – за помощь в проведении игры.
Ведущий: Каждый человек, живущий на планете Земля, должен помнить, что все мы являемся частью природы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Нам надо научиться слышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Звучит песня «Мы дети Солнца».
(Приложение 2)
Мероприятие завершается.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Презентация.
Игра "Экологический кругозор"PPTX / 18.83 Мб
2. Музыкальное сопровождение.
Музыкальное сопровождениеZIP / 15.91 Мб
3. Материалы для рефлексии.
4. Таблица для жюри (для распечатки).
Таблица для жюриDOCX / 12.2 Кб
5. Кроссворд (для распечатки).
5. Папка «Пазлы».
6. Ребусы
Ребусы о птицахDOCX / 316.19 Кб
7. Памятка по разгадыванию ребусов.
Как разгадать ребусыDOCX / 16.95 Кб
8. Источники информации