Статья на тему «Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»
Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников
Автор: Зиновьева Юлия Николаевна, учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 81
Что такое – быть ребенком 21 века? Это значит научиться играть в телефон раньше, чем освоить игру «Ладушки». Но ведь детство – это короткий и очень важный период в жизни каждого человека. Это период активного освоения социума. Ребенок открывает для себя удивительный мир человеческих отношений, открывает в себе огромные возможности. Разыгрывая тот или иной сюжет ребенок моделирует взаимоотношения взрослых, сверстников, различные бытовые ситуации, происходящие дома, в детском саду, на улице, в магазине и т.д. Разве с телефоном ребенок сможет это пройти?
На протяжении дошкольного детства ребенок играет в несколько видов игры, но основное место занимает сюжетно-ролевая. В сюжетно-ролевую игру ребенок может играть как один, так и с товарищами, в любом месте и в любое время, дома, на улице, в детском саду и, в том числе, на логопедических занятиях.
В одной игре может преследоваться сразу несколько целей, например, автоматизация звука, развитие умения строить диалогическую речь, развитие умения формировать развернутое речевое высказывание, активизация словаря по теме игры и т.д. У неговорящего ребенка через игру быстрее возникнет потребность в речевом общении.
В играх должны прослеживаться ситуации обыденной жизни ребенка: занятия, игры, отношения. Проживая через игру моменты своей деятельности, ребенок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. Игры психологически подготавливают его к правильному поведению, речи и взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Одним из условий успешного развития речи детей через сюжетно-ролевую игру является подбор различных интересных ребенку атрибутов: игрушек, одежды, посуды, мебели, овощей и фруктов, машинок и т.д. Также наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде настоящие предметы, дети любят пользоваться замещающими предметами, например, различным природным материалом.
Чтобы ребенку было интересно на занятии темы сюжетно-ролевых игр должны быть разными и понятными. На логопедических занятиях дети любят играть в такие игры, как «Магазин», «Парикмахерская», «Книжный киоск», «Школа» и многие другие. Во все игры нужно играть только в присутствии взрослого, чтобы он слушал, направлял, исправлял речь.
Таким образом, занятия для детей можно проводить весело и интересно. Игры делают занятия разнообразными, звуки быстрее автоматизируются, а речь наполняется новыми словами и фразами.