12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Светлана Владимировна7
0

Тема: Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников


Тема: Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников (мастер класс)


Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне и гармонично развит. Каждый ребенок хочет, в свою очередь, хочет играть. Учёные и педагоги разных стран (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.К. Крупская, М.Монтессори и др.) рассматривают игру как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Многие развивающие методики совмещают в себе обучение и игру. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности», - пишет В.А. Сухомлинский, подчёркивая важность игры для всестороннего развития ребёнка [3, c. 24].

Приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я выбрала использование занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Подготовка к обучению мыслить не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад, она не должна исчерпываться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д.  С точки зрения современного подхода это не обучение математическим операциям, а  формирование логического мышления.

Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна. Проблема развития мышления всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике и психологии. Одним из важных направлений в решении этой  задачи выступает создание условий обеспечивающих умственное развитие детей.Благодаря логике дети способны анализировать ситуации, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Логика является базой для важнейшего жизненного навыка — осмысления задачи и ее последующего эффективного решения. Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи.

Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка. Для решения задач математического развития детей как нельзя лучше подходят логические блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш задался таким вопросом: «По какой причине многие люди считают математику сложной? Не из детства ли берут начало корни данных сложностей?» Несколько лет Золтан посвящает исследованиям и преподаванию математики детям разных стран и приходит к выводу, что, только задействовав творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться

успехов в процессе её изучения. Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть за партой, внимательно вслушиваясь в слова педагогов, а свободно играть и развиваться в игре. Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал свои логические блоки и разработал теорию «новой математики» [2, c. 98].

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.

С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.

Пособие впервые познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.

Игры разовьют комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие.

Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.

С чего начать?

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура».

Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дают детям новые знания, умения и навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.


Мастер – класс.

Переходим к практическим действиям коллеги. Хочу Вас сразу предупредить, чтоб вы не пугались кажущейся трудности теоретической и практической базы использования блоков.


Цель: – продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша для развития логического мышления.

Задачи:

1. Донести до осознания педагогов необходимость работать с блоками Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.





Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: закрепить умение детей выкладывать картинку по образцу нужными фигурами.

Дидактическая игра «Построй мост»

Цель: закрепить умение читать зашифрованную математическую схему и находить нужную геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Засели жильцов»

Цель: закрепить умение детей сортировать и группировать фигуру по заданному алгоритму.

Дидактическая игра «Магазин»

Цель: закрепить умение детей удерживать в памяти одновременно одно, два, три, четыре свойства, находить нужную фигуру.

 Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)Ответ: он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша.

Всё это лишь некоторые примеры игр с логическими блоками Дьенеша, а привести полный список таких игр в рамках одной статьи практически невозможно, что в свою очередь делает эту тему интересной для дальнейшего её изучения. Данный набор геометрических фигур – потрясающее поле для деятельности и развития детей, огромное количество игр разной сложности объединяет ребёнка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша дошкольник учится выделять качества предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр с блоками Дьёнеша существует три варианта сложности. Сначала дети пытаются оперировать одним свойством (например, среди фигур нужно найти только красные), далее ребёнок осваивает 2 свойства (к примеру, сложить цепочку из фигур, чтобы каждая следующая была такой же по цвету, но другой по форме), в третьем варианте ребёнок осваивает три свойства. К набору с блоками всегда прилагается инструкция, которая достаточно подробно знакомит с методикой Дьенеша. Также существуют различные пособия и альбомы. Огромным плюсом данной методики является то, что её можно применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет).


Интересно то, что использование данных блоков в играх с детьми позволяет

моделировать важные понятия как математики, так и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Такие игры способствуют развитию у детей простейших логических структур мышления и математических способностей. Данные игры оказывают благотворное влияние на овладение детьми основами математики в детском саду и информатики в школе.

Основной целью использования блоков Дьёнеша является обучение детей решению логических задач на разбиение по свойствам.

Основное умение, которое нужно для решения логических задач - умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков [1, c. 109].

Итак, попробуем обобщить всё выше сказанное. Какова же роль использования логических блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников? Мы пришли к выводу, что использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша однозначно оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей:

1.  Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2.  Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3.  Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4.  Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5.  Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.

6.  Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7.  Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить [5, c. 16].

В настоящее время в магазинах возможно приобрести различные варианты игры с блоками Дьенеша. Желательно для игр с дошкольниками покупать такие наборы, в которые кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также может входить комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги «Давайте поиграем» (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000), где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Рефлексия. Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блоков и объяснения к ним. Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит поднимает блок, соответствующий первой схеме. Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме и т. д.

III часть. Итог мастер-класса.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.



























 

Список литературы:

1. Белошистая А.В. Обучение математике в детском саду/ - М.: Айрис дидактика, 2005. – 220 с.

2. Касабуцкий Н.И. и др. Математика «О» / - Минск: «Народная асвета» 1993 г.

3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / - Москва: Педагогика, 1989.

4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей / - Ярославль: Академия развития, 2001 г.

5. Фидлер М. Математика уже в детском саду / - Москва: Просвещение, 1999.

6.Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

8. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015

9. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

10. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. / Финкельштейн Б. Б. – ООО Корвет

11. Поиск затонувшего клада. Развитие внимания, памяти, умение работать в коллективе. – ООО Корвет

12. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»




Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 12.09.22 в 17:46 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы презентацию или хотя бы фотографии
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.