Статья «Игра и геймификация как средства социализации и коммуникации дошкольников»
«Игра и геймификация как средства социализации и коммуникации дошкольников»
Что такое игра? По сути – это сценарий, который заставляет вас совершать определенные действия по заранее продуманным условиям. Когда мы говорим про детскую игру, мы должны понимать, что для детей мотивом, побуждающим их к игровой деятельности, не является какая-либо цель, к которой они хотят прийти, для них важен сам процесс. В то время как у взрослых игра с детьми в большинстве случаев носит именно целевой характер – научить правилам поведения, повторить правила дорожного движения, развить навыки коммуникации и социализации. Поэтому, если мы хотим сделать игру средством достижения определённой образовательной цели, мы должны помнить два важных момента:
Правила этой игры задаем мы;
Дети должны получить от игры самое главное – удовольствие от процесса.
Социализация и коммуникация дошкольников происходит постоянно в процессе пребывания в обществе. Особенно хорошо это заметно в детском саду, когда дети не только находятся в кругу своих сверстников, но и располагают богатыми ресурсами для имитирования различных жизненных ситуаций в виде игры. И если мы будем постоянно навязывать детям определенные игровые сценарии, которые будут направлены на социализацию и коммуникацию, то это грозит как нашим педагогическим выгоранием, так и усталостью детей от необходимости постоянно играть по чужим правилам. Поэтому самым лучшим решением в данной ситуации будет оставить детей в покое и позволить им самим выбирать игры, оставив за собой лишь контроль за их корректностью и безопасностью, право голоса на подсказку интересных идей, и, конечно, помощь в организации игрового процесса. Помочь правильно распределить роли, расставить детей в пары, помочь поделить игрушки – это лучший пример, который может дать педагог или родитель. При этом, если грамотно совершать все действия, с обоснованием своего решения и комментариями своего выбора, такая организационная помощь будет иметь огромный образовательный результат. И не надо бояться, что дети еще маленькие и не поймут. Дети склонны копировать поведение взрослых, и если им постоянно показывать свое дружелюбие, умение играть в команде, навыки вежливого общения, дети обязательно их будут копировать.
Хорошей альтернативой для игры может стать геймификация учебного или воспитательного процесса. То есть некая идея, которой будет пронизан весь день ребенка. К сожалению, несмотря на то, что геймификация в наше время активно набирает популярность, многие люди до сих путают ее с игрой. Если объяснить на простом примере, это разница будет выглядеть примерно так. Представьте, вам нужно убрать игрушки. Попросите детей помочью. Дети или перестанут это делать через пару минут, или сделают это без какого-либо желания и энтузиазма. А эмоции – это важная составляющая игрового и образовательного процесса. И чем более яркую и радостную эмоцию испытывает ребенок, тем более лучшим выйдет результат. Теперь давайте немного изменим правила – возьмем свисток, таймер, а детям покажем приз. Свистим в свисток, включаем таймер, устраиваем соревнования, в идеале дополняем это веселой музыкой. Ура, игрушки собраны, дети счастливы. Геймификация только использует игровые механики, но не является полноценной игрой. А огромный ее плюс состоит в том, что при необходимости можно придумать одну геймификацию, которая будет сопровождать детей постоянно. Пример с игрушками был примером короткой гемификации. Давайте теперь приведем пример длинной геймификации, направленной на развитие социализации и коммуникации. Начнем с самого простого, что любят современные дети? Супергероев. Составьте вместе с детьми рейтинговый список. Например – ученик супергероя, помощник супергероя, супергерой (пусть дети сами выберут себе любимого), а дальше пусть открываются какие-то новые способности героя. И каждый новый уровень будет выдаваться при наборе десяти значков. А вот значки будут выдаваться, когда дети будут помогать друг другу, говорить добрые слова, играть в совместные игры и так далее. Эти правила зависят от ваших целей и от ваших детей, даже пример с супергероями является только примером. Главное, чтобы у вас получилась некая игра, которая идет параллельно с игрой в машинки, с игрой в дочки-матери, с рисованием, прогулкой и сном. Очень важно периодически находить, за что можно поощрить любого ребенка. И если вы ввели такую геймификацию, не забывать про нее, а стимулировать детей. В итоге у вас будут сочетаться обычные детские игры, короткие геймификации и ваша длинная единая идея, которая помимо маленьких результатов существенно сплотит коллектив.
Смысл геймификации в превращении скучных процессов, или же процессов, которые детям только предстоит освоить, в интересный повседневный досуг. У детей появляется мотивация завершить начатое. Для этого можно использовать четыре компонента:
Механика. Очки, уровни, шкала прогресса, значки, рейтинги, постоянная обратная связь и т.д.
Награда. Она не обязательно должна быть дорогой, потому что все дело в статусе. Мотивирует сам факт победы над другими игроками, а награда – это то, что подтверждает статус победителя. Это может быть даже какое-то звание.
Измерение. Дети должны понимать, за что им будут выдаваться значки или за что они будут получать баллы.
Постоянство. Дети дошкольного возраста, в отличии от школьников, еще не пытаются понять глубину ваших намерений. Они не откажутся от интересной идеи из-за подозрения, что это сделано специально, чтобы от них чего-то добиться. Поэтому очень важно вам поддерживать интерес и постоянно помнить про правила геймификации, чтобы не разочаровать детские ожидания.
В заключении хочется сказать, что главное во всех наших педагогических начинаниях, связанных с желанием развить детские таланты, творческие способности, умения коммуницировать, не лишить детей самого главного – удовольствия от игрового процесса. Поэтому у педагогов и родителей стоит очень важная задача, обучать детей по средству игры так, чтобы не мешать.
Список использованных источников и литературы:
Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.