12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пустакина Ольга Александровна25
«Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»


Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно через игру дети познают новое, учатся взаимодействовать с взрослыми и друг с другом. Взаимодействие – это процесс социализации и коммуникации.

Рассмотрим термины социализация и коммуникация более подробно.

Что такое социализация?

В самом общем виде социализацию определяют как: «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Социализация сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.

Что такое коммуникация?

Если говорить простыми словами, коммуникация – это двустороннее взаимодействие, цель которого заключается в обмене информацией. Данное понятие используется во многих областях знаний и может приобретать разные значения.

Итак, игра - наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.

Коммуникативная игра преследует ряд задач:

Создание условий для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;

Развитие социальных навыков и освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;

Воспитание положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Существует ряд классификаций коммуникативных игр. Представляю одну из них:

-Эмоциональные (игры-приветствия, игры-концовки).
-Информативные (игры-тесты, игры-знакомства). Позволяют установить контакт, вызвать доверие друг к другу.
-Интерактивные (социоигры). Ориентируют на необходимость согласования действий с другими людьми, проявление инициативы в решении общих проблем, регулируют межличностные отношения.
-Перцептивные (игры-тренинги, игры-упражнения).
-Творческие (игры-экспромты, игры-шутки).

В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

Предлагаю несколько игр, которые очень понравятся детям.

«Хромая уточка»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают,  гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно  играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить  за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.


«Я хочу с тобой дружить»

Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку.  И сам становится водящим в игре.

«Комплимент»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».  Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.


Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов. Развитию тактильных ощущений.

Содержание: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? «А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисует солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну. Или еще что-нибудь?». После окончания игры взрослый нежными движениями руки стирает все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.


«Веселые ладошки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания.

Цель для ребенка: произносить текст и действовать в соответствии со словами.

Дидактические действия: дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.

Веселые ладошки

Побежали по дорожке

И к ребятам прибежали, да? (на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится за ведущим, теперь двое детей идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка).


«Мы капусту рубим…»

Цель: сплочение коллектива, снятие телесных зажимов.

Цель для ребенка: повторять слова, движения за ведущим.

Дидактические действия: (дети стоят в кругу друг за другом)

Мы капусту рубим, рубим (дети ребром ладошек стучат по спине впереди стоящего ребенка)

Мы морковку трем, трем (кулачками «трут» спину впереди стоящего ребенка)

Мы капусту солим, солим (пальчиками постукивают спину впереди стоящего)

Мы капусту жмем, жмем («жмут» руками спину впереди стоящего)

Затем все дети поворачиваются в кругу в обратную сторону, и игра повторяется.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.