12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Ильченко153
Россия, Воронеж
1

Выступление «Игра на детских музыкальных инструментах»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7


 


 


 


 


 


 


 


 

Игра на детских музыкальных инструментах


 


 


 


 


 


 

Из опыта работы

учителя музыки

Ильченко Е. Ю.


 


 


 

2023 г

Георгиевск

Игра на музыкальных инструментах способствует эффективному развитию учащихся только в том случае, если вводится в процесс обучения не эпизодически и понимается учителем как активно-познавательная практика. Цель введения инструментов – помочь детям в интересной и доступной форме деятельности обогатить свой музыкальный опыт. Так, усваивая характерные ладовые интонации, ученики первого класса должны не только их слышать и, по возможности, чисто интонировать, но и импровизировать на ступенях, образующих выразительную интонацию, например, сочинять различные по настроению «зовы птиц»: грустный, беспечный, озабоченный. При выполнении заданий такого типа учащиеся могут понять и в самой элементарной форме установить взаимосвязь между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Эти навыки углубляются в работе над песенным материалом. Например, сочинить ритмическое сопровождение, вступление, выбрать инструмент, звучание которого соответствует характеру конкретного произведения и т.д. Во всех случаях дети обосновывают свой выбор и замысел.

Следует напомнить, что в отечественной музыкальной педагогике еще в 1930-е годы высказывалась интересная точка зрения о положительном влиянии на развитие творческого мышления игры на инструментах в связи со слушанием музыки. Интересным проявлением этой точки зрения явилась идея создания детьми своеобразного шумового сопровождения к пьесам, песням, детским операм. Исполнение детьми простейших шумовых партитур, составленных учителем к пьесам по слушанию, дает учащимся представления о средствах музыкальной выразительности, об их роли в создании художественного образа конкретного произведения. Эти представления закрепляются в процессе сочинения детьми подобного сопровождения к пьесам уже самостоятельно или в сотворчестве с учителем.

Интересными и ценными являются задания, направленные на развитие понятий о музыкальной форме и о жанрах. Так второклассники с большим интересом относятся к сочинению вариаций на тему р.н.п. «Скок, скок, поскок». Дети сочиняют на звуковысотных инструментах две разные по характеру вариации (одна – подвижная, легкая – исполняется на металлофоне, а другая – протяжная, медленная – на ксилофоне), затем к каждой мелодической вариации придумывают ритмическое сопровождение на шумовых или ударных инструментах. Образцом задания послужит ранее разобранная в классе тема с вариациями на мелодию любой известной детям песни.

В третьем классе даются более сложные задания, которые дети решают индивидуально. Например, предлагается сочинить рондо с ритмически-шумовым рефреном в характере марша и с мелодическими эпизодами: первым эпизодом - в характере польки и вторым – в характере вальса; ритмическое сопровождение к каждому эпизоду исполняется «автором» на обоснованно выбранном инструменте.

Направляя поиски детей в «обследовании» звуковых возможностей ударных инструментов, учитель может предложить детям изобразить раскаты грома. Знакомясь с духовыми — пение кукушки. С металлофонами — дождь (летний, грибной, печальный). Задания могут быть и такого плана: исполнить на музыкальных инструментах звуки: ласковые, тревожные, решительные, сердечные.

Еще одним приемом развития творческих навыков является коллективная импровизация на диатонических металлофонах со снятыми пластинками фа и си. Гармонические сочетания нот до, ре, ми, соль, ля неожиданно меняются, но при этом всегда мелодичны. Ритм может быть произвольный либо предварительно заданный педагогом (например, четверть, две восьмые).

Творчество детей может быть реализовано также в выборе инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения. К примеру, учитель может предложить детям стать «композиторами» и сочинить оркестровку фрагмента «Белочка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Прослушав музыку, дети предлагают инструменты детского оркестра, которые, по их мнению, соответствуют звучанию каждой фразы, после чего учитель в соответствии с детскими ответами предлагает исполнить музыку вместе с ним следующим образом. Вначале на сильную долю такта играют колокольчики. В следующей фразе к ним добавляется на сильную долю треугольник, а на слабую долю бубен. Когда музыка становится динамически более насыщенной, вступают, отмечая пульс музыки, трещотки, продолжают играть на слабую бубны, молчат треугольник и колокольчики (у них пауза). В последней же фразе, как и в начале фрагмента, играют только колокольчики.

Проявлением творческого начала является также импровизация ритмического сопровождения к песне на ударных музыкальных инструментах. Просторны для детского воображения русские народные песни «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», «Как пошли наши подружки» и многие другие.

Инструментально-творческие задания систематически включаются мною в урок музыки с младшими школьниками. Это не только не затрудняет выполнению программных требований по предмету «Музыка», но и способствует более высокому темпу и качеству освоения учебного материала.

Иногда, особенно на первых занятиях, использование инструментов и заданий по музицированию может внести в урок неорганизованность, отвлечь учащихся от исполнения или восприятия музыки. Поэтому первое время вместо музыкальных инструментов можно предлагать детям обычные погремушки и палочки. Перед уроком их нужно распределять так, чтобы каждый ученик имел одно из этих «пособий». Может случиться и так что некоторые игрушки будут испорчены, прежде чем школьники научаться выполнять задание, аккуратно класть их на парту и «не замечать» во время пения или восприятия музыки. Но интерес детей к этой форме музицирования позволяет постепенно установить необходимую дисциплину и научить их пользоваться музыкальными игрушками. Приблизительно с третьего - пятого урока можно эпизодически использовать на уроках инструменты, которые получает небольшая группа ребят и на короткое время. За игрой этих групп следит весь класс, оценивая качество исполнения.

Лишь после успешного выполнения заданий группами следует переходить к музицированию всем классом. Это лучше делать в конце урока, распределяя инструменты по рядам. Один ряд играет на деревянных инструментах. Другой - на металлических, третий - на шуршащих или звуковысотных.

Чтобы устранить хаос звуков во время обдумывания в классе заданий, полезно использовать «немые клавиатуры», т.е. графическое изображение металлофонов и других звуковысотных инструментов. Такие «клавиатуры» должен иметь каждый ученик. Этот прием эффективен и для активизации внутреннего слуха ребят. Если учитель с первого года обучения систематически пользуется на уроке инструментами, то все трудности преодолеваются достаточно легко.

Начальные представления о навыках игры и особенностях звучания инструментов закрепляются на первом же уроке. Для этого на уроке можно использовать игру «Угадай-ка». Для игры детям раздаются различные инструменты. Учитель играет простейший, но выразительный ритмический мотив так, чтобы ребята не видели источника звука. Вслед за педагогом услышанный мотив повторяют те дети, у которых имеется такой же инструмент. Важно, чтобы ребята не только узнали звучание инструмента, но и в игре передали (ритмически) характер услышанного мотива. Не задерживаясь долго на этой игре, можно предложить музыкальные загадки. Например, на вопрос учителя «Как дятел стучит в лесу?», дети, у которых на парте лежат деревянные палочки, коробочки, с помощью этих инструментов «отвечают», имитируя стук дятла.

Следующие два-три урока хорошо начинать с игры на инструментах (это обусловлено тем, что ребята проявляют к ним большой интерес и им трудно преодолеть желание хотя бы подержать инструмент в руках или потихоньку извлечь из него звук). Учитель предлагает детям сочинить марш, под который можно входить в класс. Можно также начать урок с ритмически-инструментального приветственного диалога: учитель здоровается с детьми и одновременно выразительно играет на инструменте ритмический мотив своего приветствия; один из детей отвечает на каком-либо инструменте ответ, затем его ответ по знаку учителя повторят весь класс.

Применение инструментов на уроке способствует формированию ладовых представлений учащихся. Как только школьники начинают узнавать мелодию по графической записи или по ручным знакам, они уже могут играть на звуковысотных инструментах.

На первых же занятиях важно активизировать музыкально-ритмическое чувство ребят, дать некоторые сведения об изобразительных возможностях инструментов, привлекая ассоциативные связи между элементарными ритмическими представлениями и часто наблюдаемые детьми жизненными явлениями. Например, школьники должны на обоснованно выбранном инструменте выразительно передать равномерный звон капели, цоканье копыт конницы и т.п.

Развитие музыкально-ритмических ощущений можно начинать с заданий, направленных на передачу равномерной пульсации метрических долей. Первые такие задания связаны с маршевыми произведениями, темпы которых одинаковы. Затем включаются пьесы с резко контрастными темпами, что знакомит детей с изобразительными возможностями темпа и ритма. В процессе выполнения этих упражнений фиксируется внимание на передаче особенностей характера произведений: ученикам предлагается передать пульс музыки звучанием тех инструментов, которые могут ярче выразить настроение каждого из произведений, например, песни-марша.

Закрепив элементарные представления о ритмическом движении, о пульсации долей, детям можно предложить игру «Отзовись, кого зовут?». Предварительно дети по очереди называют свои имена, а учитель, четко повторив каждое, прохлопывает его ритм; дети учатся делать так же. Замечаю, что в тех именах, где два удара, сильнее то первый (Ю-ра), то второй (Бо-рис); В других именах по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором (Ни-ки-та), или третьем (А-лек-сей); есть имена, на которые приходится 4 хлопка (А-на-то-лий) или - редко - один (Глеб).

Составляются группы детей, имена которых прохлопываются одинаково. Например, 1. Оля, Катя, Галя, Витя. 2. Вадим, Денис, Иван, Борис. 3. Юленька, Машенька, Зоечка, Сашенька. 4. Никита, Ванюша, Алеша, Танюша. Теперь дети берут в руки инструменты.

Взрослый называет по очереди детей, а те отвечают (каждый на своем инструменте) в соответствующем ритме с заданной динамикой, характером и темпом.

Импровизация и сочинение партитур для сопровождения музыкальных пьес самостоятельно или в сотворчестве с учителем углубляют наблюдения детей за раскрытием характера произведения, способствуют становлению навыка постановки и решения творческих задач. Кроме того, инструментальное творчество школьников позволяет учителю следить за ходом их музыкального мышления в процессе восприятия, за развитием чувства формы.

Развитие творческих качеств ребенка средствами искусства, в условиях урока музыки, было и остается одной из насущных и актуальных проблем эстетического воспитания. Бесспорно, предлагаемый материал не является эталоном для подражания. Каждый педагог, стремясь обеспечить оптимальные условия для активного, эмоционально-окрашенного самовыражения всех ребят в музыке, обязательно внесет элементы своего личного отношения к методике творческого развития ребенка.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.