Мастер-класс по теме «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Мастер-класс по теме
"Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"
Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах;
Задачи:
· владение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах;
· повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
Ход мастер-класса
Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Она развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию музыкальных способностей (тембрового, гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения), становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии так как игра в оркестре - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Благодаря музицированию у детей улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, формируется личность будущего музыканта и слушателя, дети учатся понимать и любить музыку.
Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению игре на них проводится последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр и т.д.
Уважаемые коллеги, сегодня мы попробуем пропустить через себя несколько приёмов и методов, которые я применяю в практике по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Для этого необходимо освоить несколько способов правильного звукоизвлечения.
Начнём с группы шумовых ударных инструментов, не имеющих звукоряда, которые использую с детьми младшего дошкольного возраста.
Деревянные ложки - издавна известны как русский национальный инструмент, приёмов игры на них очень много, мы выберем традиционный - удары (имитируем ....)
Трещётка - один из древнейших русских шумовых инструментов, которой отпугивали птиц с полей. Существует несколько разновидностей трещеток: трещетка пластинчатая (традиционная), которая представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Взяв за крайние пластины, инструмент покачивают, или имитируют хлопки в ладоши, пластины при этом ударяются друг о друга. Трещётка-вертушка, способ игры на ней прост: вращать круговыми движениями кисти.
Коробочка - быстрыми ударами имитируем стук дятла, чуть медленнее -цокот копыт.
Приёмы игры на треугольнике - удары и тремоло, чтобы треугольник не вращался вокруг своей оси, палочкой ударяют по центру или сверху вниз (имитируем капли дождя).
Есть очень интересный шумовой деревянный инструмент- рубель. Раньше с помощью него гладили белье. Рубелем хорошо подчеркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов приёмом игры "глиссандо"-проводим деревянной палочкой сверху вниз (имитация...)
Металлофон, ксилофон - инструменты с гармоническим строем, имеющие звукоряд, поэтому игра на них способствует у детей развитию не только ритма, но и мелодического слуха и музыкальной памяти. Обучению игре на них я начинаю с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Играют на металлофоне с помощью молоточков, которыми ударяют посередине пластинок. Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу. Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям.
Чтобы закрепить приёмы звукоизвлечения игры на инструментах, я предлагаю вам озвучить сказку.
Вступление буду подсказывать взглядом и жестом.
"Пришла весна"
Наступила долгожданная весна.
Катюшу разбудили яркие солнечные лучи.
металлофон(красная, оранжевая, синяя пластины)
Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять!
ксилофон (поочерёдно играть 5,6пластины)
Катя вышла во двор и залезла на горку.
ксилофон (лесенка вверх)
Она скатилась с горки
ксилофон ("глиссандо" вниз)
И упала.
барабан
Вдруг подул сильный ветер (дуть)
Он нагнал низкие, тяжелые тучи
бубен-звенеть
И грянул первый весенний гром
барабан, трещётка
На землю начали падать капли первого весеннего дождя
ксилофон, металлофон (играть поочерёдно рядом находящиеся пластины)
Сначала медленно и робко ( играют медленно),
затем, все быстрее и быстрее (ускоряют темп).
И вот, пошел сильный дождь
маракас
Катя бросилась бежать
ксилофон (играть поочерёдно 5,6 пластины)
Но дождик был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко и появилась разноцветная радуга
металлофон (глиссандо вверх, вниз).
Катя увидела дождевого червяка, он выползал из земли.
маракас
А ещё - большую бабочку и побежала за ней.
ксилофон ( играть поочерёдно 5,6 пластины)
Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки.
треугольники
Мама очень любит цветочки – подумала Катюша, и она собрала
целый букет
металлофон(красная, оранжевая, синяя пластины)
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
треугольники
Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию внимания, творческой фантазии, слуховой памяти, формирует навыки общения; дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
Итогом успешного музицирования является игра в оркестре и ансамбле.
Оркестры детских музыкальных инструментов могут быть по составу однородными и смешанными.
Однородные -ансамбли или оркестры, состоящие из одного вида инструментов (ложки, колокольчики и т.д.)
Смешанные - это ансамбли или оркестры, состоящие из разных видов инструментов (сюда входят шумовые и ударные). Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в нашем импровизированном оркестре и воспроизвести равномерный ритм русской народной мелодии. А чтобы было понятно, когда и какая группа инструментов будет играть, я использую приём показа, т.е. музыкальный инструмент, который у меня в руках, будет соответствовать группе исполняющих инструментов а зрители будут аккомпанировать с помощью звучащих жестов (притопы, шлепки, хлопки, щелчки), использование которых вносит движение в освоение ритма и способствует его развитию, а так же развитию реакции, координации и тембрового слуха. (р.н.мелодия "Барыня")
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а так же в разных видах музыкальной деятельности ( пение, слушание музыки,
музыкально- ритмическое движение).