12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галкина Людмила Николаевна203
Галкина Людмила Николаевна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, призёр регионального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России -2017"
Россия, Белгородская обл., г.Строитель
3

Мастер-класс по теме «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Мастер-класс по теме

"Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"

Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах;

 Задачи:

·        владение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах;

·        повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;  

Ход мастер-класса

        Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Она развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию музыкальных способностей (тембрового, гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения), становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии так как игра в оркестре - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Благодаря музицированию у детей улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, формируется личность будущего музыканта и слушателя, дети учатся понимать и любить музыку.

Работа  по  ознакомлению  с  инструментами  и  последующему  обучению  игре на  них  проводится  последовательно,  применяются  разнообразные  методы  и  приемы:  показ  иллюстраций,  игрушек,  использование  музыкально-дидактических  игр  и т.д.     

 Уважаемые  коллеги,  сегодня мы попробуем пропустить через себя несколько приёмов и методов, которые я применяю в практике по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Для этого необходимо освоить несколько способов правильного звукоизвлечения.

Начнём с группы шумовых ударных инструментов, не имеющих звукоряда, которые использую с детьми младшего дошкольного возраста.

Деревянные ложки - издавна известны как русский национальный инструментприёмов игры на них очень много, мы выберем традиционный - удары (имитируем ....)

Трещётка - один из древнейших  русских  шумовых  инструментов, которой  отпугивали  птиц  с  полей. Существует  несколько  разновидностей  трещеток: трещетка пластинчатая  (традиционная), которая представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке.  Взяв за крайние пластины, инструмент покачивают, или имитируют хлопки в ладоши, пластины при этом ударяются друг о друга. Трещётка-вертушка, способ игры на ней прост: вращать круговыми движениями кисти.

Коробочка - быстрыми ударами имитируем стук дятла, чуть медленнее -цокот копыт.

Приёмы игры на треугольнике - удары и тремоло, чтобы треугольник не вращался вокруг своей оси, палочкой ударяют по центру или сверху вниз (имитируем капли дождя).

 Есть  очень  интересный  шумовой  деревянный инструмент- рубель. Раньше с помощью него гладили белье. Рубелем хорошо подчеркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов приёмом  игры "глиссандо"-проводим деревянной палочкой сверху вниз (имитация...)

 Металлофон, ксилофон -  инструменты с гармоническим строем, имеющие звукоряд, поэтому игра на них способствует у детей развитию не только ритма, но и мелодического слуха и музыкальной памяти. Обучению игре на них я начинаю с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Играют на металлофоне с помощью  молоточков, которыми ударяют посередине пластинок. Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу. Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям.

Чтобы закрепить приёмы звукоизвлечения игры на инструментах, я предлагаю вам озвучить сказку.

Вступление буду подсказывать взглядом и жестом.

"Пришла весна"
Наступила долгожданная весна.

Катюшу разбудили яркие солнечные лучи. 
металлофон(красная, оранжевая, синяя пластины)

Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять!
ксилофон
(поочерёдно играть 5,6пластины)
Катя вышла во двор и залезла на горку.
ксилофон (лесенка вверх)

Она скатилась с горки
ксилофон ("глиссандо" вниз)

И упала.
барабан

 Вдруг подул сильный ветер (дуть)

 Он нагнал низкие, тяжелые тучи

бубен-звенеть

И грянул первый весенний гром

барабан, трещётка

На землю начали падать капли первого весеннего дождя

ксилофон, металлофон (играть поочерёдно рядом находящиеся пластины)

Сначала медленно и робко ( играют медленно),

затем, все быстрее и быстрее (ускоряют темп). 

И вот, пошел сильный дождь

маракас

Катя бросилась бежать

ксилофон (играть поочерёдно 5,6 пластины)

Но дождик  был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко и появилась разноцветная радуга

металлофон (глиссандо вверх, вниз).

Катя увидела дождевого червяка, он выползал из земли.
маракас
А ещё - большую бабочку и побежала за ней.

ксилофон ( играть поочерёдно 5,6 пластины)
Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки.
треугольники

Мама очень любит цветочки – подумала Катюша, и она собрала
целый букет
металлофон(красная, оранжевая, синяя пластины)
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
треугольники

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию внимания, творческой фантазии, слуховой памяти, формирует навыки общения; дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

Итогом успешного музицирования является игра в оркестре и ансамбле.

Оркестры детских музыкальных инструментов могут быть по составу однородными и смешанными.

Однородные -ансамбли или оркестры, состоящие из одного вида инструментов (ложки, колокольчики и т.д.)

 Смешанные - это ансамбли или оркестры, состоящие из разных видов инструментов  (сюда  входят шумовые и ударные). Сейчас я предлагаю вам   поучаствовать  в  нашем импровизированном  оркестре  и  воспроизвести равномерный ритм русской народной  мелодии. А чтобы было понятно, когда и какая группа инструментов будет играть, я использую приём показа, т.е.  музыкальный инструмент, который у меня в руках, будет соответствовать группе исполняющих инструментов а зрители будут аккомпанировать с помощью звучащих жестов (притопы, шлепки, хлопки, щелчки), использование которых вносит движение в освоение ритма и способствует его развитию, а так же развитию реакции, координации и тембрового слуха. (р.н.мелодия "Барыня")

 Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а так же в разных видах музыкальной деятельности ( пение, слушание музыки,

музыкально- ритмическое движение).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.