Методическая разработка игры по станциям «Подвигу – слава!» для учеников 8-11 классов
Методическая разработка игры по станциям «Подвигу – слава!»
«Все люди вспоминать должны
Про подвиг городов – героев,
Про залпы той большой войны,
Про это мужество святое»
(Дмитрий Археменко)
Пояснительная записка
Игра по станциям - это удобная форма организации работы с обучающимися, позволяющая в динамичном ритме проверить знания детей, уровень их общего умственного и физического развития. Участники работают в командах, их задача — ответить на поставленный вопрос, выполнить задание, получить отметку в маршрутном листе об успешном завершении этапа от ответственного за станцию лица и двигаться к следующему пункту назначения. Данная форма позволяет привлекать большое число участников: несколько команд по 4-5 (можно более) человек, помощники-организаторы, ответственные за работу станции. Учитель в ходе самой игры выполняет роль наблюдателя-координатора.
Мероприятие отличается активностью участников, поэтому требует значительного пространства, данному условию соответствуют школьные коридоры, кабинеты. Игра может проводится в установленное время или в течении учебного дня на переменах. Подведение и объявление результатов возможно сразу после прохождения этапов игры всеми командами, так и на следующий день.
Так как материал, использованный для составления заданий, соответствует содержательным блокам рабочих программ по географии, истории. Игру можно проводить как форму интегрированного урока, или как мероприятие событийного характера. Специфика заданий и способы представления их участникам игры позволяют не только проверить знания, но и выполняют информационную функцию.
Результаты участия команд могут быть выражены оценочными баллами по предметам, что является сильным мотивирующим фактором, или наградными листами, призами. При планировании мероприятия количество станций можно сократить. Каждой станции предложено большее число заданий для возможности осуществления выбора.
Цель мероприятия: Воспитание достойного гражданина и патриота страны через ознакомление обучающихся с ролью городов-героев в исходе Великой Отечественной войны.
Задачи:
- воспитание уважительного отношения к исторической памяти народа;
- расширение представлений о событиях Великой Отечественной войны;
- развитие познавательного интереса к событиям Великой Отечественной войны;
- формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как героизм, самопожертвование, патриотизм.
Планируемые результаты:
Личностные: Воспитание ценностноориентированной личности с развитым чувством патриотизма, негативного отношения к войне.
Уважительное отношение к героическому прошлому страны, к участникам Великой Отечественной войны.
Развитие устойчивых познавательных мотивов, настойчивости в достижении цели.
Предметные: Расширение кругозора. Понимание геополитического значения городов-героев, взаимосвязи между природными и военно-стратегическим факторами, роли городов-героев в судьбе нашей Родины
Метапредметные: Умение быстро реагировать и применять знания в нестандартных ситуациях; критически осмысливать полученную информацию; работать в команде.
Оборудование:
Оборудование для видео-трансляции (онлайн-режим, https://www.may9.ru/ );
Таблички с названием станций (слайды на внешний экран);
Маршрутные листы (Приложение 1);
Наглядный материал, носители наглядного материала (карта России, фотографии, изображения гербов, пакеты заданий, планшеты);
Участники: учащиеся 8-9 классов.
Помощники-организаторы: учащиеся 10-11 классов.
Видео-трансляция ( https://www.may9.ru/) для всех желающих.
Место и время проведения: В рамках межпредметной недели.
Этапы (станции) маршрута могут быть определены в коридорах или кабинетах школы.
Время прохождение этапов – перемены или другое, специально установленное время.
Видеотрансляция – конференц-зал.
Предварительная организация:
Радио-анонс мероприятия.
Определение мест проведения этапов (станций) маршрута, установка табличек с названиями станций.
Подготовка и распределение обязанностей помощников-организаторов.
Проверка оборудования для видео-трансляции.
Формирование команд.
Ход мероприятия:
Маршрут и очередность прохождения этапов (станций) команды выбирают самостоятельно.
Команда имеет право предложить только один (первый) вариант ответа к каждому факту. Количество баллов за этап соответствует количеству правильных ответов.
I станция: «Маршрут Победы» ( 4, 5 балла)
Команды получают маршрутные листы
Задание: показать и назвать на карте города-герои России (по 0, 5 балла за город)
II станция: «Факты – упрямая вещь» (мах – 4 б)
Команде предлагается выбрать пакет (конверт) из 4 фактов о городах-героях
Задача команды определить, какой город характеризует каждый из четырех фактов.
Команда имеет право предложить только один (первый) вариант ответа к каждому факту. Количество баллов за этап соответствует количеству правильных ответов.
Примеры фактов:
В истории России известен как «Город-щит», «Щит России», который на протяжении многих веков (Смоленск).
Самая крупная десантная операция за все годы войны, носила название этого города. К этому городу в 1943 г. были стянуты огромные вражеские силы, был заминирован пролив, чтобы не допустить прорыва советских войск в оккупированный Крым (Керчь).
Рыбаки этого города снабжали провиантом как жителей города, так армию. За три года они выловили 850 тыс. центнеров рыбы. Жители этого города отправили три эшелона с рыбными продуктами в осажденный Ленинград. Сдали 25368 литров крови во время войны (Мурманск).
В ходе 143-дневных боёв немецко-фашистская авиация сбросила на этот город около 1 млн бомб весом 100 тыс тонн, что в 5 раз больше, чем на Лондон за все годы войны (Сталинград).
Благодаря оружейным заводам город был настоящей «кузнецей» Победы. Даже в период обороны, мастерским удалось собрать более 300 танков, 400 пулемётов, а также 1100 винтовок (Тула).
III станция: «Совместное бросание» (мах – 9б)
«Совместное бросание» - один из вариантов перевода с греческого слова «Символика».
Командам предлагается изображения гербов/символов 3 городов-героев (Приложение 2).
Задачи команд: 1) Определить названия городов (по 1 баллу за правильный ответ)
Команда имеет право предложить только один (первый) вариант ответа к каждому заданию.
2) Объяснить значение символов (до 2-х баллов за каждый город)
Баллы за правильные ответы суммируются (по 3 балла за каждый город)
IV станция: «Рифмуя память в огненные строки…» (мах – 4 б)
Командам предлагается по 4 стихотворения (отрывка), в которых повествуется о событиях Великой Отечественной войны, даётся описание местности, особенностей географического положения города (Приложение 3).
Задача команды: определить название города. Команда имеет право предложить только один (первый) вариант ответа к каждому стихотворению/отрывку. Количество баллов соответствует количеству правильных ответов.
V станция: «Остановись мгновение! Ты – история» (мах – 9 баллов)
Командам предлагаются кадры военной фотохроники трех городов (Приложение 4). В фотографиях запечатлены кадры важнейших событий Великой отечественной войны, особенности местности, города.
Задачи команд: 1) Определить по фотографиям название города (по 1 б. за город);
2) Объяснить событие (особенности), отраженные на фотографиях (до 2 б. за город)
Команда имеет право предложить только один (первый) вариант ответа к каждому заданию. Баллы за правильные ответы суммируются (по 3 балла за каждый город)
VI станция: География на службе войны (мах – 6 баллов)
Основные задачи географов в годы войны заключались в следующем: на фронте определялась территория развития военных действий, проходимости дорог, погодно-климатических условий военных действий и их военная оценка, изучение природного и культурного ландшафта для маскировки. В тылу ученые-географы проводили комплексный учет и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий. Часто ландшафтные особенности территории определяли исход венных операций.
Задание: Дать развернутые ответы на вопросы
Каждый ответ может быть оценён от1 до 3 баллов.
Основные задачи географов в годы войны заключались в следующем: на фронте определялась территория развития военных действий, проходимости дорог, погодно-климатических условий военных действий и их военная оценка, изучение природного и культурного ландшафта для маскировки. В тылу ученые-географы проводили комплексный учет и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий. Часто ландшафтные особенности территории определяли исход венных операций.
Жизни сотен тысяч людей и судьба города зависели от знаний и результатов работ гидрометеорологов.
О каком городе идет речь? Что и для чего изучали ученые на станциях наблюдения в тылу врага даже в самые сложные дни войны?
(Гидрометеослужба Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро Дорогу жизни. Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени)
Это участок фронта был не только самым северным, но и самым протяжённым. Из-за природных особенностей территории, одной из проблем было бездорожье. Здесь постоянно работали военные геологические отряды, их информация помогала стратегически удерживать линию фронта.
О какой территории идет речь? Какой город-герой здесь расположен? Какие природные особенности стратегически и тактически могли влиять на исход военных операций?
(Свойства горных пород (магматические породы Балтийский щит), обилие рек и озёр, качество озерных и болотных вод, отсутствие сплошного растительного покрова, суровость климата и др)
В исходе данной военной операции осенью 1942 года не последнюю роль сыграли мыши «антифашисты». Они вывели из строя 22-ю немецкую резервную танковую дивизию, поселившись и устроив норы внутри боевых машин. Перегрызли электрические провода, сделав технику небоеспособной.
От мышей – переносчиков туляремии, также пострадал личный состав немецкой армии. Многие солдаты оказались с высокой температурой в состоянии лихорадки, не смогли встать в строй в решающем сражении в ноябре 1942 года. Советские военные специалисты смогли предположить развитие ситуации и заранее сделали прививки военнослужащим.
О каком сражении (городе) идет речь? В чем причины, в том числе природные, активного размножения и распространения грызунов?
(Сталинградская битва. Зона степей и лесостепей с чернозёмными почвами. Из-за ожесточенных сражений осенью 1942 года не удалось убрать урожай, что способствовало размножению грызунов. В холодный ноябрь 1942 годы грызуны вынуждены были скрываться в окопах, блиндажах, военной технике.)
VII станция: «Чтобы помнили» (мах – 9б)
Командам предлагаются фотографии трёх монументов (мемориалов), расположенных не территории городов-героев (Приложение 5)
Задачи команд: 1) Дать название каждого города (по 1 баллу)
2) Рассказать, как называется монумент, что символизирует (до 2 баллов за каждый).
Команда имеет право предложить только один (первый) вариант ответа к каждому монументу.
Завершение игры: После прохождения всех этапов игры маршрутные листы остаются у организаторов заключительной станции. Организаторами подводятся результаты. Выявляются самые успешные команды и участники.
Разработчик: Борисова Мария Дмитриевна
Приложение 1
Маршрутный лист игры «Подвигу - слава!»
«Все люди вспоминать должны
Про подвиг городов – героев,
Про залпы той большой войны,
Про это мужество святое»
(Дмитрий Археменко)
Команда ( до 3-4 человека). Класс _______. Состав команды (Фамилия Имя): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГОРОДА-ГЕРОИ РФ: Москва, Ленинград (С-Пб), Тула, Смоленск, Сталинград (Волгоград), Керчь, Севастополь, Мурманск, Новороссийск.
№ | Название станции | Место | Баллы | Подпись эксперта |
1 | «Маршрут Победы» (мах 4,5 б.) | |||
2 | «Факты – упрямая вещь» (мах – 4 б.) | |||
3 | «Совместное бросание» (мах – 9 б.) | |||
4 | «Рифмуя память в огненные строки…» (мах - 4 б.) | |||
5 | «Остановись мгновение! Ты – история» (мах – 9б.) | |||
6 | География на службе войны (мах – 6 б.) | |||
7 | «Чтобы помнили» (мах – 9б) | |||
Замечания/поощрения: Самые активные участники: Штрафные баллы (нарушение дисциплины): | ||||
Сумма баллов |
Приложение 2
Рис. 1. Герб Волгограда
Рис. 2 Герб Мурманска
Рис. 3 Герб Смоленска.
Приложение 3
ЛЕГЕНДАРНЫЙ СЕВАСТОПОЛЬ Ты лети, крылатый ветер, Над морями, над землей. Расскажи ты всем на свете Про любимый город мой… …Здесь на бой, святой и правый, Шли за Родину свою И твою былую славу Мы умножили в бою. Скинув черные бушлаты, Черноморцы в дни войны, Здесь на танки шли с гранатой, Шли на смерть твои сыны. Если из-за океана К нам враги придут с мечом, Встретим мы гостей незваных Истребительным огнем. Знает вся страна родная, Что не дремлют корабли И надежно охраняют берега родной земли Петр Градов | ЧТО ТАКОЕ УЛИЧНЫЙ БОЙ (Сталинград) Что такое уличный бой, Ю.Чичев |
ТУЛЬСКОЕ СРАЖЕНИЕ К финалу шёл, год сорок первый.
| СМОЛЕНСК Л.Вайншенкер |
Приложение 4
Рис. 1. Аджимушкийские каменоломни г. Керчь.
Рис. 2. «Дорога жизни». Ленинград
Рис. 3 Дом Павлова. Сталинград
Приложение 5
Рис. 1. Москва. Монумент Победы
Рис. 2. Новороссийск. Монумент «Малая земля»
Рис. 3. Волгоград. Монумент «Родина-Мать» Мамаев курган
Марьясова Ирина Евгеньевна