Рабочая программа по курсу «Путешествие в шахматное королевство» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заболотская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» : « Утверждаю»:
Зам по УВР _________/Шпаковой Г.А Директор МБОУ Заболотской ООШ
от_________________ _______О.Г.Модзгвришвили__________
Рабочая программа по курсу
« Путешествие в шахматное королевство»(2 год обучения)
Программа рассчитана на 34часа
Учитель: Полухина Светлана Анатольевна
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «шахматы» модифицированная. Разработана на основании типовой программы И.Г. Сухина.
У.М.К.: Сухин И.Г. «Шахматы, первый год,или Играем и выигрываем:учебник для четырехлетней начальной школы, первый год обучения.-Обнинск:Духовное возрождение,2002г.
Количество часов по программе -34ч (при проведении 1час в неделю)
Задачи 1 ступени образования
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Цель курса – наиболее полное раскрытие творческих способностей личности
развитие психических процессов .
образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых дл успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение умения ориентироваться на шахматном поле ,знать сильные и слабые стороны любой фигуры ,решать простейшие шахматные задачи .Формирование общественно – активной личности
воспитание интереса к спорту; силы воли и характера.
Компетенции формируемые в курсе: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
Требования к уровню подготовки учеников по курсу «Путешествие в шахматное королевство» .
в результате изучения курса ученик должен
Знать:
Принципы игры в дебюте, основные ,тактические приемы ключевые поля.
Уметь:
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
Находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
Точно разыгрывать простейшие окончания.
.К концу 2 года обучения должен знать:
Шахматные термины :белое и черное поле, вертикаль, горизонталь, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,. король и правила игры.
К концу учебного года должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске, играть всеми фигурами, выполнять элементарные шахматные операции, выполнять шах в один ход.
Матовать одинокого короля двумя ладьями. ферзем и ладьей.
Дети должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для
Обыгрывание учебных заданий, создание игровых ситуаций
Работы с дидактической литературой
Овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневной жизни
Основные технологии и методы обучения:
В основу разработки данной программы легла система, способствующая общему психическому развитию школьников:
1) обучение от простого к сложному
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) осознание школьниками процесса игры;
4) целенаправленная и систематическая работа учителя над общим развитием учащихся класса, в том числе и наиболее слабых;
5) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Основные формы организации учебного процесса:
групповая и индивидуальная работа
групповая работа.
Формы контроля по усвоению учебного материала включены в календарно- тематический план.
В соответствии с выбранным УМК и целями обучения первой ступени образования определено следующее содержание обучения:
Учебно-тематический план
№п\п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Повторение пройденного материала |
9ч |
2. |
Шах, мат,пат-21ч |
21ч |
3. |
Игровые ситуации -4ч Итого |
4 34ч |
Содержание учебного предмета
№ |
Название темы |
Содержание темы |
1 |
2 |
3 |
1. |
Повторение пройденного материала |
Повторение пройденного материала. Краткая история шахмат. Шахматная нотация. Ценность шахматных фигур. Шахматный турнир Первенство класса» Игра всеми фигурами |
2. |
Шах, мат,пат |
Линейный мат. Мат тяжелыми фигурами. Техника матования одинокого короля.. Достижение мата без жертвы материала. Шахматная комбинация. Игра всеми фигурами. Дидактические задания. Шахматный турнир , посвященный Дню Победы. Двойной шах. Мат и пат. Шах и мат пешкой. Правило квадрата. Мат двумя слонами. |
3. |
Игровые ситуации |
Развитие фигур. Шахматный турнир , посвященный памяти Прокудина С.А. Игра всеми фигурами |
Календарно-тематический план
дата |
Тема урока |
Содержание раздела |
Формы контроля |
Формируемые ключевые компетентенции |
Примечание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
1н |
Повторение пройденного материала-9ч Повторение пройденного материала. |
Вводный Закрепление знаний о фигурах и их возможностях |
Устный опрос |
Выполняет обобщение |
|
2. |
2н |
Повторение пройденного материала. |
Работа с шахматными проспектами Игра «Мешочек» |
Фронтальная работа |
компетентность разрешения проблем |
|
3. |
3н |
Краткая история шахмат. |
Закрепление понятий диагональ, вертикаль.Обозначение на доске фигуры. Игра «Мешочек» |
Самостоятельная работа |
Выполняет планирование деятельности |
|
4. |
4н |
Шахматная нотация. |
Работа с дидактическими материалами |
Самостоятельная работа |
Выполняет извлекает информацию из источников |
|
5. |
5н |
Шахматная нотация. |
Работа с дидактическими материалами |
Устный опрос |
использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности |
|
6. |
6н |
Ценность шахматных фигур. |
Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях |
Самостоятельная работа |
компетентность разрешения проблем |
|
7. |
7н |
Рокировка |
. Работа в тетрадях. |
Наблюдение за работой учащихся |
использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности |
|
8. |
8н |
«Шахматный турнир Первенство класса» |
Шахматный турнир |
Индивидуальный контроль |
осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов; |
|
9. |
9н |
Игра всеми фигурами |
Работа с дидактическими материалами Работа в тетрадях |
Наблюдение за работой учащихся |
Формирование умения самостоятельно составлять план действий |
|
10. |
10н |
Шах, мат,пат-21ч Техника матования одинокого короля |
Работа с дидактическими материалами Работа в тетрадях |
Самостоятельная работа |
Умение работать по инструкции |
|
11. |
11н |
Техника матования одинокого короля |
Работа с дидактическими материалами Работа в тетрадях |
Индивидуальный контроль |
Формирование умения самостоятельно составлять план действий |
|
12. |
12н |
Техника матования одинокого короля |
Решение простейших задач |
Карточки с индивидуальными заданиями |
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение) |
|
13. |
13н |
Линейный мат |
Работа с дидактическими материалами Работа в тетрадях |
Тест |
компетентность разрешения проблем |
|
14. |
14н |
Достижение мата без жертвы материала. |
Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях |
Индивидуальный контроль |
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение целеполагание |
. |
15. |
15н |
Линейный мат |
Решение простейших задач |
Самостоятельная работа |
осуществлять рефлексию и самооценку |
|
16. |
16н |
Достижение мата без жертвы материала. |
Знакомство с фигурой. Ее отличительные особенности. Работа в тетрадях |
Наблюдение за работой учащихся |
обобщение |
|
17. |
17н |
Шахматная комбинация. Мат тяжелыми фигурами |
Закрепление знаний о фигурах Работа в тетрадях |
Устный опрос |
использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности |
|
18. |
18н |
Шахматная комбинация. |
Решение простейших задач |
Самостоятельная работа |
Развитие мыслительных операций |
|
19. |
19н |
Игра всеми фигурами |
Решение простейших задач |
Индивидуальный контроль |
анализ, синтез, обобщение |
|
20. |
20н |
Игра всеми фигурами |
Решение простейших задач |
Самостоятельная работа |
планирование деятельности |
|
21. |
21н |
Дидактические задания |
Знакомство с фигурой. Ее отличительные особенности. Работа в тетрадях |
Самостоятельная работа |
компетентность разрешения проблем |
|
22. |
22н |
Дидактические задания |
Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях |
Устный опрос |
целеполагание и планирование деятельности |
|
23. |
23н |
Шахматный турнир , посвященный Дню Победы. |
Шахматный турнир |
Наблюдение за работой учащихся |
целеполагание и планирование деятельности |
|
24. |
24н |
Дидактические задания |
Решение простейших задач |
Наблюдение за работой учащихся |
целеполагание и планирование деятельности |
|
25 26 |
25н 26н |
Двойной шах. Мат и пат |
Решение простейших задач Решение простейших задач |
Наблюдение за работой учащихся |
целеполагание и планирование деятельности |
|
27 |
27н |
Мат и пат |
Решение простейших задач |
Самостоятельная работа |
Развитие мыслительных операций |
|
28 |
28н |
Шах и мат пешкой. |
Решение простейших задач |
Индивидуальный контроль |
анализ, синтез, обобщение |
|
29 |
29н |
Правило квадрата. |
Решение простейших задач |
Самостоятельная работа |
планирование деятельности |
|
30 |
30н |
Мат двумя слонами. |
Знакомство с фигурой. Ее отличительные особенности. Работа в тетрадях |
Самостоятельная работа |
компетентность разрешения проблем |
|
31 |
31н |
Игровые ситуации -4ч Развитие фигур. |
Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях |
Устный опрос |
целеполагание и планирование деятельности |
|
32 |
32н |
Шахматный турнир , посвященный памяти Прокудина С.А. |
Шахматный турнир |
Наблюдение за работой учащихся |
целеполагание и планирование деятельности |
|
33 |
33н |
Игра всеми фигурами |
Решение простейших задач |
Наблюдение за работой учащихся |
целеполагание и планирование деятельности |
|
34 |
34н |
Игра всеми фигурами |
Решение простейших задач |
Наблюдение за работой учащихся |
целеполагание и планирование деятельности |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Дата |
Тема |
Вид контроля |
примечание |
8н. |
Шахматный турнир «Первенство класса» |
Шахматный турнир |
|
23н |
Шахматный турнир , посвященный Дню Победы |
Шахматный общешкольный турнир |
|
32н |
Шахматный турнир , посвященный памяти Прокудина С.А.
|
Шахматный городской турнир |
Литература
1.Сборник программ общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-4) в двух частях часть II Москва Министерство образования России «Просвещение» 2004г
2. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64
Данная программа предусматривает работу по индивидуальным рабочим тетрадям для учащихся «Шахматы, второй год, или там клетки черно-белые и тайн полны» И.Г .Сухин ,Обнинск «духовное возрождение»2000
Список литературы для учителя:
Детская энциклопедия « Шахматы от А до Я» В. Поляков1996г.