12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полухина Светлана Анатольевна241
Работаю учителем начальных классов 36 лет.Образование высшее.
Россия, Пермский край, д. Баш-Култаево
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»
7

Рабочая программа по курсу « Путешествие в шахматное королевство» (2 год обучения)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заболотская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано» :                                                   « Утверждаю»:

Зам по УВР _________/Шпаковой Г.А                      Директор МБОУ Заболотской ООШ

от_________________                                         _______О.Г.Модзгвришвили__________

Рабочая программа по курсу

« Путешествие в шахматное королевство»(2 год обучения)

 

Программа рассчитана на 34часа

 

 

Учитель: Полухина Светлана Анатольевна

 

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «шахматы» модифицированная. Разработана на основании типовой программы И.Г. Сухина.

У.М.К.: Сухин И.Г. «Шахматы, первый год,или Играем и выигрываем:учебник для четырехлетней начальной школы, первый год обучения.-Обнинск:Духовное возрождение,2002г.

Количество часов по программе -34ч (при проведении 1час в неделю)

Задачи 1 ступени образования

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Цель курса – наиболее полное раскрытие творческих способностей личности

развитие психических процессов .

образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых дл успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение умения ориентироваться на шахматном поле ,знать сильные и слабые стороны любой фигуры ,решать простейшие шахматные задачи .Формирование общественно – активной личности

воспитание интереса к спорту; силы воли и характера.

Компетенции формируемые в курсе: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

Требования к уровню подготовки учеников по курсу «Путешествие в шахматное королевство» .

в результате изучения курса ученик должен

Знать:

Принципы игры в дебюте, основные ,тактические приемы ключевые поля.

Уметь:

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

Находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

Точно разыгрывать простейшие окончания.

.К концу 2 года обучения должен знать:

Шахматные термины :белое и черное поле, вертикаль, горизонталь, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,. король и правила игры.

К концу учебного года должны уметь:

Ориентироваться на шахматной доске, играть всеми фигурами, выполнять элементарные шахматные операции, выполнять шах в один ход.

Матовать одинокого короля двумя ладьями. ферзем и ладьей.

Дети должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для

Обыгрывание учебных заданий, создание игровых ситуаций

Работы с дидактической литературой

Овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневной жизни

Основные технологии и методы обучения:

В основу разработки данной программы легла система, способствующая общему психическому развитию школьников:

1) обучение от простого к сложному

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) осознание школьниками процесса игры;

4) целенаправленная и систематическая работа учителя над общим развитием учащихся класса, в том числе и наиболее слабых;

5) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Основные формы организации учебного процесса:

групповая и индивидуальная работа

групповая работа.

Формы контроля по усвоению учебного материала включены в календарно- тематический план.

В соответствии с выбранным УМК и целями обучения первой ступени образования определено следующее содержание обучения:

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

Количество часов

1.

Повторение пройденного материала

2.

Шах, мат,пат-21ч

21ч

3.

Игровые ситуации -4ч

Итого

4

34ч

Содержание учебного предмета

Название темы

Содержание темы

1

2

3

1.

Повторение пройденного материала

Повторение пройденного материала. Краткая история шахмат. Шахматная нотация. Ценность шахматных фигур. Шахматный турнир Первенство класса» Игра всеми фигурами

2.

Шах, мат,пат

Линейный мат. Мат тяжелыми фигурами. Техника матования одинокого короля.. Достижение мата без жертвы материала. Шахматная комбинация. Игра всеми фигурами. Дидактические задания. Шахматный турнир , посвященный Дню Победы. Двойной шах.

Мат и пат. Шах и мат пешкой. Правило квадрата. Мат двумя слонами.

3.

Игровые ситуации

Развитие фигур. Шахматный турнир , посвященный памяти Прокудина С.А. Игра всеми фигурами

Календарно-тематический план

 

дата

Тема урока

Содержание раздела

Формы контроля

Формируемые ключевые компетентенции

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1.

Повторение пройденного материала-9ч

Повторение пройденного материала.

Вводный Закрепление знаний о фигурах и их возможностях

Устный опрос

Выполняет обобщение

 

2.

Повторение пройденного материала.

Работа с шахматными проспектами

Игра «Мешочек»

Фронтальная работа

компетентность разрешения проблем

 

3.

Краткая история шахмат.

Закрепление понятий диагональ, вертикаль.Обозначение на доске фигуры.

Игра «Мешочек»

Самостоятельная работа

Выполняет планирование деятельности

 

4.

Шахматная нотация.

Работа с дидактическими материалами

Самостоятельная работа

Выполняет извлекает информацию из источников

 

5.

Шахматная нотация.

Работа с дидактическими материалами

Устный опрос

использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности

 

6.

Ценность шахматных фигур.

Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях

Самостоятельная работа

компетентность разрешения проблем

 

7.

Рокировка

.

Работа в тетрадях.

Наблюдение за работой учащихся

использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности

 

8.

«Шахматный турнир Первенство класса»

Шахматный турнир

Индивидуальный контроль

осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов;

 

9.

Игра всеми фигурами

Работа с дидактическими материалами Работа в тетрадях

Наблюдение за работой учащихся

Формирование умения самостоятельно составлять план действий

 

10.

10н

Шах, мат,пат-21ч

Техника матования одинокого короля

Работа с дидактическими материалами Работа в тетрадях

Самостоятельная работа

Умение работать по инструкции

 

11.

11н

Техника матования одинокого короля

Работа с дидактическими материалами Работа в тетрадях

Индивидуальный контроль

Формирование умения самостоятельно составлять план действий

 

12.

12н

Техника матования одинокого короля

Решение простейших задач

Карточки с индивидуальными заданиями

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение)

 

13.

13н

Линейный мат

Работа с дидактическими материалами

Работа в тетрадях

Тест

компетентность разрешения проблем

 

14.

14н

Достижение мата без жертвы материала.

Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях

Индивидуальный контроль

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение целеполагание

.

15.

15н

Линейный мат

Решение простейших задач

Самостоятельная работа

осуществлять рефлексию и самооценку

 

16.

16н

Достижение мата без жертвы материала.

Знакомство с фигурой. Ее отличительные особенности.

Работа в тетрадях

Наблюдение за работой учащихся

обобщение

 

17.

17н

Шахматная комбинация. Мат тяжелыми фигурами

Закрепление знаний о фигурах Работа в тетрадях

Устный опрос

использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности

 

18.

18н

Шахматная комбинация.

Решение простейших задач

Самостоятельная работа

Развитие мыслительных операций

 

19.

19н

Игра всеми фигурами

Решение простейших задач

Индивидуальный контроль

анализ, синтез, обобщение

 

20.

20н

Игра всеми фигурами

Решение простейших задач

Самостоятельная работа

планирование деятельности

 

21.

21н

Дидактические задания

Знакомство с фигурой. Ее отличительные особенности.

Работа в тетрадях

Самостоятельная работа

компетентность разрешения проблем

 

22.

22н

Дидактические задания

Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях

Устный опрос

целеполагание и планирование деятельности

 

23.

23н

Шахматный турнир , посвященный Дню Победы.

Шахматный турнир

Наблюдение за работой учащихся

целеполагание и планирование деятельности

 

24.

24н

Дидактические задания

Решение простейших задач

Наблюдение за работой учащихся

целеполагание и планирование деятельности

 

25

26

25н

26н

Двойной шах.

Мат и пат

Решение простейших задач

Решение простейших задач

Наблюдение за работой учащихся

целеполагание и планирование деятельности

 

27

27н

Мат и пат

Решение простейших задач

Самостоятельная работа

Развитие мыслительных операций

 

28

28н

Шах и мат пешкой.

Решение простейших задач

Индивидуальный контроль

анализ, синтез, обобщение

 

29

29н

Правило квадрата.

Решение простейших задач

Самостоятельная работа

планирование деятельности

 

30

30н

Мат двумя слонами.

Знакомство с фигурой. Ее отличительные особенности.

Работа в тетрадях

Самостоятельная работа

компетентность разрешения проблем

 

31

31н

Игровые ситуации -4ч

Развитие фигур.

Закрепление знаний о фигуре. Работа в тетрадях

Устный опрос

целеполагание и планирование деятельности

 

32

32н

Шахматный турнир , посвященный памяти Прокудина С.А.

Шахматный турнир

Наблюдение за работой учащихся

целеполагание и планирование деятельности

 

33

33н

Игра всеми фигурами

Решение простейших задач

Наблюдение за работой учащихся

целеполагание и планирование деятельности

 

34

34н

Игра всеми фигурами

Решение простейших задач

Наблюдение за работой учащихся

целеполагание и планирование деятельности

 

 

 

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Дата

Тема

Вид контроля

примечание

8н.

Шахматный турнир «Первенство класса»

Шахматный турнир

 

23н

Шахматный турнир , посвященный Дню Победы

Шахматный общешкольный турнир

 

32н

Шахматный турнир , посвященный памяти Прокудина С.А.

 

Шахматный городской турнир

 

Литература

1.Сборник программ общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-4) в двух частях часть II Москва Министерство образования России «Просвещение» 2004г

2. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64

Данная программа предусматривает работу по индивидуальным рабочим тетрадям для учащихся «Шахматы, второй год, или там клетки черно-белые и тайн полны» И.Г .Сухин ,Обнинск «духовное возрождение»2000

 

Список литературы для учителя:

Детская энциклопедия « Шахматы от А до Я» В. Поляков1996г.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.