Урок-игра «В поисках затерянного королевства» (4 класс)
Информатика – 4 класс
Сценарий урока-игры
«В поисках затерянного королевства»
Цель урока:
В игровой форме провести обобщение и повторение учебного материала по теме «Основы моделирования»
Задачи урока:
Познавательные:
Повторение и закрепление понятий объекта, модели, процесса моделирования
Повторение и закрепление знаний о целях моделирования и видах моделей
Коммуникативные:
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся
Развитие у учащихся логического мышления и мыслительных операций
Личностные:
Воспитание у ребят чувство уважения к науке, знаниям, труду
Воспитание доброжелательного отношения к друг другу.
Тип урока
Урок обобщения знаний
Оборудование
Компьютеры
Интерактивная доска
- презентация для интерактивной доски
NOTEBOOK / 2.74 МбПрограмма презентаций Microsoft PowerPoint
Графический редактор Paint
Учебная программа по теме урока
Карточки с заданиями
План урока
Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка целей – 4 мин
Актуализация знаний. Разминка – 5 мин
Проведение игры (1 часть) – 15 мин
Физкультминутка – 3 мин
Проведение игры (2 часть) – 15 мин
Рефлексия – 1 мин
Домашнее задание – 2 мин
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в сказку. Любите ли вы сказки? Тогда слушайте и смотрите внимательно. (слайд)
Жил-был король. Государство у него было замечательное, вот только сам король был глупый и вредный! И служил у этого короля ученый мудрец – умный-преумный, талантливый-преталантливый, и много это мудрец для государства того сделал да изобрел, а за это любил его народ да уважал. (слайд)
Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со службы. А вместе с мудрецом покинули государство знания и ум. Постепенно стали исчезать из страны техника, все устройства и изобретения, а в один прекрасный момент и само государство растворилось в воздухе!
И остался король один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые да помогут государство вернуть. (слайд)
Король. Пожалейте меня, ребята, помогите страну свою отыскать! Оставил мне ученый мудрец на прощание записку-подсказку да обрывок карты с волшебным компасом. А я грамоте да наукам не учен – вот и не могу разобраться, что со всем этим делать. (слайд)
Учитель. Ну что, ребята, поможем горе-королю?
Дети. Да! Поможем!
Учитель. Но приключение нам предстоит большое, а дорога длинная.
В подсказке ученого сказано:
Всю карту раскрыть и царство вернуть
Рискнешь и тотчас же отправишься в путь.
Пусть тот, кто объекты с моделями знает,
На компас волшебный смелей нажимает.
Ребята, ведь мы с вами только что изучили объекты и модели. Справимся ли мы с заданиями в пути?
Дети. Да, справимся.
Учитель. Давайте-ка, прежде чем двинемся дальше, вспомним и проверим, что вы знаете про модели и объекты.
2.Актуализация знаний. Разминка.
Учитель читает стихотворение, которое иллюстрируется слайдами презентации, а дети хором отвечают.
Ну, ребята, вспоминайте,
Хором дружно отвечайте.
Надо срочно разобраться,
Что – объект, а что модель:
Нарисован страшный зверь –
То объект или модель? (слайд)
Еду я на самокате?.. (слайд)
Кукле смастерила платье?.. (слайд)
Вот бумажный самолет!... (слайд)
В океане кит живет?.. (слайд)
Чертежи на новый дом?.. (слайд)
Жук летает за окном?.. (слайд)
В мире мы живем большом –
Разобраться сложно в нем:
Все в нем нужно изучить,
Описать, изобразить.
Нам модели помогают
И объекты заменяют!
3.Проведение игры (1 часть)
Учитель. Молодцы, ребята. Вы неплохо разбираетесь в объектах и моделях, а значит, мы можем отправляться на поиски затерянного королевства. (слайд)
Итак, пусть тот, кто быстрее всех отвечал на вопросы разминки, нажмет мышкой на волшебный компас. (слайд)
Вот перед нами ворота королевской крепости. И эти ворота мы сможем пройти, лишь выполнив задание.
Задание 1.
Назовите, для каких реальных объектов фигура круг является моделью. (слайд)
Проводится фронтальный опрос детей. По результатам опроса самый активный ученик имеет право нажать на волшебный компас, и путешествие будет продолжено.
Если ребята затрудняются ответить на вопрос, можно предложить им загадку-подсказку:
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит (солнце)
Слайд с ответами
Подумайте, какая еще геометрическая модель является общей для многих различных объектов.
Ответ: геометрическая модель – прямоугольник, объекты: книга, пенал, лист бумаги, спичечный коробок и т.д. (слайд)
Молодцы, ребята! Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась! (слайд) Нажмите на волшебный компас, чтобы пройти дальше.
Следующий этап нашего пути – Таинственный лес. В нем живет меткий лесной стрелок, который всегда попадает точно в цель. И только если мы правильно разберемся в целях моделирования, он пропустит нас дальше. (слайд)
Задание 2.
Определите, для каких целей создана каждая из моделей, и соедините линией модель и соответствующую ей модель. (слайд)
Модель |
Цель создания модели |
Портрет человека |
Символическое обозначение человека |
Скелет человека |
Моделирования роли материи |
Чучело на огороде |
Изучение строения человеческого организма |
Кукла |
Символическое изображение человека, для отпугивания птиц |
Условные знаки |
Изображение человека, наиболее приближенное к реальности |
Дети работают с интерактивной доской и презентацией.
Соединяют линиями модель и цель.
И вот мы в Городе мастеров, где живут талантливые ремесленники, архитекторы и художники. (слайд)
Задание 3.
По словесной модели КОЖЗГСФ – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - определите объект и нарисуйте на компьютере графическую модель известного явления природы с помощью программы Paint.
Дети рисуют на ПК рисунки
Затем показывается слайд с радугой
И с этим заданием вы справились. Карта еще больше открылась. (слайд)
Хорошо поработали вы в пути, но пора привал нам сделать, физкультминутку провести.
4.Физкультминутка.
Я зверей вам покажу
И модель изображу.
Повторяйте, не зевайте
И объекты называйте!
Громко по утрам пою?..
Дети изображают животных
Землюя копытом бью?..
………………………….
Косолапо я хожу?..
…………………………..
Дом усердно сторожу?..
………………………….
Корчу я смешно гримасы?..
…………………………..
Прячу за щекой запасы?..
………………………….
Лапкой умываюсь ловко?..
…………………………
Мне милей всего морковка?..
…………………………
А знаете ли вы, ребята, что мы с вами сейчас, изображая повадки животных, демонстрировали соответствующие модели поведения? Вот, видите, каким веселым и интересным может быть моделирования! Молодцы, ребята! А теперь снова продолжаем наше приключение.
5.Проведение игры (2 часть)
Перед нами плодородная провинция волшебного королевства, где живут добрые крестьяне, которые возделывают поля и выращивают чудо-сады. (слайд)
Но вот беда, одной рассеянной бабушке-селянке нужна наша помощь. Она запуталась в своем выращенном на огороде урожае и не может его подсчитать.
Задание 4.
Найти и определить, что выващивала на своем огороде рассеянная бабушка, и составьте математическую модель собранного урожая.(слайд)
Дети пользуясь слайдом работают в тетрадях
Затем ответ на слайде
Отлично, ребята! Мы помогли бабушке и сосчитали ее урожай. Карта почти открыта. Осталось совсем немного. (слайд)
Мы в высокогорной снежной долине королевства. И надо справиться с последним заданием! Для того, чтобы пройти этот этап, нам нужно добыть словесный ключ, но для этого мы должны справиться с заданием. (слайд)
Задание 5.
По графической модели определите народную пословицу или поговорку и дайте ее словесное объяснение.
Рисунки на слайдах. Дети отвечают с места
Рисунок |
Пословица |
Словесное объяснение |
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь |
||
Любишь кататься – люби и саночки возить |
||
Семеро одного не ждут |
||
Цыплят по осени считают |
Мудрец. Молодцы, ребята! (слайд) Вы умные и дружные, нашли ключевое слово и открыли всю карту! Так и быть, я прощу короля и верну его страну, если вы ответите на последнюю мою загадку: чем является эта карта по отношению к государству, которое на ней изображено? (слайд) (модель государства)
Правильно! Угадали. Прощаю короля, думаю, что он усвоил мой урок и изменился. Возвращаю страну обратно! (слайд)
Учитель. Вот и нашлось утерянное царство. Завистливый царь исправился и понял, что ни одно, даже самое богатое, государство без знаний и ума его народа не может существовать. А нам пора заканчивать наше сказочное путешествие.
6.Рефлексия.
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – урок!
Ум и знанья уважайте
И модели изучайте!
Мы сегодня молодцы! Многое повидали, горе-королю помогли да свои знания испытали. Со всеми заданиями справились и друг другу в пути помогали, в беде не бросали.
Самые активные учащиеся по окончании урока награждаются памятными символическими призами, или им выставляются оценки
7.Домашнее задание.
Задание.
К следующему уроку заполните модель нашего сказочного путешествия в виде следующей схемы: