Доклад «Потенциал экологического образования в школе для воспитания и социализации младших школьников»
Пояснительная записка к презентации
Потенциал экологического образования в школе для воспитания и социализации младших школьников
СЛАЙД 1 Учителями начальных классов Алнерской школы проводится целенаправленная работа по социализации младших школьников средствами экологического воспитания, основной целью которой было и остается формирование экологической культуры через экологическое образование, просвещение, воспитание, экологическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание личности.
СЛАЙД 2 Цель нашей работы: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимать сущность взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. А так же приносить посильную практическую пользу.
Уже с первого класса педагоги учат ребят жить в гармонии с природой. Дети совершают увлекательные путешествия в мир природы, а игровые моменты включают ребят в познавательную деятельность и становятся эффективным условием воспитания у детей гуманного отношения к природе, осознания ими себя как части живой природы.
Сегодня хотелось бы рассказать об основных направлениях работы по социализации и воспитанию школьников через экологическое образование:
СЛАЙД 3 Это урочная деятельность как основной вид деятельности в школе. И здесь мы используем экологическую тематику на уроках технологии, литературного чтения, окружающего мира, математики, русского языка и т.д. применяя технологию творческого моделирования, Лепбук, лабораторное оборудование, уроки-защиты.
СЛАЙД 4 Неделя экологии, в течение которой организуются выставки поделок, конкурсы рисунков и плакатов, открытые уроки, внеклассные мероприятия. По итогам недели у нас традиционно проводится Праздник Урожая. Все мероприятия проходят в динамичной и творческой обстановке.
СЛАЙД 5 Огромный пласт работы составляет подготовка и участие в конкурсах разных уровней: от районных до Всероссийских. Только в 2017 году мы приняли участие в 7 районных, 3-х областных конкурсах поделок с использованием природных или бросовых материалов. Дети заняли 3 первых, 3 вторых, 2 третьих места и два лауреата. Участвовали в конкурсе рисунков «Заповедники и национальные парки – гордость России». Конкурсах фото «Не устаём удивляться», «Родные просторы».
СЛАЙД 6 Отдельно хочется сказать о форуме «Зеленая планета-2017». Мы представили работы в следующих номинациях:
· Многообразие вековых традиций (победитель, лауреат, участники)
· Эко-объектив (победитель, лауреат)
· Природа – бесценный дар, один на всех (участник)
· Природа. Культура. Экология (лауреат)
СЛАЙД 7 Ярким примером социализации детей являются экологические акции, которые направлены на:
• формирование экологического сознания и экологической культуры детей; • улучшение состояния окружающей среды. В процессе подготовки экологических акций её участники достаточно глубоко вникают во все аспекты поставленной проблемы и подробно рассматривают эффективные пути её решения, что приводит к формированию правильных убеждений, мировоззрения, этических норм и социализации личности. СЛАЙД 8 Посещение выставок носит культурный и просветительский характер. Здесь дети приобщаются к истории, культуре и природе родного края. В этом году мы посетили: 1. Купольное кино «Куда исчезли динозавры» 2. Выставку конкурсных работ «Однажды в сказке» 3. Экспозицию районного музея «Русская изба» СЛАЙД 9 Не меньшую роль в играют экскурсии в начальной школе. Это отличная возможность в непринужденной обстановке провести воспитательную работу. Учащиеся начальных классов с удовольствием побывали в 1. Козельском Доме Природы 2. Океанариуме 3. Доме и подворье «Вихляндия» 4. Сезонные экскурсии на территории деревня Алнеры являются традиционными в нашей школе. Их мы стараемся провести интересно и с пользой. Наиболее понравившейся формой стали квесты с использованием элементов гео- и экокешинга, такие как «Чистый родник» и «По следам древних Алнер». СЛАЙД 10 Работа по социализации невозможна без сотрудничества с общественными организациями 1. Сухиничским Домом детского творчества 2. Калужским областным центром туризма, краеведения и экскурсий 3. Центром «Развитие» 4. Эколого-биологическим центром. 5. Министерством природных ресурсов и экологии 6. Национальным парком «Угра»
СЛАЙД 11 Реализация проектов позволяет пробуждать интерес воспитанников к социально значимой деятельности. Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в родной деревне, в учебном заведении. Наши дети начинают понимать, что от них зависят позитивные изменения. Участие в исследовательской деятельности формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим повышается не только самооценка ребёнка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. ребята становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.
Мы принимали участие в севом проекте «Мой любимый Калужский край»
Проект «Деревня моей мечты» участник областного конкурса «Зеленая планета – 2017».
«Эта необыкновенная обыкновенная соль» лауреат, «Живёт такой человек» - победитель районного конкурса «Первые шаги в науке».
В 2017 году летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием был полностью посвящен Году Экологии.
СЛАЙД 12 Ещё одним инструментом в нашей работе является учебно-опытный участок и школьная пасека
Работа на пришкольном участке – это практика применения своих знаний на опыте, приобретение новых умений по выращиванию овощных, декоративных и лекарственных культур, уходу за фруктовым садом. А школьная пасека – это настоящий кладезь для проведения практических занятий по наблюдению за экосистемой.
СЛАЙД 13 К каким же результатам мы приходим, используя экологическое образование в воспитании и социализации младших школьников? Это: 1. Ценностное отношение к природе;
2. Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
3. Получение элементарных знаний о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
4. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
5. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Экологическая работа не может носить эпизодический характер. Это долгосрочный проект с отложенными результатами. И каждый педагог должен понимать, что ничего не изменится в нашей стране в лучшую сторону, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, окружающем мире, а в их головы – экологическое сознание. Ребёнок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.