12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пастухова Марина Леонидовна392
Россия, Башкирская респ.

Авторская многофункциональная дидактическая

настольная печатная игра «Закрой картинку»

Автор: Пастухова Марина Леонидовна,

Вид игры: настольное лото.

Предназначена: для обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОНР, ФФНР).

Учебный предмет: обучение грамоте, индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи,

Рекомендуемое время: 10-15 минут (с учетом возрастных и психологических особенностей детей).

Справка. Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему.

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям старшего дошкольного возраста чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и «погрузить» ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв.

Осуществлять такую работу необходимо последовательно и систематизировано. Дети учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.


Пояснительная записка

Дидактическая игра «Закрой картинку» способствует формированию у детей умения выделять гласный звук из начала и середины слова из собственной речи, сравнивать слова по звучанию, понимать их по смыслу. Игра может быть применена

- в индивидуальной деятельности

- как часть занятия

Цель игры: Формирование навыков звукового анализа

Задачи:

- учить выделять звук из слова на этапе собственного проговаривания;

- развивать внимание, мышление;

- расширять и обогащать активный и пассивный словарь;

- совершенствовать навыки самостоятельности при выполнении заданий;

- воспитывать усидчивость, целеустремленность;

Ожидаемые результаты: в ходе игры обучающиеся совершенствуют навыки звукового анализа слов, умение вслушиваться в речь.


В игру входит:

Методическое сопровождение (варианты проведения игр, речевой материал) см.ниже






Игровые поля для выделения гласного из начала слова


t1587375527aa.png



t1587375527ab.png

t1587375527ac.png


Игровые поля для выделения гласного из середины слова


t1587375527ad.png







4) Игровые поля для подбора паронимов

t1587375527ae.png



t1587375527af.png

t1587375527ag.png



t1587375527ah.png

t1587375527ai.png


t1587375527aj.png


5) Фишки (пуговицы, магнитики и т.д.)


Методическое сопровождение игры

Игра создана по образцу, данному в пособии Л.М.Козырева «Развитие речи детей -7 лет». Первоначально педагог объясняет правила игры, является ведущим, наблюдает за ходом игры, исправляет допущенные ошибки, при затруднении оказывает помощь, в последующем дети могут играть самостоятельно.

Можно проводить как игру-соревнование с несколькими детьми, как упражнение для отработки умений в выделении гласного звука из слов и развития фонематического слуха на материале слов-паронимов.

При повторной игре рекомендуется игровые поля (карты) менять у игроков.

Количество игроков: от 1 до 8 человек.

Правила игры:

Вариант для карточек для выделения гласных звуков.

Карточки дети выбирают или их по очереди раздает ведущий; дети проговаривают слова самостоятельно, а педагог помогает им при затруднениях. У каждого ребёнка есть одна большая фишка (лучше красного цвета) или камушек (пуговица, фигурка и т.п.). После того как лети ознакомились с названиями картинок на своей карточке педагог даёт задание: Закройте ту картинку, в названии которой звук [А] (или У,И,О). Дети в полголоса проговаривают названия картинок и закрывают фишкой только одну. После задание проверяется и повторяется так же с другим звуком.


Вариант для карточек для выделения гласных звуков.

Детям раздаются карточки с картинками (можно по две), дети рассматривают их и называют картинки (педагог контролирует проговаривание, помогает). После того как дети приготовились, педагог объясняет правила: - «Я буду проговаривать слова, вы внимательно слушайте, если у вас есть картинка к этому слову, то поднимите руку, если вы правильно подобрали картинку к слову, то получаете жёлтую фишку, а если ошиблись, то получаете штрафную коричневую фишку. Будьте внимательны, ведь слова звучат похоже, а отличаются одним или двумя звуками и обозначают разные предметы».

Педагог произносит слова вразброс: будка, миска, дудка, мишка и т.д. По ходу игры уточняет значение некоторых слов и обращает внимание детей на то, что что похожие по звучанию слова обозначают абсолютно разные предметы (например, горка-корка, шесть-жесть и т.п.)

Практическая значимость игры:

Посредством активной и содержательной деятельности, в которой учащиеся осознанно воспринимают и самостоятельно проговаривают: сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают, закрепляют и прочно запоминают педагог достигает положительных результатов с минимальными усилиями.

Оптимизируется и повышается эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализируется обучение детей с разным уровнем познавательного развития.

Повышается мотивация, создаются положительные эмоции и настроение, так как игра красочна, понятна и интересна каждому. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность воспитанника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть (ситуация успеха).

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Игра апробирована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья (тяжелые нарушения речи).


ИГРАЙТЕ С ПОЛЬЗОЙ И УДОВОЛЬСТВИЕМ!


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 20.04.20 в 16:12 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за труд! Интересная разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.