Родительское собрание «Играем в песочнице»

5
2
Материал опубликован 14 October 2017 в группе

Родительское собрание на тему: «Играем в песочнице»

Пояснительная записка

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Трудно переоценить значение сенсомоторного развития в дошкольном детстве. В игре с песком идет накопление представлений об окружающем мире, совершенствуется деятельность органов чувств, развитие художественно-творческих способностей ребенка.

Мир развивается, меняются дети и их родители, растет необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно – обоснованных путей сенсомоторного развития детей для их готовности к обучению в школе.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с кинетическим песком по сенсорному развитию и мелкой моторике у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует развитию воображения, формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В качестве авторского практического материала мною представлен конспект родительского собрания-практикума. Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников средней группы при непосредственном участии родителей.

Форма проведения: собрание-практикум.

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах сенсомоторного воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

— познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

— познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;

— создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.

Участники: Родители воспитанников, воспитатели.

Материал и пособия:  – контейнеры с песком, стеки, разноцветные камешки, влажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей.

2. Разработка сценария.

3.Подготовка необходимого оборудования и материала для оформления групповой комнаты.

Ход собрания.

- Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор возьмём в игру…

Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,

Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!

(Т. Грабенко)

С древних времен известна игра с песком, эти игры богаты разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.  Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Не умея выражать свои переживания, страхи словами, ребенок может выразить их в играх  с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. В игре приобретает бесценный опыт разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

И на сегодняшний день игра с песком становится все более популярной как в педагогической  прак­тике, так и в работе психологов.

В песочнице развивается тактильная чувствительность ребенка.

Советский педагог В.А. Сухомлинский сказал «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Эти слова дают объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов,  складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем раньше он начинает говорить.

Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. Существенно повышается мотивация ребенка к занятиям и более интенсивно и гармонично происхо­дит развитие познавательных процессов. Учитывая, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» нега­тивную психическую энергию, то во время образователь­ной работы происходит и гармонизация психоэмоционально­го состояния ребенка.

Вот сегодня я вам предлагаю самим вернуться в детство и поиграть с песком, снять негативное

настроение, расслабиться.

Метод песочной терапии для взрослых дает возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и при желании, изменить ее. Расставленные фигурки в пространстве песочницы будут олицетворять Вашу проблемную ситуацию. Песок становится землей, голубое дно песочницы превращается в водную гладь, борта – стороны горизонта. Фигурки людей и зверей, «ожившие» в Ваших руках, начинают разыгрывать Вашу личную сказку и вести ее к счастливому завершению.
   В этой истории Вы будете сказочником и главным героем. Поймете суть своей проблемы, найдете способы ее решения и получите удовольствие от игры.
   Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках.

До начала работы ознакомьтесь с детскими правилами игры в песок.

Правила поведения детей в песочнице

1. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.

2. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

3. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!

4.Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

5. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!

6. После игры с песком – помой руки!

1.Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Задания:

·         Дотрагиваться до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

·         Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

·         Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

·         Перетираем песок между пальцами и ладонями

Родители описывают и сравнивают свои ощущения:

·         «приятно – неприятно»

·         «колючее – шершавое – гладкое»

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие мелкой моторики обеих рук, развитие тактильной чувствительности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (следов разных животных); формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; доброжелательных взаимоотношений людей (помочь, ласкового обратиться); развитие речевого творчества (придумывание названия фантастического животного).

Материалы: песок.

Ход игры.

·                    «Идут медвежата» — взрослый кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

·                    «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев взрослый ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

·                    «Ползут змейки» — взрослый расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

·                    «Бегут жучки-паучки» — взрослый двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

·                    «Кроказябла» — родители оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

3.«Портрет на песке»

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу человека через применение игр с песком.

·         Инструкция: «Родители, нарисуйте на песке свой портрет:

·         ©  когда вам дарят подарок;

·         ©   когда вас обидели;

·         ©   когда вы испугались;

·         ©   когда увидели радугу».

·         Материал: песочница, стеки, разноцветные камешки.

4. Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Теперь мои милые творцы встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения как - будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

Мой дом – Вселенная, а я – её частичка,

Частичка – точечка, частичка – невеличка

Звездочка блистает – тоже точечка,

Но свет её сияет и путь всем освещает

Я звездочкой блесну, всем людям помогу!

Педагог: Я надеюсь игра с песком вас порадовала. Подведем итог.

 

В чем польза кинетического песка для детей

Перечислим главные полезные свойства такой игрушки, как кинетический песок.

1. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики детских рук.

2. Своеобразная текстура активно развивает тактильную чувствительность.

3. Игра в песочнице помогает развитию творческого воображения.

4. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние малыша. Игра поможет детям раскрыться и приучит к концентрации внимания. Детскими психологами активно используется кинетический песок.

5. Чрезвычайно увлекательно играть с этим материалом даже в одиночку и, главное, полезно. А в компании, еще развиваются коммуникативные навыки.

6. Родителям не надо беспокоиться о безопасности ребенка в то время, когда он играет в песочнице. И у них появится время для себя.

Полезен ли кинетический песок для подростков?

Можно смело утверждать, что он является универсальной развивающей игрушкой. Он может принести немалую пользу, как детям, так и подросткам. В подростковом возрасте чрезвычайно сложно открыто выразить свои чувства и поделиться переживаниями. Для того чтобы избавиться от внутреннего напряжения, можно изобразить на поверхности материала пугающие образы, а затем нарисовать возможный выход из сложившейся ситуации.

Взрослым тоже может помочь кинетический песок?

Экспериментально доказано, что игра с этим материалом снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует мышление и воображение. Офисные работники, которые поставили себе на рабочий стол небольшую чашку с кинетическим песком, признались, что у них значительно снизился уровень нервозности и раздражительности, например при разговорах с коллегами или телефонных звонках клиентам. Разминка рук с песком, даже непродолжительная, помогает человеку морально отдохнуть, а также возвращает энтузиазм и повышает работоспособность, дарит положительные эмоции и новые ощущения.

 

Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами.

Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (Ответы родителей). Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей является песок.

Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.

 

Решение родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках сенсомоторного развития детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм и материалу по сенсорному развитию в детском саду и дома.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю, Елена Анатольевна. У Вас отличная разработка род. собрания. Спасибо.

23 November 2017

Замечательный материал! А главное многофункциональный!

11 June 2018