12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоусова Елена Александровна1231
Россия, Самарская обл., Самара

Игра-квест «В дебрях ошибок»

(Мероприятие, посвящённое дате «21 февраля — Международный день родного языка»)

Цели: Познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка. Воспитывать культуру речи. Прививать любовь и бережное отношение к родному языку.

Описание игры: На стенде расположены пазлы ( они же пункты прохождения игры или уровни, их 7) На каждом пазле есть кармашек, там спрятана цифра. На обратной стороне пазла написан пункт, в котором будет выполняться задание, ответом на задание будет буква, которую надо будет вложить в кармашек вместо цифры. Должна получиться фраза. В нашем случае это совет ученикам: « Язык учи». Цифры на пазлах расположили так: 6-Грот Царевны, 7-замок Кощея, 4-Терем Берендея, 2-Болото. Дом Кикиморы, 1-Поле чудес, 5-Избушка Бабы Яги, 3-Заячья нора. На каждом уровне обязательно проводится игра в ассоциации (название — ассоциативный ряд), это необходимо для развития речи, данное упражнение на коммуникацию позволяет заинтересовать учащихся, мотивирует найти правильный ответ на задание. Цифры на пазлах осознанно даны не по порядку, чтобы усложнить игровую задачу. После слов ведущего (с вступлением и пояснением) ребята выбирают любой пазл, получают цифру, видят пункт, к которому отправляются, чтобы выполнить задание и отыскать ключ- букву, после этого они переходят к другому пазлу. Игра считается оконченной, когда составлена задуманная фраза, если буква какая-то неверная, возвращаются, находят ошибки.

Вступление: 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.

Родной язык – это живая связь времён. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

В революционной России 1917 года насчитывалось 193 языка, а в декабре 1991 года — только 40. Ежегодно исчезало в среднем два языка. Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков (айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136. Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту малых народов, исчезающих языков. И задача эта важная и актуальная. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите. Язык – это оружие, и его надо знать. «Пулей попадёшь в одного, а метким словом — в тысячу» (Пословица).

Сегодня мы отправимся в путешествие по вымышленной стране в игре-квесте «В дебрях ошибок» (объясняются правила игры).

Перед вами лес дремучий,

он «великий и могучий»,

чтобы в нём не заблудиться,

нужно грамоте учиться,

и тогда тяжёлый путь

вы пройдёте как-нибудь.

Ждёт вас терем Берендея,

замок страшного Кощея,

гроб Царевны мёртвой в гроте,

дом Кикиморы в болоте.

Поведёт вас вдаль дорога

прямо с этого порога...

Прохождение пунктов игры.

1.Поле чудес. Имя существительное. Нариц., неодуш., ж.р. 1-е скл. В названии этой зерновой культуры гласная буква повторяется 3 раза. Какая это буква? (кукуруза - у)

2.Болото. Дом Кикиморы. Игра «Четвёртый - лишний». Какое слово лишнее в ряду? У него нет антонима. (1-я буква этого слова - ваш ответ.)

Катет, медленный, утро, любить. (Катет).

3.Заячья нора. Слово «хурма» заимствовано в 19 веке из тюркского языка, где оно означает некий фрукт, представляемый нами совершенно иначе. Найдите в этимологическом словаре название этого фрукта, дважды повторяющаяся гласная в его названии будет вашим ответом. (хурма-финик-и).

4.Терем Берендея. Это третья буква в слове, в котором количество букв и звуков не совпадает.

Льёт, тля, сеешь, язык, смена, леска, рай, чудо. (ы)

5.Избушка Бабы Яги. «У щучки - чешуйка, у чушки - щетинка». В этой скороговорке есть 3 звука, которые всегда мягкие, но один из них повторяется чаще других, найдите этот звук - он ваша отгадка. (ч)

6.Грот Царевны. «Съешь этих мягких французских булочек да выпей же ещё чаю». Попробуйте определить, в чём заключается особенность этого предложения. Назовите последнюю букву на основании своего ответа,-это ваша разгадка. (Все буквы алфавита) (я)

7.Замок Кощея. Сосчитайте количество грамматических основ в предложении, найдите это число-букву в слове «КРУИЗ».

«На трубе лежал иней, ведро обжигало пальцы, ледяные звёзды лежали над безмолвным и чёрным краем, и только в доме Пожалостина тускло светилось окошко: дочь его читала до рассвета». (5.Буква З)

Штрафные задания за ошибки.

1.Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.
1) МЕ (…) ОЛАД (шок)
2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)
3) УТКО (…) ОРОГ (нос)
4) КАБ (…) ОШКО (лук)
2.«Вопрос-ответ». (Подумать за 1 мин. и ответить на вопрос быстро и правильно)
- Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?
- Какие вопросы имеет родительный падеж?
- Какие вопросы имеет винительный падеж?
- Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.
- Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- В каком времени может находиться глагол?
- Назовите местоимения 1,2,3 лица?

Подведение итогов. Заключение. Азербайджанский поэт и общественный деятель Сабир Абдулла призывал всех:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих мудростью книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник –

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Дата проведения: 21 февраля 
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 14.02.19 в 18:21 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за инетересную разработку!
Селиванова Галина Геннадьевна, 20.06.22 в 15:23 1Ответить Пожаловаться
Интересно! С благодарностью воспользуюсь в учебном году.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.